Файл: Курсовая работа по мдк 01. 01 Право социального обеспечения.rtf
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»
Курсовая работа по
МДК 01.01 ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
На тему: Общая характеристика ФЗ от «о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Выполнила студентка 3 курса очного отделения
Пергунова Диана Артуровна
Группа: 309-ю
Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Проверила руководитель работы:
Нихматулина Екатерина Владимировна
Подпись_________________________
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовое регулирование системы ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний………………………………..4
-
Принципы и задачи ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, круг лиц, подлежащих данному виду страхования…………………………………………………………………...7 -
Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Учет несчастных случаев на производстве………………….8 -
Субъекты, имеющие право на выплаты по данному виду страхования….14
Глава 2. Обеспечение по ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний…………………………………………………..14
-
Виды обеспечения по страхованию. Размеры выплат…………………….19 -
Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат…………………………………………………………....23 -
Права и обязанности застрахованного……………………………………..25 -
Назначение и выплата обеспечения по страхованию……………………..26
Заключение………………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………………..30
Введение
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Возрастающий риск причинения вреда здоровью работающих, в том числе существенное пропорциональное увеличение профессиональных рисков одного работающего требует от государства своевременных и адекватных мер, поддерживающих и увеличивающих социальную защищенность работающих граждан в системе обязательного социального страхования (прежде всего организации социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Государство является основным субъектом организации социальной защиты работающих граждан в отношении их жизни и здоровья. Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп, в первую очередь, работающего человека и всего населения в целом, имеют общегосударственное значение. От их решения зависит социальное благополучие работающих.
Основная цель курсовой работы направлена на определение правовых основ системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как основной формы организации социальной защиты работающего населения в России. Передо мной стоят задачи, такие как:
1. Изучение системы правового регулирования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
. Раскрытие принципов и задач социального страхования.
. Освоение основ обеспечения по социальному страхованию.
. Определение выплат и назначение по страхованию.
Глава 1. Правовое регулирование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Правовые основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний заложены Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации.
Обязательное страхование отражает общественную (общегосударственную) потребность в страховании. Это может быть потребность в оказании полной и своевременной материальной помощи пострадавшим. Для этих целей государство в законодательном порядке устанавливает обязательность страхования (например, ответственности предприятий - источников повышенной опасности за вред, причиненный третьим лицам, а также окружающей природной среде). Результатом этого становится принятие соответствующего закона об обязательном страховании.
Таким образом, обязательное страхование - это страхование в силу закона.
Обязательное страхование как форма организации страхования имеет такую важную особенность, как всеобщность. Она позволяет включать в сферу страхования всех субъектов, у которых потенциально имеются определенные страховые потребности, при этом не обязательно, чтобы субъект осознавал наличие своего страхового интереса. Кроме того, способ обязательного страхования позволяет обеспечить и страховую защиту конкретного общественного страхового интереса.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации с января 2000 года, которым установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает:
-
обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; -
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; -
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Если говорить о возникновении ОСС от несчастных случаев на производстве, то нужно отметить, что этот вид страхования самый молодой вид обязательного социального страхования в современном российском законодательстве. В то же время он имеет более длительную историю на протяжении всего периода развития России по сравнению с обязательными пенсионным или медицинским страхованиями. В советский период истории развития России государство являлось главным собственником средств производства и доходов от их использования и потому в условиях, когда оно играло роль главного работодателя, а все социальные выплаты производились из государственного бюджета, не имело значения то, кто производит эти выплаты и какой механизм возмещения вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве используется.
Россия значительно позже многих западных стран ввела обязательное социальное страхование наемных работников. Как известно, впервые оно появилось в Германии, где за период с 1888 по 1889 годы был принят ряд законов об организации государственного социального страхования рабочих. Затем началось быстрое шествие этого института по всему миру.
В России, как и в других странах, появлению обязательного социального страхования предшествовало создание различных страховых касс, взаимных страховых обществ, вспомогательных товариществ, а также введение личного страхования жизни. Разновидностью личного страхования было страхование от несчастных случаев на производстве. Показательна в этом отношении деятельность страхового общества «Россия», появившегося в 1888 году. Позже возникли и другие аналогичные общества.
Страхование от несчастных случаев имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев. Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, которая предусматривалась законодательным актом 1901 года о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников за счет работодателей, виновных в повреждении здоровья. Вопрос о гражданско-правовой ответственности работодателя при подобных обстоятельствах был особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 года «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев». Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то степени, предвестником государственного социального страхования в России.
Основы обязательного социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 году законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих».
Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и палых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.
Однако, при всей ограниченности числа застрахованных и недостаточности их обеспечения, эти законы учитывали страховые принципы, действовавшие в других странах. Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперированных началах. Ведущая роль в организации страховых касс и в их управлении принадлежала работодателям и рабочим. До революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях - Страховые присутствия.
1.1 Принципы и задачи ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, круг лиц, подлежащих данному виду страхования.
Основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:
-устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
-всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
-государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
-государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
-паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
-обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
-обеспечение надзора и общественного контроля;