Файл: 1. Феноменология как наука сущность и предпосылки возникновения. (Света).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Феноменология как наука: сущность и предпосылки возникновения. (Света)

Феноменология как оригинальное направление развития философии начала ХХ века связано с именем немецкого мыслителя Эдмунда Гуссерля. Путь Гуссерля в философии определялся не только критикой важнейших для его времени философских направлений и школ, но и внутренним развитием его собственного феноменологического метода, упрочением той рефлексивной воли, которая руководила его поистине экспериментальными исследованиями. В этом смысле можно утверждать, что феноменология –это развивающаяся, а потому не догматическая (т.е. окончательно сформировавшаяся и не нуждающаяся в изменении) наука, но, кроме того, феноменология –это «строгая наука» (т.е. в ней существует правила метода, которых следует придерживаться).

Э. Гуссерль разрабатывал метод феноменологической дескрипции (феноменологического описания). Описывать нечто – значит видеть, понимать то, что подлежит описанию. Что конкретно описывается в феноменологии? Феномены. Феномен –это греческий термин, введенный в философию уже, по крайней мере, Платоном, и означает он «явление». Великий немецкий философ XVIII-н.XIXвв. Иммануил Кант в своем произведении «Критика чистого разума», явившемся основой немецкой классической философии, и, что для нас теперь наиболее важно, –началом феноменологической философии, дает определение понятия «феномен». «Неопределенный предмет эмпирического наглядного представления называется явлением» (И. Кант Критика чистого разума. СПб., 1993. С.49). Понятию «феномена» Кант противопоставляет понятие «ноумена», или умопостигаемого предмета. Таким образом, феномен –не мыслится, но пред-полагается нашим сознанием Феномен потому смутно дан как «неопределенный», что он предстоит нам еще «до» своего понимания, только благодаря нашей способности быть данным посредством ощущений. Другое дело «ноумен», он есть результат иных способностей сознания, его свободы от ограниченности чувственного опыта. В самом деле, если мы хотим понять какую-нибудь картину, мы должны ее увидеть, т.е., согласно Канту, организовать ее как феномен, чтобы затем понять, а значит, -преобразовать ее в «ноумен». При этом рассудок демонстрирует свою свободу и отвлеченность от «чувственной картинки», поэтому ноуменальное наше знание, согласно Канту, является проблематическим, т.е. «не может быть познано как объективно реальное» (И. Кант Критика чистого разума. СПб., 1993. С.189). Стало быть, реальность осталась «по ту сторону сознания», а само сознание осуществляется посредством перехода от чувственного за счет «способности воображения». Значит «феномены» мы знать не можем, они осуществляются на уровне «предсознания», а «ноумены» как результат нашей познавательной способности, существуют «по ту сторону реальности». Вот настоящая трагедия познающего рассудка, ограниченного двумя основополагающими способами «реализации мира» в сознании: в чувственных представлениях и в познавательных ноуменальных формах. Гуссерль полагал (впрочем, к этому он пришел не сразу),что кантова структура познания изначально осложнена противопоставлением феноменов ноуменам, а потому и приводит к антиномиям и неразрешимому противоречию. Феномен, по его мнению, не следует рассматривать как форму «предсознания», всякий феномен реализуется как полноценное и структурно вполне определенное понимание, как абсолютно законный результат работы сознания. Феномены -это все, что является результатом деятельности сознания, что дано в качестве предмета и наделено конкретным, неважно ясным или смутным, значением и смыслом. Если обобщить это совершенно иное, по сравнению с Кантом, представление о феноменальном мире, которое предлагает нам Гуссерль, то следует сказать, что феномен –это и результат, и способ реализации предметов в сознании. Феномены –это ментальные (мыслимые) аналоги самым разнообразным вещам и предметам «реального мира». Но вот что особенно важно. «Класс феноменов» значительно шире «класса реальностей», и потому он обладает универсальным, всеобщим и абсолютным существованием. Феномены –это помысленное как таковое. Абсолютное существование такого рода предметов достаточно просто обнаруживается, стоит только задать себе вопрос –можем ли мы найти исключение –представить нечто такое, что нельзя помыслить. Это невозможно, потому что вопрос задается именно тогда, когда мы уже находимся в процессе производства такого рода предметов в сознании, т.е. мыслим «немыслимый» предмет как проблематичный, гипотетический, а, следовательно, уже реализованный сознанием как таковой.


