Файл: Ильенкова а., гр. 114 Эпоха Просвещения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИЛЬЕНКОВА А., гр.114

Эпоха Просвещения

В это время были заложены важнейшие основания для разработки социальной философии, философии культуры, философии политики, философии религии.

XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии.  

Во-первых, в XVIII веке значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Во-вторых, критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII веке философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики

В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда; завершают английское Просвещение философы шотландской школы, возглавляемой Т. Ридом. Во Франции плеяда просветителей была представлена Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Л. Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом. В Германии носителями идей Просвещения стали Г. Э. Лессинг, Х. Вольф, И. Г. Гердер, молодой И. Кант. Первой философской величиной среди плеяды английских просветителей был Джон Локк.

ДЖОН ЛОКК (1632-1704)

Локк считал, что сознание ребенка подобно чистому листу, или чистой доске (tabula rasa), и все идеи появляются из опыта. Можно различить опыт внутренний и опыт внешний, их источниками являются соответственно — рефлексия и ощущения. На их основе возникает все, что составляет наше знание, — идеи. Соответственно, у нас постепенно появляются идеи ощущений и идеи рефлексии — сначала простые, затем сложные. Но ни последовательность их появления, ни их соотношение между собой не отдает предпочтение, не делает более достоверными одни идеи, по сравнению с другими. Поэтому нам трудно, по мнению Локка, ответить положительно на вопросы о порождении мышления, движения, вечности.

ТРУДЫ:

  • «Опыт о человеческом разумении»

Эта работа основана на собственных исследованиях автора и на философии Платона. В книге Локк рассматривал древнюю теорию о «врожденных идеях» — знаниях человека, которые не являются приобретенными, а даются человеку на уровне подсознания. Теорию Джон не поддержал, а напротив, выступил с ее опровержением. По мнению ученого, человеку свойственно заниматься теми или иными идеями (например, медицинскими открытиями) не на уровне подсознания, а исключительно из-за их пользы. Локк утверждал, что в основе подсознания людей лежит приобретенный опыт, построенный на чувственном восприятии.


  • Письма о веротерпимости (1689)

  • Опыт о человеческом разумении (1690)

  • Опыт о гражданском правлении (1690)

  • Некоторые мысли о воспитании (1693)

  • Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании 

ТОМАС ГОББС (1588-1679)

Одним из видных представителей английской философской мысли является Томас Гоббс.

Гоббс однозначно подчеркивает, что философия должна опираться на разум как на твердую основу. Научной истины, согласно ему, не могут достичь ни теология (основывающаяся на откровении), ни те науки, которые основаны лишь на констатации фактов или совокупности эмпирических познаний (здесь Гоббс имеет в виду прежде всего общественные науки). Лишь научная философия постигает действительную истину.

Философ Томас Гоббс считал, что единственным предметом науки и философии являются конечные и материальные предметы, то есть тела. Бог остается непознаваемым, поэтому философия о нем судить не может. Таким образом, естественный подход к мировоззрению сводился только к телам.

  • «О человеке»

  • «О теле»

  • «О гражданине»


ЭНТОНИ КОЛЛИНЗ (1676-1729 гг.)

СОЧИЕНИЕ:

  • «Рассуждение о свободомыслии»

Свободомыслие - применение ума, состоящее в стремлении узнать значение какого бы то ни было положения, в рассмотрении всех "за" или "против".

Причины свободомыслия:

1) если знание некоторых истин заповедано Богом, если знание других истин полезно для общества, если незнание опасно для нас, тогда мы имеем право знать любую истину, мыслить свободно.

2) только путем проб, сравнений и опыта мы постигаем, что является лучшим и совершенным, так в науках совершенства можно достичь только через свободомыслие.

3) если люди или пренебрегают мышлением, или позволяют убедить себя, что они не имеют права свободно мыслить, они не только не смогут достичь совершенства в науках, они дойдут до самого большого абсурда, как в принципе, так и на практике.

"Шотландская школа" "здравого смысла"

ТОМАС РИД (1710-1796 гг.)

