Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

306 Глава 5. Основы семейного консультирования бенка (частота и продолжительность, территория встреч, участие третьих лиц и пр.);
• консультирование по проблеме подготовки детей к распаду семьи и се- парации одного из родителей (время и форма информирования ребенка о разводе, выработка стратегии и тактики поведения родителей в период раз- вода и постразводный период);
•формирование нового образа семьи, помощь в планировании разреше- ния проблем, связанных с изменением ролевой структуры семьи и выходом женщины на работу (как правило, после развода мать либо выходит на ра- боту, если она ранее не работала, либо ищет сверхурочную или дополни- тельную работу);
•оптимизация детско-родительских отношений и типа семейного вос- питания как профилактика эмоционально-личностных нарушений детей,
переживших развод;
•сопровождение эмоционального развода, создание сети социальной поддержки разведенных супругов;
•сотрудничество в решении задачи реконструкции личностной иден- тичности разведенного супруга, профилактика депрессии, роста тревожно- сти, развития страхов и фобических реакций;
•работа с ребенком с целью предупреждения эмоционально-личност- ных нарушений развития и поведенческой дезадаптации;
•оптимизация отношений разведенных супругов для обеспечения ус- ловий эффективного выполнения ими родительской функции воспитания детей.
В табл. 7 сформулированы основные обращенные к родителям реко- мендации, преследующие цель предупреждения негативных последствий развода для всех членов распавшейся семьи.
Важным направлением консультативной работы в сфере оптимизации детско-родительских отношений в постразводный период является посред- ничество между родителями в переговорах для определения конкретных форм реализации родительской функции разведенным супругом, прожива- ющим отдельно. В последнее десятилетие явно наметилась тенденция воз- растания инициативы и активности отцов в направлении сохранения сво- ей воспитательной роли. Удивительно, но одной из проблем, с которой приходится сталкиваться психологу в консультации, является противодей- ствие матерей, их негативизм и сопротивление попыткам отцов сохранить отношения с детьми после развода. Необходимо знать основные принципы,
которыми должны руководствоваться родители при достижении догово- ренности об участии отцов в воспитании детей. Их несколько:
1. Ребенок должен быть уверен в том, что он любим и дорог обоим ро- дителям. Надо постоянно подкреплять уверенность ребенка в любви, при- нятии и уважении его как отцом, так и матерью. Если родитель, прожива- ющий отдельно, длительное время не общается с нужно суметь


§ 5. Консультирование по проблемам семьи 307
найти для ребенка возможные объяснения этому факту, не подвергая со- мнению чувства к нему такого родителя.
2. Образ каждого из родителей должен быть позитивным. Ребенок дол- жен быть уверен в том, что его мама и папа — достойные люди, заслужива- ющие любви и уважения.
3. Разведенным супругам нужно принять нынешнее семейной положе- ние как естественное и сформировать такую же установку у ребенка. Не стыдиться развода, не говорить о разводе как постыдной недостойной ситу- ации и не умалчивать о нем. Объяснить ребенку, что неполная семья — ни- чем не хуже любой другой семьи, что существуют такие отношения, когда отцы живут отдельно, но продолжают заботиться о детях.
4. Необходимо сохранять доброжелательные отношения между супру- гами, не ставить ребенка перед необходимостью выбора «он/она или я».
Избегать подозрительности, не расспрашивать ребенка о супруге, его но- вой семье, если она существует, не комментировать поступки, подарки, вы- сказывания бывшей «половины», помнить о том, что бывший партнер —
значимый и важный для ребенка человек.
5. Надо работать над тем, чтобы отношения ребенка с родителем, про- живающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не долж- но быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов. Если невоз- можно очное общение, можно использовать письма, телефонные переговоры. Родитель, проживающий с ребенком, должен в случае необхо- димости проявлять инициативу и настойчивость в восстановлении и со- хранении контактов ребенка с другим родителем. Если родителя — посто- янного воспитателя ребенка что-то не устраивает в форме, содержании и месте общения, он вправе предлагать свои варианты его организации и на- стаивать на них.
6. Семейная история не только не должна прерываться с разводом, она должна иметь продолжение. Семейные фотографии и видеозаписи, семей- ные реликвии и рассказы, в том числе «история любви» родителей, долж- ны сохраняться в семье, иметь позитивную эмоциональную окраску, быть для ребенка «лучшими и любимыми страницами» летописи его семьи. Это правило является важной мерой профилактики нарушения семейно-брач- ных отношений в будущей семье самого ребенка.
7. Нельзя ограничивать и прерывать отношения ребенка с бабушками и дедушками из семей обоих родителей. Естественно, что все вышеуказан- ные правила распространяются и на прародителей.
8. Создание новой семьи ни в коем случае не должно стать основанием для ограничения общения и сотрудничества ребенка с родителем. Отчим или мачеха не должны претендовать на то, чтобы занять в сердце ребенка место отца или матери. Друг, опекун, защитник, доверенное лицо, автори- тетный воспитатель — далеко не полный перечень возможных ролей, кото- рые может играть новый член семьи в жизни ребенка.