Феноменология -это корпус произведений Эдмунда Гуссерля, первая -совсем небольшая -часть которых была определена к печати самим автором. Вторую, архивную часть его трудов (а это различные рукописи автора, -доклады, тексты лекций, наброски, комментарии, заметки на полях и т.д.) еще более, чем первую, можно отнести к «практическим» феноменологическим исследованиям. Среди всех работ Гуссерля следует прежде всего упомянуть его двухтомное произведение «Логические исследования» (1900 г. –1 т., 1901 г. –2 т.), благодаря которому он получил известность в академических философских кругах, кафедру в Геттингентском университете и множество последователей и учеников. Первый том посвящен критике современной Гуссерлю философии. Второй состоит из 6 исследований. В них Гуссерль еще не сформулировал последовательной феноменологической программы, но основное понятие «интенциональность», уже появляется. В Геттингене Гуссерль, находясь в должности экстраординарного профессора до 1916 г., формирует в своих лекциях и семинарских занятиях основы феноменологического метода, читает множество курсов, которые его ассистенты готовят к публикации, и в результате такой совместной работы появляются два важнейших феноменологических произведения –«Идеи к чистой феноменологии» (1913 -первая книга) и «Феноменология внутреннего сознания времени» (курс разрабатывался в 1905, 1910 и 1917 гг.). Затем в 1928 г. Гуссерль уходит в отставку по возрасту и начинает одну за другой издавать книги. В 1928 г. появляется «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», в 1929 г. –«Картезианские размышления» и «Формальная и трансцендентальная логика». Именно эти произведения составляют основу феноменологической философии. Остается вопрос о последователях Гуссерля.Являются ли в строгом смысле феноменологами, многочисленные ученики Гуссерля, -М. Хайдеггер, Р. Ингарден, Е. Финк, а также те, кто непосредственно не общался с философом, но самостоятельно осваивал феноменологию. Среди них -Ж.-П. Сартр, М. Фуко, М. Шюц. Здесь перечислены мыслители, которых нельзя упрекнуть в незнании учения Эдмунда Гуссерля или в непонимании его. Однако, тем не менее, не все они являются феноменологами. Почему? В предельно расширительном смысле к феноменологам можно было бы причислить вообще всех, кто хотел бы так называться, кто время от времени использует феноменологическую терминологию, но, как правило, сводит ее к «феноменологическому остатку». Но на наш взгляд феноменологом действительно может быть только тот, кто практикует принцип феноменологических редукций.


Феноменология описывает «феномены», -бесконечно разнообразные предметно-смысловые модификации, или продукты сознания в виде ее собственных порождений (предметов и смыслов), причем дескриптивный метод –это именно описание феноменов как конкретных структур сознания, как их порождающей основы. Как ни в какой иной философской теории, в феноменологии огромное значение имеют примеры, т.е. анализ конкретных случаев, имеющих структуру феномена. Оригинальность феноменологической философии состоит именно в практике обращения к примерам. При этом единичные случаи, «феномены», или «экземплификации», не могут быть использованы как способ популяризации отвлеченной теории. Употребление примеров не мотивируется в феноменологии потребностью образного усвоения метафизического материала или его подтверждения (верификации). Другими словами, пример не является в феноменологическом исследовании ни иллюстрацией, ни наглядным доказательством, ни приложением приблизительно подходящего случая к идеальному содержанию, которое подвергается философской интерпретации. Напротив, если пример привлекается в феноменологическом рассуждении, от него в дальнейшем невозможно освободиться, он врастает в исследование не как его, в общем-то, необязательный балласт, а как его необходимое содержание. В этом смысле примеры не облегчают философское содержание, а вводят в него дополнительную сложность и напряженность. Они включаются в целостную структуру дескриптивного анализа.
Феноменология по своей сути –конкретная наука. Обращение к примеру –длительная и сложная, многотрудная феноменологическая процедура. Она не предполагает экономии аналитических ресурсов, а напротив, способствует необходимости задействовать все методологические правила и принципы, чтобы удержать единичный случай в феноменологическом исследовании, описать его -а значит -понять.

 

2.Основные понятия феноменологии. Представление о феноменологическом методе.(Света)

