Файл: Соперничество (конкуренция) сотрудничество компромисс избегание (уклонение) приспособление Стиль конкуренции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учёные выделяют 5 основных стилей:

соперничество (конкуренция)

сотрудничество

компромисс

избегание (уклонение)

приспособление

Стиль конкуренции

Если личность активна и намерена разрешить конфликтную ситуацию для удовлетворения собственных интересов, приходится применять стиль конкуренции. Как правило, человек, двигаясь к разрешению конфликта в свою пользу, подчас в ущерб другим людям, вынуждает их принимать именно его способ решения проблемы.

В этом случае, выбирая стиль конкуренции, нужно иметь ресурсы для разрешения конфликта в свою пользу либо быть уверенным, что полученный результат — единственно верный. Например, руководитель может принять жёсткое авторитарное решение, но в будущем это даст нужный результат. Такой стиль готовит сотрудников к подчинению без лишних разглагольствований, особенно в нелёгкие для компании времена.

Бывает, что к подобной модели поведения прибегают по причине слабости. Если человек уже не уверен в своей победе в текущем конфликте, то он может начать разжигать новый. Ярче всего это можно увидеть в отношениях двух детей в семье, когда младший провоцирует старшего на какой-то поступок, получает от него «трёпку» и уже с позиции потерпевшего жалуется родителям.

Также человек может вступить в подобный конфликт исключительно по своей неопытности или глупости, просто не отдавая себе отчёта в последствиях для себя.

Стиль сотрудничества

Стиль сотрудничества обозначает, что субъект старается разрешить конфликт в свою пользу, но при этом должен учитывать интересы оппонента. Поэтому разрешение конфликта предполагает поиск выгодного обеим сторонам исхода. Наиболее типичными обстоятельствами, когда используется этот стиль, можно считать следующие:

если обе стороны конфликта имеют одинаковые ресурсы и возможности;

если разрешение этого конфликта выгодно, и ни одна из сторон не устраняется от него;

если между оппонентами давние и взаимовыгодные отношения;

если у каждой из сторон вполне объяснимые цели, которые они могут объяснить;

если у каждой из сторон есть иные пути выхода из кризиса.


К стилю сотрудничества прибегают в тех случаях, когда у каждой из сторон есть время на поиск общих интересов. Но такая стратегия требует терпимости и эффективна в том случае, если в перспективе не предвидится каких-либо изменений в расстановке сил противоборствующих сторон.

Стиль компромисса

Компромисс означает, что противники стараются найти такое решение, при котором будут какие-то взаимные уступки. Использование этого стиля возможно, если стороны обладают одинаковыми ресурсами, но их интересы взаимоисключающие. Тогда стороны придут к какому-то временному решению, а выгода, которую они получат, будет кратковременной.

Самое интересное, что именно компромисс становится порой единственным возможным выходом из конфликта. Когда противники уверены, что стремятся к одинаковому результату, но понимают, что одновременно достичь этого невозможно.

Стиль избегания (уклонения)

Стиль уклонения обычно используется в том случае, когда потенциальный проигрыш в каком-то определённом конфликте намного выше, чем те моральные издержки, которые вызовет уклонение. Например, руководящие работники очень часто уклоняются от принятия спорного решения, откладывая его на неопределённый срок.

Если говорить о других должностях, например, менеджере среднего звена, то он может якобы терять документы, озвучивать бесполезную информацию, ссылаться на то, что вышестоящий начальник в командировке. Но затягивание решения по данному вопросу может ещё сильнее усложнить проблему, поэтому стилем уклонения пользоваться лучше тогда, когда это не будет иметь серьёзных последствий.

Стиль приспособления

Стиль приспособления проявляется в том, что личность совершает какие-либо действия, ориентируясь на поведение других людей, однако при этом не стремится отстаивать свои интересы. Он как бы заранее признаёт доминирующую роль оппонента и уступает ему в их противостоянии. Подобная модель поведения может быть оправдана лишь тогда, когда, уступая кому-то, вы слишком много теряете.


Подобный стиль для разрешения конфликта рекомендуется выбирать в следующих случаях:

когда необходимо сохранить мирные отношения с другим человеком или даже целой группой;

когда недостаточно власти, чтобы одержать победу;

когда победа для оппонента важнее, чем для вас;

когда необходимо найти решение, устраивающее обе стороны;

когда невозможно избежать конфликта, а сопротивление может навредить.

Например, на рынке появляется конкурирующая компания, но с более значительными финансовыми, административными и прочими ресурсами. Можно пустить все силы на борьбу с конкурентом, но велика вероятность проигрыша. В этом случае, применяя стиль приспособления, лучше поискать новую нишу в бизнесе или продать компанию более сильному конкуренту.

Основные способы разрешения конфликтов

Все имеющиеся на сегодняшний день методы разрешения конфликтов можно разделить на две группы:

негативные

позитивные

Негативные, то есть разрушающие, методы означают, что победа будет достигнута только одной из сторон, и тогда результатом противоборства станет разрушение единства сторон, принимающих участие в конфликте.

Позитивные методы, наоборот, позволяют сохранить единство конфликтующих сторон. Но важно понимать, что такое деление в достаточной степени условно, так как на практике обе системы могут использоваться одновременно, при этом гармонично дополняя друг друга. Ведь это только в вооружённых конфликтах условием победы является достижение превосходства кого-то из противников.

