Файл: Анатомия и физиология как науки. Человек предмет изучения анатомии и физиологии. Основы цитологии и гистологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

(Северо-Осетинский медицинский колледж)


ЛЕКЦИИ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

Лекция № 1, 2.

Тема: Анатомия и физиология как науки. Человек - предмет изучения анатомии и физиологии. Основы цитологии и гистологии.

ВЛАДИКАВКАЗ 2020 год.

СОКРАЩЕНИЯ:

  1. ЦНС – центральная нервная система.


ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Анатомия и физиология как науки:

- понятия термина «анатомия человека»;

- методы исследования в анатомии;

- микроскопическая анатомия;

- понятия термина «физиология человека»;

- экспериментальные методы, используемые для исследования физиологических процессов.



  1. Человек - предмет изучения анатомии и физиологии:

- методы исследования в анатомии: I группа - на трупном материале;

- методы исследования в анатомии: I группа - на живом человеке;

- плоскости и оси.


  1. Основы цитологии и гистологии:

- составляющие структуры организма человека: клетка, основные функции клетки.

- ткани: эпителиальная, соединительная, костная, мышечная, нервная.

ЛЕКЦИЯ № 1, 2.

Тема: Анатомия и физиология как науки.

Человек – предмет изучения анатомии и физиологии.

Основы цитологии и гистологии.

Анатомия человека - наука, изучающая форму и строение человека в связи с его функциями, развитием и влиянием окружающей среды [1]. Термин «анатомия» произошел от греческого слова – anatome – разрезать, рассекать. Основная задача анатомии человека – раскрытие структуры человеческого организма в процессе его развития и жизнедеятельности. Основным объектом изучения анатомии является человек. По методам исследования анатомия делится (таблица 1) на:

таблица № 1 [2].

1.

Макроскопическую

изучает строение организма без помощи специальных оптических приборов

2.

Микроскопическую

изучает строение организма с использованием микроскопа и других оптических приборов

3.

Систематическая или описательная

изучает строение тела человека по системам (костная, мышечная, пищеварительная и др.)

4.

Топографическая (хирургическая) [1]

строение тела человека по областям с учетом положения органов, их пространственного взаимоотношения между собой, со скелетом

5.

Пластическая

изучает пропорции и внешние формы человека

6.

Сравнительная

изучает строение животных в филогенезе (в процессе эволюции)

7.

Функциональная

изучает структуры организма в связи с выполняемыми ими функциями



Из микроскопической анатомии [2] выделились (таблица 2).


таблица № 2 [2]

1.

Гистология

учение о тканях

2.

Цитология

учение о клетке

3.

Эмбриология

развитие человека в онтогенезе

4.

Пренатальный период

развитие организма до рождения

5.

Постнатальный период развития

развитие организма после рождения

6.

Возрастная анатомия [1]

исследует изменения в строении и его частей в процессе индивидуального развития организма в зависимости от возраста

7.

Геронтология

(от греческого geron - старик)

наука о старении


Среди первых известных истории ученых-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V веке до н.э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучать строение их тела, и высказал предложение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом и восприятие чувств зависит от мозга. Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III веке до н.э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. Основателем топографической анатомии является Н.И. Пирогов (1810-1881). Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов.

И.М. Сеченов (1829-1905) вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области природы явления – сознания. Наибольшую известность И.М. Сеченов получил после открытия процесса торможения в ЦНС. На развитие физиологии большое влияние оказали работы И.П. Павлова (1849-1936).Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. И.П. Павлов изучал и физиологию пищеварения. За работу в области физиологии пищеварения в 1904 году И.П. Павлову присудили Нобелевскую премию [1].

Для изучения морфологических особенностей человека выделяют две группы методов
(таблица 3). Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая – на живом человеке [1].

Методы исследования в анатомии

таблица № 3 [1]

I ГРУППА – на трупном материале

1.

Метод рассечения и препарирование

позволяет изучать строение и топографию органов

2.

Метод вымачивания

трупов в воде или в специальной жидкости продолжительное время для выделения скелета, отдельных костей для изучения их строения

3.

Метод распилов

замороженных трупов – разработан Н.И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела

4.

Метод коррозии

применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований.

5.

Инъекционный метод

заключается в ведении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.

6.

Макро-, микроскопический метод

используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение.




II ГРУППА – на живом человеке

1.

