Файл: Тема урока Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития Тема урока Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития Этап.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МБОУ «АСОШ №50» г. Абаза Республика Хакасия
учитель биологии высшей квалификационной
Кирилюк Ольга Степановна
Уроки в 10 классе профильного уровня по учебнику Биология 11 класс, углубленный уровень под редакцией В.К. Шумного и Г.М. Дымшица.
Тема урока: Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития
Тема урока: Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития | ||||
Этап | Цель этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые на уроке УУД |
Актуализация 5 мин. | Психологический настрой учащихся, обеспечение рабочей обстановки на уроке | Добрый день. Сравнительно недавно мы изучали тему «Индивидуальное развитие организмов». Как по другому можно назвать инд. развитие? Так же необходимо вспомнить и еще одну тему: Взаимодействие генов. Какие виды взаимодействия генов вы помните? Проблема: Все ли гены, содержащиеся в нашей ДНК, проявляют свое действие в ходе онтогенеза? Тема нашего урока: 1. Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе. 2.Перестройки генома в онтогенезе. Проявление генов в онтогенезе. Множественное действие генов. Летальные мутации. | Отвечают: Онтогенез. Индивидуальное развитие организма (онтогенез); Взаимодействия аллельных и неаллельных генов. . | Регулятивные |
Мотивация 5 мин | Данный этап урока должен заинтересовать детей на изучение данной темы | От чего зависит фенотип любого организма, например, вашего? У человека 20-25 тыс генов. Как установили ученые только 1,5% всего генетического материала кодируют белки. Остальная часть – некодирующие белки, эту часть дНК называют «мусорная» ДНК, но она играет важную роль в регуляции активности генов и формирования всего организма в ходе онтогенеза. Мы познакомимся с тем, как функционируют гены в ходе онтогенеза. Мы убедимся насколько сложные процессы происходят в клетках нашего организма при реализации наследственной информации. | -От генотипа и среды Слушают учителя, смотрят слайды презентации |
|
Изучение нового материала 17 мин | Этап направлен на получение новых знаний | Дифференцировка – процесс формирования специфических свойств у клеток в ходе онтогенеза. Детерминация – перепрограммирование генома клеток – предшественниц (клетки внешне похожи, но настройка генов уже произошла, уже определена их дальнейшая судьба). Пример детерминации: определение пола у дафний. Реализация программирования развития в одном направлении - дифференцировка(определяется детерминацией). В ходе онтогенеза их несколько. Дифференциальная активность генов. Детерминация: разные участки цитоплазмы зиготы отличаются друг от друга содержанием РНК и белка. Все процессы в клетках на ранних этапах эмбрионал. развития зависят от материнского генома. Иногда детерминация происходит и в результате действия условий среды. (Пол крокодилов, черепах, ящериц). Т.о. происходит выбор одного пути развития из 2-ух. Реализация этого процесса – дифференцировка клеток разных по строению и свойствам. Образование тканей и органов. Организм млекопит и птиц насчитывает около 200 клеток разных типов. В них активны разные гены. Большая часть генов в любой клетке не работает. В одной и той же клетке в ходе онтогенеза могут вкл и выкл разные гены. Выключениие генов происходит в ходе репрессии (подавления активности генов). Таким образом, в ходе эмбриогенеза не все гены начинают работать одновременно. Первыми активизируются гены т.н.гены «домашнего хозяйства», отвечающие за основные процессы обмена веществ в клетке, позднее активизируются гены, отвечающие за развитие органов и тканей. Важную роль в этом играют гормоны. | Отвечают на вопросы учителя: 1-Как влияет температура на пол животных? 2.Какую схему вы могли бы предложить для иллюстрации процесса дифференциации свойств клеток и тканей? Исходная клетка-детерминация-дифференциация 3.Что такое интроны и экзоны? Чего больше в клетках? Схема: гормон-клетка-мишень (определенный тип клеток)-цикл биохим реакций- выработка фермента или др.белка- клетка способна выполнять определенную работу | |
Закрепление 10 мин | | 1.Что такое дифференцировка генов? 2.Детерминация, дифференциальная активность генов? | Просмотр презентации | Регулятивные, самоанализ |
Рефлексия 3 мин | | Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнал… Я научился… Меня удивило… У меня получилось… Было трудно… Я смог …. | | Регулятивные, самоанализ |
Домашнее задание | Оценки за урок с комментированием. | П.42 | | |
| | | | |
Тема урока: Перестройки генома в онтогенезе. Проявление генов в онтогенезе.
Этап | Цель этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые на уроке УУД |
Актуализация 7 мин | Психологический настрой учащихся, обеспечение рабочей обстановки на уроке | 1.В результате чего клетки становятся дифференцированными в ходе онтогенеза? 2.Приведите примеры детерминации, чем они обусловлены? 3.Что такое дифференциация клеток? Дифференциальная активность генов? 4.До какого момента нарастает процесс клеточной дифференцировки? | 1.Включается работа определенных генов(выбирается программа реализации генетической информации). 2.В неоплодотворенной яйцеклетке предопределено положение спинной и брюшной сторон зародыша, переднего и заднего конца. Скопление РНК и белка в этих частях. 3.В дифференцированных клетках разных типов наблюдается активность разных генов: транскрип и трансл разных участков ДНК. 4.Пока идет формирование важнейших органов и тканей. | Регулятивные Познавательные |
Мотивация 3 мин | Данный этап урока должен заинтересовать детей на изучение данной темы | Мы изучили вопросы, связанные с дифференцировкой и детерминацией клеток в онтогенезе. Выяснили, что в дифференцированных клетках работают разные гены. Проблема: Как происходит «включение» и «выключение» генов, регуляция действия генов? - Регуляция активности генов происходит путем геномных перестроек. | Формулируют тему урока «Перестройки генома в онтогенезе». |
|
Изучение нового материала 17 мин | Этап направлен на получение новых знаний | І.Самостоятельная работа в парах по вариантам: 1.Как регулируется деятельность генов у прокариот. 2.Как регулируется деятельность генов у эукариот. -Удаление ДНК происходит и в клетках млекопитающих: из эритроцитов удаляется ядро, тромбоциты и клетки хрусталика глаза также не содержат ядра. Перестройки генома могут быть использованы клетками не только для включения части генома, но и для включения генов. Кроме запрограммированных перестроек могут быть и незапрограммированные. Это приводит к увеличению изменчивости и может иметь приспособительное значение. ІІ. Проявление генов в онтогенезе. Лекция: | 1.Геном прокариот устроен проще, чем у эукариот: нет этапов эмбриогенеза и дифференцировки. Перестройки происходят при образовании спор. Гены имеются, но они «разорваны», при необходимости участки ДНК вырезаются, ген восстанавливается. 2.Регуляция активности осуществляется путем геномных перестроек: лишняя ДНК удаляется из клетки, т.к. дифференцированные клетки используют только небольшую часть генетической информации, содержащейся в ДНК. В гаметах – весь набор генов. Презентация. Просмотр и анализ. | |
Закрепление 8 мин | | 1.Чем можно объяснить тот факт, что даже доминантные гены не всегда проявляются в фенотипе? | 1. Сложными взаимодействиям генов, особенностями регуляции активности генов, влиянием генов – модификаторов, влиянием внешней среды. | Регулятивные, самоанализ |
Рефлексия 3 мин | | Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнал… Я научился… Меня удивило… У меня получилось… Было трудно… Я смог …. | | Регулятивные, самоанализ |
Домашнее задание 2 мин | Оценки с комментированием. | П. 43, 44 . Вопросы № 2-4 стр. 264, устно. | | |