Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2. Функции семьи • 11
ния критериев, позволяющих отличить собственно семью от группы, вклю- чающей несколько генераций, в том числе и объединенных родственными узами, т.е. от «не-семьи». Вывод, к которому пришел исследователь, оказы- вается весьма прозаичным: критерием дифференциации семьи от «не-се- мьи» является совместное проживание и ведение совместного хозяйства.
Именно этот признак принят обществом для спецификации семьи как соци- ального института, который, хотя и приобретает качественно своеобразные формы на каждом из этапов исторического развития общества, вместе с тем сохраняет известную стабильность структурно-функциональных характе- ристик семьи. Недаром общеславянский термин «семья» восходит к обозна- чению территориальной общности [Разумова, 2001]. В русском языке сло- вом «семья» сначала обозначался весь круг родственников с домочадцами и слугами, проживающими вместе, и лишь с XIV в. оно стало использоваться в более узком, специфическом смысле. Итак, основными характеристиками семьи являются: 1) брачные и кровнородственные связи между членами се- мьи; 2) совместное проживание и 3) совместное ведение хозяйства или об- щий семейный бюджет.

§ 2. Функции семьи
Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражаю- щей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:
экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бы-
товую. В доиндустриальном обществе семья была первичной производст- венной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условия существования или создававшей продукты для обмена. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с по- требностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реали- зуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее чле- нов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жиз- ненного цикла;
•репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения).
А.Г. Харчев [1979] считает эту функцию важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Важность ре- продуктивной функции семьи осознавалась обществом еще в Древнем Ри- ме, где при правлении императора Августа были изданы законы, стимули- рующие рождение детей в семьях римских граждан [Зацепин, 1991].
Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически во

12 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи всех странах, независимо от того, сталкиваются ли они с кризи- са рождаемости и «дефицита» людских производительных ресурсов или,
напротив, — необходимостью ограничения уровня рождаемости;
•функцию воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общест- ва, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспита- ние в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние го- ды. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает сво- его значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания,
формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи;
•сексуально-эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуаль- ные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее пол- ной сексуальной гармонии партнеров;
•функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообога- щение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее зна- чимых для личности проблем социально-политической, профессиональ- ной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;
•функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимо- понимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуали- зации;
•рекреативную (восстановительную) — функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильнос- ти членов семьи;
функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несо- вершеннолетних и недееспособных членов семьи) [Зацепин, 1991; Эйде- миллер, Юстицкис, 1999].
За последние десятилетия заметно возросло значение функции эмоци- ональной поддержки и принятия (включая эмпатию и привязанность), ре- ализующей потребности человека в аффилиации и любви. В современном обществе любовь является сущностной характеристикой отношений в се- мье, заключение браков определяется в первую очередь наличием любви между супругами. Впрочем, и причины разводов в значительном числе случаев лежат в области эмоционально-личностных отношений супругов:
все чаще супруги при разводе ссылаются на утрату чувства любви и эмо-


§ 2. Функции семьи 13
циональной близости, отсутствие эмоциональной поддержки и взаимопо- нимания.
Функции семьи не соположены и не равнозначны, они образуют иерар- хическую структуру. Иерархия функций определяется историей семьи как социально-культурного института и историей конкретной семьи. Меняется она в зависимости от исторического периода, социокультурно^ окружения и от стадии жизненного цикла семьи. Например, структура и жизнедеятель- ность семьи XIX в. определялись главенством хозяйственно-бытовой функ- ции, опосредствующей все остальные, в том числе и такие важнейшие, как репродуктивная и воспитание детей. Рождение детей было связано с целе- сообразностью иметь как можно больше работников в семейном хозяйстве.
Дети были нужны и как рабочая сила, и как гарант обеспечения родителей в старости. Рождение сына в семье расценивалось как удача, мальчики бы- ли потенциальными работниками, укрепляющими хозяйственное благопо- лучие семьи. Появление на свет дочери, напротив, воспринималось как уг- роза процветанию семьи. Девушки выходили замуж, покидали семью,
лишая ее затраченных на их воспитание средств и унося часть имущества в новую семью как приданое.
Еще одна функция семьи, практически утраченная в современном обще- стве, — это функция передачи социального статуса. Наследственная монар- хия, передача аристократических титулов по наследству обеспечивали преем- ственность статуса и власти. В настоящее время подобная функция реализуется лишь незначительным числом богатых высокопоставленных се- мей, причем, как правило, не на основе наследования, а за счет обеспечения элитарного образования и введения в соответствующий круг общения. Итак,
семья постиндустриального общества утратила две .важные ранее функции —
экономическую и функцию передачи социального статуса (Т. Парсонс).
В XX в. роль семьи как института социализации подрастающего поколе- ния резко возросла. Увеличилась продолжительность детства, возникли но- вые периоды возрастного развития — к отрочеству, все более расширяюще- му свои хронологические границы, добавилась юность. Особую ценность в жизни семьи приобрела функция воспитания детей, родительская опека уже распространялась на детей не только маленьких, но и взрослых. Бездетность стала переживаться супругами как состояние глубокой неудовлетвореннос- ти семейной жизнью, как потеря смысла брака, возникало чувство самонере- ализованности. Современная семья — семья второй половины XX и начала нашего века — все явственнее утверждает себя в качестве «психотерапевти- ческого союза». Предназначение семьи все в большей степени связывается с созданием уникальных условий для саморазвития и личностной самореали- зации как супругов, так и детей. Воспитание приобретает характер равно- правного сотрудничества родителей и детей, основанного на уважении прав ребенка и, в частности, признании его права на самостоятельный выбор жиз- ненного пути. Указанные изменения в иерархии функционального строения