Рентгенологический метод

позволяет изучать структуру органов, их топографию в разные периоды жизни (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография и др.)

2.

Соматический

(визуальный осмотр) метод

изучения тела человека и его частей – используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных мышц, искривления позвоночника и др.

3.

Антропометрический метод

изучает тело человека и его части путём измерения, определения пропорций тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.

4.

Эндоскопический метод

дает возможность исследовать внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полоти сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.




Физиология человека - изучает функции организма человека и составляющих его органов, клеток и тканей, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма [1].

Предметом физиологии является изучение общих и частных механизмов деятельности целостного организма [2].

Метод физиологии - экспериментальный. Это означает, что физиолог не ограничивается простым наблюдением за течением жизненного процесса, он активно вмешивается в этот процесс [2].

Для исследования физиологических процессов обычно (таблица 4) использовали экспериментальные методы [1]:

таблица № 4 [1]

1.

Метод экстирпации (удаления)

органа или его частей с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей

2.

Фистульный

основан на введении в полый орган (желудок, кишечник) металлической или пластмассовой трубки закреплении ее на коже. При помощи этого метода определяют секреторную функцию.

3.

Метод катетеризации

применяется для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в кровеносных сосудах, сердце. При помощи тонких синтетических трубок – катетеров – вводят различные лекарственные средства.

4.

Метод денервации

основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы. Для возбуждения деятельности органа используют электрический или химический вид раздражения.

5.

Инструментальные методы

электрокардиография, электроэнцефалография, регистрация активности нервной системы путем вживления макро- и микроэлементов и др.

ПЛОСКОСТИ И ОСИ [2].

Естественным анатомическим положением тела, предложенным Келликером и Краузе, принимается вертикальное положение тела человека, опущенные вдоль туловища руки, обращенные вперед ладони кнаружи – большие пальцы кистей. В теле человека различают следующие части: голову, шею, туловище, верхние и нижние конечности.

Для обозначения положения тела в пространстве и различных его частей относительно друг друга пользуются тремя плоскостями:
сагиттальной (от лат. sagittal - стрела), фронтальной (от лат. frons - лоб) и горизонтальной (от лат. horizontalis).

1 - сагиттальная плоскость делит тело на правую и левую половину;

2 - фронтальная плоскость делит тело на переднюю и заднюю поверхности;

3 - горизонтальная плоскость делит тело на вышележащие и нижележащие отделы.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.
Клеткаэто структурно-функциональная единица живого организма, способная к делению и обмену с окружающей средой. Она осуществляет передачу генетической информации путем самовоспроизведения. Клетки очень разнообразны по строению, функции, форме, размерам. Самыми крупными в организме человека являются яйцеклетка и нервная клетка, а самыми маленькими – лимфоциты крови. По форме клетки бывают шаровидные, веретеновидные, плоские, кубические, призматические и др. Некоторые клетки вместе с отростками достигают длины до 1,5 метров и более (например, нейроны). Каждая клетка имеет сложное строение: внутри клетки находится ядро, в котором происходит синтез белка, оно хранит генетическую информацию в виде ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота). В эритроцитах и тромбоцитах ядро отсутствует. Сверху ядро покрыто ядерной оболочкой, которая представлена внешней и внутренней мембраной. В ядре находится нуклеоплазма, которая представляет гелеобразное вещество и содержит хроматин и ядрышко [1].

Ядро окружает цитоплазма, в состав которой входят гиалоплазма, цитоплазматические органеллы и включения. Гиалоплазма, или цитоплазматический матрикс, - это основное вещество цитоплазмы, имеет полужидкую консистенцию и мелкозернистую структуру. Гиалоплазма участвует в обменных процессах клетки, содержит белки, жиры, полисахариды, воду, нуклеиновую кислоту, ферменты и др. Белки выполняют пластическую функцию – из них построены клеточные структуры. Углеводы и жиры являются источником энергии. Нуклеиновые кислоты участвуют в процессах биосинтеза белка, в основе которых лежат механизмы развития организма, роста, передачи и воспроизводства наследственных признаков. Гиалоплазма – это полужидкая среда, объединяет все клеточные структуры и обеспечивает химическое взаимодействие их друг с другом [1].

Постоянные части клетки, которые имеют определенную структуру и выполняют биохимические функции, называются цитоплазматическими органеллами