308
Глава 5. Основы семейного консультирования
Таблица 7
Психологические рекомендации супругам во время и после развода
№ 1
2 3
4 5
6 7
В сфере отношений с бывшим супругом
Укрепляйте сотрудниче- ство и доброжелательные отношения с экс-супругом во время развода
Будьте добры и терпели- вы к себе и другим
Не ищите виноватого,
спокойно проанализируй- те свои ошибки, чтобы не допускать их в будущем
Сумейте поблагодарить экс-супруга за все хоро- шее, что вам довелось пе- режить вместе
Сумейте сказать себе и экс-супругу: «Да, мы боль- ше не муж и жена, но наши отношения продолжаются как отношения матери и отца наших детей»
Пожелайте удачи экс-су- пругу, ведь его благополу- чие — залог поддержки и опоры вашим детям в бу- дущем
Фокусируйтесь на буду- щем — любое изменение,
пусть даже и развод, откры- вает новые возможности
В сфере отношений с детьми
Объясните детям ситуа- цию честно, понятно, не скрывая правды
Объясните, что мама и па- па всегда будут любить их и останутся с ними
Избегайте бурных объяс- нений и конфликтов с су- пругом, обвинений в его адрес в присутствии ре- бенка
Вы разводитесь друг с другом, а не с ребенком!
Не просите ребенка ре- шать, с кем из родителей он останется, и не выпы- тывайте, кого он больше любит. Ребенок любит обоих родителей
Не ограничивайте воз- можности ребенка в обще- нии с папой, бабушками и дедушками — он сейчас как никогда нуждается в любви и внимании
Не терзайтесь чувством вины за разрушенную се- мью, сконцентрируйтесь на том, как устроить жизнь по-новому.
Старайтесь быть счастли- вым — счастливый роди- тель — счастливые дети
Избегайте ненужных из- менений в жизни детей после развода
В сфере отношений с друзьями
Ваши друзья — ваша сила.
Укрепляйте широкую сеть поддержки, не довольст- вуйтесь общением с од- ним-двумя самыми близ- кими друзьями
Не ждите, когда друзья позвонят или придут к вам. Сделайте это сами
Не заставляйте ваших друзей принимать чью-то сторону и выбирать между вами и бывшим супругом,
ведь они друзья вам обоим
Не расспрашивайте дру- зей о бывшем супруге, им может быть неловко, они почувствуют себя «шпио- нами»
Обсудите с бывшим су- пругом, как вам общаться с общими друзьями
Не критикуйте бывшего супруга перед друзьями
Одним из важнейших принципов организации психологического кон- сультирования разведенных супругов является делегирование ответствен- ности за эффективное преодоление следствий развода разведенному су- пругу. Стремление психолога присвоить право принятия ответственного решения относительно стиля жизни разведенной семьи — не просто лож-


§ 5. Консультирование по проблемам семьи 309
ный, но и крайне опасный шаг, ведущий к стагнации постразводного синд- рома и формированию зависимости клиента.
Вопросы и задания
1. В чем сходство и различия семейного консультирования и семейной психотерапии?
2. Дайте краткую характеристику основным моделям психологической работы с семьей.
3. В чем состоят задачи психологического семейного консультирования?
4. Охарактеризуйте стратегию психологического консультирования по поводу супружеской измены.
Какова последовательность основных этапов семейного консультирования?

1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29

ЛИТЕРАТУРА
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М, 2000.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1990.
Акслайн В. Игровая терапия. М., 2000.
Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1994.
Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14.
Психология. 1987. № 2. С. 60-72.
Алешина Ю.Е., Гозман ЛЯ., Дубовская ЕМ. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.
Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отноше- ний супругов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1989. № 2. С. 44—53.
Алешина Ю.Е., Воловик А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психоло- гии. 1991. № 4.
Алъперович В А. Социальная геронтология. Ростов н/Д., 1977.
Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982.
Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.
Антонов AM., Борисов В А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.
Антонов AM. Микросоциология семьи. М., 1998.
Аниупов А.Я., Шипилов AM. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. М., 1992.
Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.
Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом режиме. Екатеринбург, 1999.
Ачильдиева Ф.Н. Городская многодетная семья // Социс. 1990. № 9.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.
БайярдР. Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. М., 1995.
Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуэна // Вопросы психологии. 1991. № б.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
Блонский П.П. Очерки детской сексуальности // Избранные педагог, и психолог, сочинения:
В 2 т. Т. 1. М., 1979.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2,4.
Браун Дж., КристенсенД. Семейная психотерапия и семейное консультирование. М., 2001.
Брутман В.И., Варга АЯ., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование деви- антного материнства //Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 2.
Брутман В.И., Панкратова М.Г., Етколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин,
отказывающихся от своих новорожденных детей //Вопросы психологии. 1994. № 5.
Бурменская Г.В., Захарова ЕМ., Карабанова О А. и др. Возрастно-психологический подход к кон- сультированию детей и подростков. М., 2003.
Варга АЯ., Смехов В А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вест- ник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 4.
Варга АЯ. Типы родительского отношения. Самара, 1997.