Файл: Анатомия и физиология как науки. Человек предмет изучения анатомии и физиологии. Основы цитологии и гистологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 3
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
(Северо-Осетинский медицинский колледж)
ЛЕКЦИИ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ
Лекция № 1, 2.
Тема: Анатомия и физиология как науки. Человек - предмет изучения анатомии и физиологии. Основы цитологии и гистологии.
ВЛАДИКАВКАЗ 2020 год.
СОКРАЩЕНИЯ:
-
ЦНС – центральная нервная система.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
-
Анатомия и физиология как науки:
- понятия термина «анатомия человека»;
- методы исследования в анатомии;
- микроскопическая анатомия;
- понятия термина «физиология человека»;
- экспериментальные методы, используемые для исследования физиологических процессов.
-
Человек - предмет изучения анатомии и физиологии:
- методы исследования в анатомии: I группа - на трупном материале;
- методы исследования в анатомии: I группа - на живом человеке;
- плоскости и оси.
-
Основы цитологии и гистологии:
- составляющие структуры организма человека: клетка, основные функции клетки.
- ткани: эпителиальная, соединительная, костная, мышечная, нервная.
ЛЕКЦИЯ № 1, 2.
Тема: Анатомия и физиология как науки.
Человек – предмет изучения анатомии и физиологии.
Основы цитологии и гистологии.
Анатомия человека - наука, изучающая форму и строение человека в связи с его функциями, развитием и влиянием окружающей среды [1]. Термин «анатомия» произошел от греческого слова – anatome – разрезать, рассекать. Основная задача анатомии человека – раскрытие структуры человеческого организма в процессе его развития и жизнедеятельности. Основным объектом изучения анатомии является человек. По методам исследования анатомия делится (таблица 1) на:
таблица № 1 [2].
1. | Макроскопическую | изучает строение организма без помощи специальных оптических приборов |
2. | Микроскопическую | изучает строение организма с использованием микроскопа и других оптических приборов |
3. | Систематическая или описательная | изучает строение тела человека по системам (костная, мышечная, пищеварительная и др.) |
4. | Топографическая (хирургическая) [1] | строение тела человека по областям с учетом положения органов, их пространственного взаимоотношения между собой, со скелетом |
5. | Пластическая | изучает пропорции и внешние формы человека |
6. | Сравнительная | изучает строение животных в филогенезе (в процессе эволюции) |
7. | Функциональная | изучает структуры организма в связи с выполняемыми ими функциями |
Из микроскопической анатомии [2] выделились (таблица 2).
таблица № 2 [2]
1. | Гистология | учение о тканях |
2. | Цитология | учение о клетке |
3. | Эмбриология | развитие человека в онтогенезе |
4. | Пренатальный период | развитие организма до рождения |
5. | Постнатальный период развития | развитие организма после рождения |
6. | Возрастная анатомия [1] | исследует изменения в строении и его частей в процессе индивидуального развития организма в зависимости от возраста |
7. | Геронтология (от греческого geron - старик) | наука о старении |
Среди первых известных истории ученых-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V веке до н.э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучать строение их тела, и высказал предложение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом и восприятие чувств зависит от мозга. Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III веке до н.э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. Основателем топографической анатомии является Н.И. Пирогов (1810-1881). Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов.
И.М. Сеченов (1829-1905) вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области природы явления – сознания. Наибольшую известность И.М. Сеченов получил после открытия процесса торможения в ЦНС. На развитие физиологии большое влияние оказали работы И.П. Павлова (1849-1936).Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. И.П. Павлов изучал и физиологию пищеварения. За работу в области физиологии пищеварения в 1904 году И.П. Павлову присудили Нобелевскую премию [1].
Для изучения морфологических особенностей человека выделяют две группы методов
(таблица 3). Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая – на живом человеке [1].
Методы исследования в анатомии
таблица № 3 [1]
I ГРУППА – на трупном материале | ||
1. | Метод рассечения и препарирование | позволяет изучать строение и топографию органов |
2. | Метод вымачивания | трупов в воде или в специальной жидкости продолжительное время для выделения скелета, отдельных костей для изучения их строения |
3. | Метод распилов | замороженных трупов – разработан Н.И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела |
4. | Метод коррозии | применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований. |
5. | Инъекционный метод | заключается в ведении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др. |
6. | Макро-, микроскопический метод | используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение. |
II ГРУППА – на живом человеке | ||
1. | Рентгенологический метод | позволяет изучать структуру органов, их топографию в разные периоды жизни (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография и др.) |
2. | Соматический (визуальный осмотр) метод | изучения тела человека и его частей – используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных мышц, искривления позвоночника и др. |
3. | Антропометрический метод | изучает тело человека и его части путём измерения, определения пропорций тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др. |
4. | Эндоскопический метод | дает возможность исследовать внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полоти сердца и сосудов, мочеполовой аппарат. |
Физиология человека - изучает функции организма человека и составляющих его органов, клеток и тканей, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма [1].