Стадии жизненного цикла семьи

На самом деле, периодизаций развития жизненного цикла семьи существует очень много, однако Дж. Бернард и Л. Томпсон дополнили идею П. Глика качественными преобразованиями с точки зрения социальных изменений. Они описали, как в результате развития жизненного цикла семьи на этих трех стадиях преобразуются социальные статусы членов семьи, изменяются их социальные роли, а также экономическое положение. Таким образом исследователи оформили трехступенчатую концепцию жизненного цикла в 8 стадий, определив среднюю продолжительность жизни каждой стадии (важно отметить, что данное исследование проводилось на материале американских семей):

  1. Супружеская пара без детей (средняя продолжительность - 2 года): основная задача - освоение супружеских отношений, формирование модели собственной семьи, установление границ с семьями родителей, прояснение взаимных ожиданий. Также на данный этап приходится период развития профессиональной идентичности. На данном этапе приемлемый уровень финансового благополучия.

  2. Рождение детей и уход за ними (средняя продолжительность - 2,5 года): основная задача - освоение родительских функций. Это начало снижения уровня финансовой защищенности. На данном этапе происходит перестройка структуры семьи: из диады она трансформируется триангулярные отношения. С дальнейшим рождением детей структура семейных отношений еще сильнее перестраивается, так как к ней добавляются еще и сиблинговые отношения. Для данного этапа еще одной важной задачей является гармонизация баланса между супружескими и родительскими отношениями.

  3. Семья с детьми дошкольного возраста до 6 лет (средняя продолжительность - 3,5 года): основная задача - первичная социализация детей. На данном этапе родители выступают как первый институт социализации и способствуют развитию детей, учат освоению социальных норм и правил путем включения его в различные социальные группы (детский сад, площадка и т.д.). Для данного этапа характерно, как правило, гармоничное включение обоих родителей, что повышает сплоченность семьи на данном этапе. Плюс, с точки зрения профессионального развития, как правило один из супругов (или оба) на данном этапе достигают карьерного развития в своей профессии.

  4. Семья с детьми школьного возраста от 6 до 13 лет (средняя продолжительность - 7 лет) - основная задача - вторичная социализация детей и формирование новых смыслов в супружеских отношениях. Это наиболее сложный с точки зрения финансов период. На данном этапе ребенок вступает во вторичную социализацию путем освоения социальных норм в рамках школы и кружков, осваивает основные формы человеческих отношений. Для супругов данный период может быть сложным с точки зрения партнерских отношений: возникает риск стагнации отношений, а также кризиса профессионального роста.

  5. Семья с детьми подросткового возраста от 13 до 20 лет (средняя продолжительность - 7 лет) - основная задача - гармонизация детско-родительских отношений, уважение взросления ребенка. Это период постепенной сепарации детей от родителей, выработки собственной системы ценностей, ориентиров и идеалов, начало формирования профессиональной идентичности. Детско-родительских отношения начинают трансформироваться: для детей больший авторитет имеют сверстники, нежели родители. Поэтому для родителей важно сохранить контакт и оказывать поддержку и любовь детям.

  6. Семья на стадии ухода выросших детей (средняя продолжительность - 6,5 лет) - основная задача - детско-родительская сепарация. Это период окончательной сепарации детей от родительской семьи, они могут создавать уже свою собственную семью или нет, но факт в том, что дети покидают родительский дом и обустраивают собственную жизнь. На данной стадии экономическое положение родительской семьи может повыситься, межличностные отношения также могут измениться как в положительную, так и отрицательную сторону. Это зависит от изначального типа отношений с детьми: в ригидных семьях с дезадаптивным стилем привязанности и дети, и родители будут тяжело переживать данный период, в гибких же семьях этот период проходит довольно гладко: дети поддерживают связь с родителями, нередко отношения даже улучшаются.

  7. Семья на стадии изначальной супружеской диады (опустевшее гнездо) средняя продолжительность - 13 лет: основная задача - восстановление супружеских отношений, формирование новой идентичности (бабушки, дедушки). Для данной стадии характерно доминирование вновь супружеских отношений, так как родительские функции фактически уже выполнены. Поэтому данный период может быть и как кризисным, и как благополучным: опять же зависит от степени гармоничности и зрелости взаимоотношений на предыдущих стадиях. Важными событиями на данной стадии могут быть: появление внуков, что способствует реализации новой роли родителей в качестве бабушек и дедушек, выход на пенсию (к чему тоже нужно подготовиться).

  8. Смерть супругов (от 16 лет) - основная задача - принятие старости, преодоление опыта потери и одиночества. На данной стадии супруги уже выходят на пенсию, и их финансовое состояние вновь снижается. Довольно значимым событием становится смерть одного из супругов, а затем и его партнера. Поэтому важной задачей становится - переживание горя и обретение новых смыслов для жизни. На данной этапе овдовевший супруг может вновь создать брачные отношения или войти в семью одного из детей. Немаловажным является продолжение реализации роли бабушек и дедушек, так как они позволяют развиваться в межличностных отношениях и не уходить в изоляцию.


В отечественной семейной психологии в результате исследований, проведенных А.И. Антоновым, было выделено 4 стадии жизненного цикла семьи относительно функции родительства:

  1. Предродительство - данная стадия реализуется с момента заключения брака до рождения первенства. Для женщин возраст вступления в брак - около 23, для мужчин это 25 лет.

  2. Репродуктивная стадия - это период от рождения первенца до рождения последнего ребенка. Данный период охватывает примерно 3 года брака.

  3. Социализирующая стадия - эта стадия также реализуется с рождением первого ребенка и длится до этапа сепарации взрослых детей.

  4. Прародительство - это стадия после отделения детей от родительской семьи, формирования ими собственной семьи, а также впоследствии смерти супругов.