14 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи семьи отражают, однако, лишь общие тенденции исторического ее развития.
Каждая конкретная семья, безусловно, обладает своей уникальной иерархи- ей, отражающей личностные особенности супругов, семейные со- циокультурные, национальные, этнические традиции, особенности истори- ческой эпохи. Говоря об иерархическом строении функций, надо различать также объективную картину и особенности восприятия этой иерархии чле- нами семьи, т.е. то, какое значение и личностный смысл придают члены се- мьи каждой из этих функций. Восприятие иерархии функционального стро- ения семьи каждым из супругов может значительно различаться. Именно это порождает нарушения взаимопонимания и взаимосогласованности дей- ствий супругов, конфликты в семье, неэффективность ее функционирова- ния, дисгармоничность и деструкцию.
§ 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества
Некоторый прообраз семьи мы находим у животных, занимающих относи- тельно высокую ступень на эволюционной лестнице развития видов. Сис- темообразующими функциями семьи животных являются репродуктивная и родительская. Условия возникновения семьи у животных можно назвать следующие:
• цикличность воспроизводства потомства, позволяющая взрослым осо- бям время, свободное от репродукции, использовать для реализации функ- ций родительского ухода;
•новый образ жизнедеятельности на основе усложнения форм ин- стинктивного и возрастания роли научения, вследствие чего возникает объективная необходимость времени детства как периода подготовки ин- дивида к «взрослой» жизни;
•трудности выживания нового поколения, задающие необходимость осуществления родительской опеки, ухода и заботы на протяжении перио- да достижения зрелости [Кон, 1988].
«Семьи» животных видов различаются по стабильности отношений взрослых партнеров и по характеру реализации родительской функции.
Например, у некоторых видов птиц мы наблюдаем переход к моногамной семье, основными функциями которой является репродукция и родитель- ский уход. В такой семье функции родителей — самки и самца — оказыва- ются специфицированы. Зачастую семья имеет сезонный характер и объе- динение партнеров определяется также и сменой сезонов, диктующих изменение образа жизнедеятельности. Однако было бы неверно, пытаясь проводить параллели и искать сходство между семьями животных и чело- века, игнорировать их принципиальную несводимость друг к другу, качест- венные различия самой природы семьи — в одном случае инстинктивно- биологической, а в другом — культурной, социально-исторической.


§ 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества 15
Детерминантами развития брачно-семейных отношений в истории об- щества стали потребность рода в сильном жизнестойком потомстве, необ- ходимом для выживания рода, и развитие производительной деятельности с соответствующими.ей хозяйственными производственными отношения- ми. Можно выделить следующие этапы развития брачно-семейных отно- шений в истории человечества [Зацепин, 1991]:
•промискуитет (смешанность, всеобщность) — беспорядочная, соци- ально нерегулируемая связь между полами, характерная для самого ранне- го этапа развития человеческого общества;
•эндогамия — добрачная форма сожительства между полами внутри общности, не ограниченная социальными предписаниями;
•экзогамия — социально регулируемая форма отношений между пола- ми с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками.
Закрепление экзогамии обусловлено общими закономерностями перехода человечества от инстинктивно-биологического к социальному культурно- историческому типу жизни, а также вытеснения инстинктивно-биологиче- ских механизмов регуляции поведения человека и замены их социальными регуляторами (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин). Важным фактором за- крепления экзогамных отношений стало рождение жизнеспособного по- томства в тех племенах, где практиковались жесткие социальные табу.
На основе экзогамии возникла первая форма брака — групповой дуаль-
но-родовой брак. В его рамках мужчины одного рода обладали правом на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Субъектом полноправной хозяйственной деятельности, обеспечивающей выживание членов рода, по-прежнему являлся весь род. Воспитание детей также осу- ществлялось всем родом. Парный брак, пришедший на смену групповому,
уже предполагал избирательность и длительность отношений между муж- чиной и женщиной рода. Первоначально основой парного брака выступают лишь сексуальные отношения и личная привязанность партнеров. Функ- ции ведения хозяйства и воспитания детей реализуются родовым субъек- том, а не супружеской парой. Родство определяется по материнской линии в силу того, что установление биологического отцовства оказывается за- труднено. Матриархат как способ организации кровно-родственных отно- шений в этой ситуации более целесообразен для выполнения важнейшей функции продолжения рода. По мере развития земледелия и роста произ- водительности труда дальнейшее становление семьи происходит в направ- лении укрепления ее хозяйственной самостоятельности. Возможности ро- дителей самостоятельно прокормить и воспитать детей, возрастание стабильности сексуальных отношений, цементируемых и общими хозяйст- венными интересами супругов, привели к возникновению моногамной
(единобрачной) семьи. Половой диморфизм обусловил усиление роли муж- чины как кормильца семьи и возрастание ответственности женщины за воспитание детей. Стабильность брачных отношений обеспечила надеж-