Принцип феноменологических редукций - это основа метода Э. Гуссерля. И поскольку без них, без этих редукций, феноменология невозможна, приходится вводную лекцию начинать с объяснения наиболее сложного шага в феноменологической практике. Дополнительная трудность состоит в том, что Гуссерль осознавая значение феноменологической редукции для феноменологии, разрабатывал эту процедуру на протяжении всей своей жизни, так и не изложив ее в законченном и систематическом виде. Целью феноменологической редукции было обоснование перехода от «естественной установки сознания» к феноменологической. С точки зрения «нормального сознания» («естественной установки») «объективный мир» -это постоянный, устойчивый, существующий независимо от нас первичный источник всех наших знаний. С феноменологической точки зрения все обстоит как раз наоборот: само сознание является основой реальности и всех представлений о ней. Именно в этом строго обозначенном смысле сознание является источником «реальности», и вне его не может быть никакого знания о внешнем для сознания мире. Феноменология -начинается с потрясения основ обыденного сознания и даже здравого смысла. При этом Гуссерль вовсе не отрицает реальности внешнего мира, -реальное для него существует проблематически и гипотетически и получает определенность в большей или меньшей степени, когда мы приписываем реальным предметам тот или иное содержание. Доступ к объективному с феноменологической позиции всегда блокирован примысленными к нему смыслами, определениями, оценками, качествами, которыми наделяется предмет. Таким образом, феноменологическая редукция означает «сведение» объектов, вещей, «реальностей» к их, так сказать, мысленным эквивалентам, «явлениям в сознании». Именно в этом состоит суть феноменологической редукции, как «феноменологического обращения» внешних объектов в феномены. Отсюда следует феноменологическое правило: не следует сравнивать реальные вещи с их мысленными отражениями (феноменами), но следует сравнивать разные способы осознания реальности, реконструировать разнообразные смыслы реального. Все, что принято считать реальным в естественной установке сознания, согласно которой вещи существуют вне нас (еще раз повторим, что это не оспаривается Гуссерлем), не является в строгом смысле предметом научной аналитики. Наука лежит не по ту сторону сознания, она и
есть сознание как таковое, а именно, «род систематизированного единства представлений». После определения значения феноменологической редукции, вернемся к вопросу о практическом назначении феноменологии.

