Файл: 1. Феноменология как наука сущность и предпосылки возникновения. (Света).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16. Тенденции развития и проблемы современного образования.

  1. Гуманизация образования – рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним их традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы.

  2. Индивидуализация как усилие еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.Реализация этого принципа проявляется, в первую очередь, в организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъектно-субъектных отношений между педагогом и учеником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного. Личностный (или личностно ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. В рамках этого подхода обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и «зоны ближайшего развития» ученика. Этот учет проявляется в содержании учебных программ, формах организации учебного процесса и характере общения. Суть деятельностного компонента в том, что образование способствует развитию личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее результата влияет на эффективность овладения человеком общечеловеческой культурой. При планировании учебной деятельности необходимо учитывать не только общие характеристики деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), но и ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат).


  1. Демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием. Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием, основная идея которого состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организаторских проблем.

  1. Вариативность, или диверсификация (в переводе с лат. – разнообразие, разностороннее развитие), образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных. Она проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад – школа, школа – вуз и др.). Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

  1. Интегративность проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад-школа, школа-вуз и др.) Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

  2. Психологизация современного образовательного процесса интеграции, тем не менее правомерно выделить ее в самостоятельное направление. Это не только отражает повышенный социальный интерес к психологии (что характерно в периоды социальных кризисов и, как следствие, фрустрации и невротизации общества), но и говорит о том, что сегодня меняется сама формулировка педагогических задач.


Кроме задачи формирования у учащихся знаний, умений и навыков (ЗУН), перед педагогом стоит задача развития мыслительных способностей, которые позволят ребенку получать их. Если формирование поля ЗУН- это педагогическая задача, то формирование мыслительных свойств -это психолого-педагогическая задача. Однако уровень психологической подготовки наших педагогов не позволяет сегодня успешно решать эту задачу.

  1. Переход от информативных к активным методам обучения включает элементы проблемности, научного поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся, он подразумевает отказ от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса в пользу развивающих, стимулирующих творчество личности.

Сегодня достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким потенциалом, умением системно ставить и решать различные задачи, Творчество как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимо личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Формирование такого качества требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

  1. Стандартизация содержания образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она понимается как система основных параметров, принятых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности достижения этого идеала.

  2. Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные учреждения.


1. Цифровизация и цифровая грамотность

Приоритет современного образования – сделать цифровые технологии доступными для каждого ученика, будь то дети из неблагополучных семей, из отдалённых глухих деревень или дети с инвалидностью. Равные возможности для получения образования – одна их ключевых задач нашего общества и государства.

Цифровая грамотность включает не только умение пользоваться современными гаджетами, но и важную для детей область знаний – цифровую безопасность. Дети со школы должны обучаться, как не попасться в лапы аморальных взрослых, уберечься от кибербуллинга, предотвратить кражу паролей от социальных сетей и кредитных карт, какие уловки существуют у мошенников, что такое цифровая гигиена –для этого разрабатывается специальная дисциплина, потому что это важная часть современной жизни и будущего наших детей.

2. Микрообучение. Agile и Scrum технологии

Клиповое мышление — особенность детей диджитал-поколения. Это свойство мышления детей нового поколения дало толчок к появлению такого формата как микрообучение или Agile(эджайл) и Scrum(скрам)-подхода в образовании.

Эджайл и скрам— это методологии, пришедшие из IT-сферы. Они были разработаны для решения задач при большом уровне неопределённости и потребности находить новые нестандартные пути. Сейчас средние школы, колледжи и высшие учебные заведения также внедряют эти форматы обучения в образовательный процесс.

3. Геймификация. Технологии VR и AR

Программное обеспечение АЛМА для изучения темы финансов

Уровень технологий современного мира влияет на восприятие детей. Теперь им скучно просто изучать книги и конспектировать их, нужно вовлечение с помощью визуальной, тактильной, аудиоинформации. 

Получать знания, проводя эксперимент или выполняя квест – намного более эффективно, чем читать об этом в сухих учебниках. Поэтому развиваются интерактивные технологии, технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности.

Уже сейчас во многих школах есть интерактивные доски или интерактивные панели, на которых можно наглядно продемонстрировать деление клетки или симуляцию создания Вселенной. Согласно исследованию Лаборатории образовательного права НИУ ВШЭ, у 98% российских школьников есть смартфоны, и отбирать их у детей и запрещать игры бессмысленно. А вот поставить игры на службу образованию – одна из задач современной педагогики. Всё больше российских IT-компаний создают для школ и детских садов программное обеспечение, построенное на игровом методе получения информации.


4. Адаптивное обучение и ориентация на soft skills

Система унификации образования и стандартизации всех учащихся под единый уровень уходит в прошлое. Если раньше уже были шаги по более гибкому подходу в виде математических и гуманитарных классов, то теперь школьная система шагнула ещё дальше.

Адаптивное обучение – это методика обучения, учитывающая интересы и сильные стороны каждого ученика, и предлагающая ему такой уровень сложности, темп обучения и методы подачи информации, какие требуются для конкретного ребёнка. Гибкая модель обучения подстраивается под развитие личных качеств и талантов, оставляя неинтересные ребёнку предметы на минимальном базовом уровне.

Адаптивное обучение смещает фокус с теоретических, не привязанных к жизни знаний на практику, учащийся углубляется в практическое освоение предметных знаний и их применение в реальной жизни.

Ещё одной важной особенностью является ориентация на soft skills или гибкие навыки, не связанные с какой-то предметной областью или профессией. Они и сейчас нужны всем специалистам, желающим продуктивно развиваться.

Классификация soft skills:

  • Эффективная коммуникация и социальная адаптация (умение строить диалог, презентовать свои идеи, принимать критику, работать в команде, вести споры и аргументировать свою точку зрения, развитый эмоциональный интеллект, умение управлять своими эмоциями);

  • Критическое мышление и рационализация (умение искать проверенную информацию, отделять факты от оценочных суждений, умение видеть целостную систему и её составляющие, делать выводы и принимать решения);

  • Креативные навыки (умение видеть задачу с разных сторон, пробовать различные пути решения, мозговой штурм, наблюдательность, открытость новой информации, делегирование задач более компетентному человеку);

  • Навыки эффективного менеджмента (самомотивация и самодисциплина, тайм-менеджмент, умение работать со стрессом, планирование и умение расставлять приоритеты, умение работать в режиме многозадачности).

5. Изменение роли преподавателя

Важная тенденция образования по всему миру – изменение роли преподавателя. Теперь он не единственный источник знаний, ведь любую информацию можно найти в сети. В сети существуют учебники, лекции, видеокурсы по всем предметам школьной программы. И главной задачей педагога становится руководство образовательным процессом, помощь, подсказка, вовлечение в обучение.