Предметом физиологии является изучение общих и частных механизмов деятельности целостного организма [2].
Метод физиологии - экспериментальный. Это означает, что физиолог не ограничивается простым наблюдением за течением жизненного процесса, он активно вмешивается в этот процесс [2].
Для исследования физиологических процессов обычно (таблица 4) использовали экспериментальные методы [1]:
таблица № 4 [1]
1. | Метод экстирпации (удаления) | органа или его частей с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей |
2. | Фистульный | основан на введении в полый орган (желудок, кишечник) металлической или пластмассовой трубки закреплении ее на коже. При помощи этого метода определяют секреторную функцию. |
3. | Метод катетеризации | применяется для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в кровеносных сосудах, сердце. При помощи тонких синтетических трубок – катетеров – вводят различные лекарственные средства. |
4. | Метод денервации | основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы. Для возбуждения деятельности органа используют электрический или химический вид раздражения. |
5. | Инструментальные методы | электрокардиография, электроэнцефалография, регистрация активности нервной системы путем вживления макро- и микроэлементов и др. |
ПЛОСКОСТИ И ОСИ [2].
Естественным анатомическим положением тела, предложенным Келликером и Краузе, принимается вертикальное положение тела человека, опущенные вдоль туловища руки, обращенные вперед ладони кнаружи – большие пальцы кистей. В теле человека различают следующие части: голову, шею, туловище, верхние и нижние конечности.
Для обозначения положения тела в пространстве и различных его частей относительно друг друга пользуются тремя плоскостями:
сагиттальной (от лат. sagittal - стрела), фронтальной (от лат. frons - лоб) и горизонтальной (от лат. horizontalis).
1 - сагиттальная плоскость делит тело на правую и левую половину;
2 - фронтальная плоскость делит тело на переднюю и заднюю поверхности;
3 - горизонтальная плоскость делит тело на вышележащие и нижележащие отделы.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.
Клетка – это структурно-функциональная единица живого организма, способная к делению и обмену с окружающей средой. Она осуществляет передачу генетической информации путем самовоспроизведения. Клетки очень разнообразны по строению, функции, форме, размерам. Самыми крупными в организме человека являются яйцеклетка и нервная клетка, а самыми маленькими – лимфоциты крови. По форме клетки бывают шаровидные, веретеновидные, плоские, кубические, призматические и др. Некоторые клетки вместе с отростками достигают длины до 1,5 метров и более (например, нейроны). Каждая клетка имеет сложное строение: внутри клетки находится ядро, в котором происходит синтез белка, оно хранит генетическую информацию в виде ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота). В эритроцитах и тромбоцитах ядро отсутствует. Сверху ядро покрыто ядерной оболочкой, которая представлена внешней и внутренней мембраной. В ядре находится нуклеоплазма, которая представляет гелеобразное вещество и содержит хроматин и ядрышко [1].
Ядро окружает цитоплазма, в состав которой входят гиалоплазма, цитоплазматические органеллы и включения. Гиалоплазма, или цитоплазматический матрикс, - это основное вещество цитоплазмы, имеет полужидкую консистенцию и мелкозернистую структуру. Гиалоплазма участвует в обменных процессах клетки, содержит белки, жиры, полисахариды, воду, нуклеиновую кислоту, ферменты и др. Белки выполняют пластическую функцию – из них построены клеточные структуры. Углеводы и жиры являются источником энергии. Нуклеиновые кислоты участвуют в процессах биосинтеза белка, в основе которых лежат механизмы развития организма, роста, передачи и воспроизводства наследственных признаков. Гиалоплазма – это полужидкая среда, объединяет все клеточные структуры и обеспечивает химическое взаимодействие их друг с другом [1].
Постоянные части клетки, которые имеют определенную структуру и выполняют биохимические функции, называются цитоплазматическими органеллами