Для всех мыслимых предметов Гуссерль находит определение, взятое из средневековой философии «интенциональные» предметы, т.е. включенные в сознание. Итак, феномен имеет абсолютную форму своего осуществления. Его возможность быть –быть представленным в сознании, и совершенно не важно, как, смутно или ясно и вполне очевидно, он нам является. Феномен имеет определенную структурную основу. Феномен -это 1) предмет, 2) смысл, которым наделяется предмет, и 3) форма сознания, благодаря которой он реализуется (один и тот же предмет мы или видим, или воображаем, или вспоминаем,или забываем). Эта структура феномена, -предмет –смысл –формы сознания, в которых даны предмет и смыслы -и определяет систематическую основу описания явлений в феноменологической аналитике. Понимание структуры феномена как явления, основой которого является его осознание, и методика его дескрипции (описания), -именно это составляет проблемное поле феноменологических исследований. Вопрос о продуктивности метода, как и вопрос о состоятельности какой-либо философской школы, имеет значение как осуществление «совместных научных занятий в духе серьезного сотрудничества и нацеленности на объективно значимые результаты», как утверждает Гуссерль, и главное, что отличает феноменологию, –это возможность применить дескриптивный исследовательский метод как описательную технику конкретных феноменов, и, вообще говоря, это означает еще раз произвести феномен в сознании, -уже как предмет нашего понимания и познания. А это значит, что формирование феномена и философская практика его понимания не совпадают, и мы, наблюдая феномен, описывая его, познавая, не всегда отдаем себе отчет в том, что при этом мы его создаем. Явления культуры –это предельно сложные для описания предметы, поскольку они принадлежат к тому, что принято называть «большими событиями в истории», они всегда противоречивы в своих определениях. И поскольку они даны как описания одного и того же предмета в бесконечном множестве возможных, сама эта множественность как будто бы разрушает предметную тождественность. Феноменологическая редукция имеет значение в двух отношениях. Во-первых, она, как было показано выше, позволяет осмыслить, сколь сложно осуществлять переход к объективному порядку вещей и налагает запрет на наивное представление о смысле реальности. В более узком смысле феноменологическая редукция дает доступ к трехосновному анализу структуры феномена –1) к его предмету, 2) к разнообразным смыслам, которыми он наделяется, и 3) ко всем возможным способам, какими он может «реализоваться» в сознании. Структура феномена лежит в основе феноменологической дескрипции. Рассмотрим каждую из основ феноменологического описания. Предмет. Гуссерль показывает, как мы предметно организуем нашу мыслительную деятельность. Главное, что следует здесь прояснить, это как предмет может быть определенным и многообразным одновременно. Предмет является как «“тождественное”, отделенное от меняющихся переменчивых предикатов», как некоторое фиксированное ядро явления. В этом смысле предмет –это “простое Х”, абстрагированное от всех конкретных качеств. Он представляет собой нечто, чему мы даем имя («это –стол», «это дождь», «это –сон», «это -я», «это –Петербург» и т.д.). Предмет –это «подразумеваемое как таковое». На полюсе идентичной тождественности предмет схватывается в категориальной интуиции (т.е. в простодушном и нерефлексируемом узнавании именно этого конкретного явления), просто как «вот этот предмет». Но при этом он обладает некоторой неопределенностью («неопределенной тождественностью»), в нем как будто то бы сосредоточен определенный резерв смыслов. При всех разноречивых характеристиках, которые мы можем дать, например, такому сложному предмету, как Петербург, является именно Петербург, и при всех интерпретациях этого конкретного предмета нашего сознания, мы должны быть уверенными, что мы его не утрачиваем. В противном случае произойдет подмена предмета, и он станет «квазипредметом», «псевдопредметом». Итак, предмет –это фиксируемая самыми разнообразными способами (в словах, в именовании, в наблюдении, в интуитивной уверенности и даже в заблуждении) определенность явления. Смысл. При этом, как было сказано, предмету присваиваются все новые и новые смысловые качества. Смысловая целостность формируется на различных уровнях, -это может быть непрерывность восприятия, когда предмет осуществляется сознанием в длительности своего воспроизводства, в естественной установке мы говорим, что предмет нам дан как «внешняя реальность» в своем «объективном существовании» (например, мы едем в троллейбусе по улицам Петербурга и видим его меняющиеся виды). Мы
можем вспоминать предмет, и он тоже нам предстоит как некоторая иным образом осуществляемая его явленность (например, мы вспоминаем, каким Петербург был десять лет назад).Мы можем воображать этот предмет (например, представлять, как Петербург изменится, если в нем появятся новые постройки). Мы можем рассуждать о «пушкинском Петербурге», «елизаветинском Петербурге», «Петербурге мир искуссников» и т.д., в соответствии с теми дополнительными к его неизменной –предметной –сути определениями, которыми мы его наделяем. Но стоит отметить, что, строго говоря и последовательно мысля, Петербург –это абсолютно идеальная сущность, и видеть такой предмет как Петербург невозможно, его можно только мыслить. Потому формы сознания, которые конституируют (буквально –учреждают сознанием) такого рода предметы, имеют не непосредственный, т.е. данный в восприятии, а репрезентативный (представленный в сознании) характер. И существование таких предметов возможно благодаря многообразным модификациям сознания–особым и бесконечно разнообразным способам деятельности сознания. Основными модификациями являются восприятие и воображение. Подведем итог. Анализ такого предмета сознания, как «Петербург» показывает, что он является производным от деятельности сознания как такового. При этом он относится и к «трансцендентным» предметам, для которых источником их явления служит внешний опыт сознания (восприятие), в котором окажутся представленными отдельные предметы (улицы, здания, площади и т.д.), и к «имманентным» предметам, т.е. таким, которых в восприятии не встретишь, источником их является представление. Совокупность трансцендентных и имманентных предметов и дает явление «Петербург». Источником его является сознание, и только сознание. Если внимательно относиться к такого рода различениям, то, согласно феноменологической теории Гуссерля, мы могли бы увидеть отдельные здания, площади, даже кварталы в перспективе других зданий, находящихся в поле конкретного видения, заданного возможностями нашего зрения. Но мы никогда не увидим предмет, который в абсолютном и полном соответствии с его сущностью назывался бы «Петербургом», потому что «Петербург» -это чисто ментальная (мыслительная) предметная конструкция, удерживаемая в потоке сознания, в котором одновременно могут быть представлены, смутно или вполне отчетливо, и другие предметы. Любой предмет, данный в сознании, обременяется далекими и близкими ассоциативными отношениями, возникающими и спонтанно, ив контролируемых, последовательных, ожидаемых, «отлаженных» связках смыслов. Насыщенность предмета смыслами может соответствовать такому уровню, который Гуссерль определяет как «ноэма», или «фундаментальный кусок смыслов», или «согласованное единство смыслов».Итак, посредством принципа феноменологической редукции определяется своеобразная тематизация реального в феноменологии: “реальное” включено в структуру дескрипции не как предданная сознанию и независимая от него его основа, но как коррелятивная –смысловая его форма. Другими словами, реальное –это один из возможных смыслов, который присваивается сознанием предмету, точнее сказать, вменяется ему как “смысл реального”. В феноменологии такие понятия как “вещь”, “трансцендентное”, “множественное”, “внешнее”, “реальное” должны использоваться весьма осмотрительно. В свете феноменологической редукции коррелятом «Петербурга» является не реальный объект, с которым бы мы его сравнивали. Не стоит искать некоторый «реальный» предмет, не затронутый и не затемненный сознанием. В феноменологии сознание является вообще единственным источником света, и невозможно, или, как говорит Гуссерль, «противосмысленно» искать предметы вне этого источника. Сознание не противопоставлено «реальному объекту», а является единственно возможной порождающей его основой. Если предметом описания является «Петербург», что, с точки зрения феноменологической дескрипции, входит в его содержание? Что конкретно описывается, если «реальный Петербург», или «Петербург-как-он-есть-на-самом-деле», редуцирован? Поскольку феноменология –это описательная, к тому же еще «строгая» наука, следует всякий раз обращаться к конкретным случаям и на их основе строит феноменологическую дескрипцию.