Сочинения: "Исследование о человеческом духе в соответствии с принципами здравого смысла", "Опыты об интеллектуальных способностях человека", "Опыты о деятельных способностях человеческого духа".

Мудрые люди соглашаются, что есть только один путь к познанию творений природы: путь наблюдения и эксперимента.


Человек - "культурное животное", потребляющее плоды природы, утоляющее жажду водой. Он размножается, если есть случай и желание, отвечает на оскорбления, работает и отдыхает. Но это создание несет в себе ростки логики и воспитания, задатки оратора, государственного деятеля, святого. Это, хотя и помещено в его ум природой, из-за недостатка культуры и упражнений остается навсегда погребенными и с трудом постижимы им самим.

Рид и теория интеллекта

Человеческий ум не пассивен. По мнению Рида, есть два инструмента познания ума: "структура языка" и "действия и поведение человека".

Язык людей выражает их мысли и разнообразные умственные операции.

Действия людей обусловлены их чувствами, страстями, аффектами; отталкиваясь от действий, мы нередко можем сформировать суждение об их причинах.

Рид: реализм и здравый смысл

1. В человеческом поведении есть вещи, заслуживающие одобрения и награды, а есть такие, что заслуживают осуждения.

2. То, что не является добровольным, не может заслуживать ни морального одобрения, ни морального осуждения.

3. То, что выполнено по необходимости, может быть приятным или неприятным, но не может быть объектом морального осуждения или одобрения.

4. Люди в высшей степени виновны, если они не делают того, что должны делать, или делают то, чего делать не должны.

5. Мы должны использовать все имеющиеся у нас средства, чтобы быть хорошо информированными о наших обязанностях.

6. Нашей главной обязанностью должно быть выполнение долга, как мы его понимаем, и укрепление наших умов против любого искушения отклониться от него.

ФРАНЦИЯ

Философия французского Просвещения — это культ научного рационального мышления, свободы мысли и политического выбора. Отдельный человек, индивид, гражданин — вот критерий истины и нет иных авторитетов, кроме авторитета Разума. Эта философия была подготовлена прежде всего французским рационализмом Декарта, английским эмпиризмом Локка.

ФРАНСУА МАРИ АРУЭ ВОЛЬТЕР (1694-1778)

Несомненно виднейшим мыслителем французского Просвещения является Франсуа Мари Аруэ Вольтер. Основываясь на идеях Локка, он выступает с критикой отвлеченной и догматической метафизики, но особенно религии под известным лозунгом «Раздавите гадину!». Ей Вольтер противопоставляет просветительский идеал религии разума
, согласно которой Бытие Бога принимается, исходя из тварности мира, как его исходный порядок. Поэтому чаще всего позиция Вольтера интерпретируется как деистическая.

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ:

  • Философские письма

  • Метафизический трактат

  • Основы философии Ньютона

  • Опыт всеобщей истории о нравах и духе народов

  • Трактат о веротерпимости

  • Философский словарь

  • Философия истории


ЖАН ЖАК РУССО (1712-1778)

  • «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» (1755)

  • «Об общественном договоре» (1762)

  •  «Эмиль, или О воспитании» (1762)

  • «Исповедь» (издание 1782-1789)

Ставит в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе.

Человек в "естественном состоянии"

Он выдвигает понятие естественного человека - доброго, морально честного и справедливого. Человек от природы не был плохим, он стал злым и несправедливым.

Руссо против частной собственности.

Руссо-просветитель

Руссо считает разум оптимальным инструментом.

"Общественный договор"

"Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах". Освободить человека и вернуть ему свободу - вот цель.

Одна из самых возвышенных и благородных идей Руссо - утверждение суверенитета народа, иными словами, принципа народоправия.

"Эмиль", или Педагогический путеводитель

Воспитатель не должен считать ребенка взрослым человеком в миниатюре. Отсюда вытекает требование воспитывать у ребенка умение свободно развивать потребности в движении, в играх, способность хорошо владеть собственным телом.

По Руссо, ребенок от рождения не имеет никаких дурных черт, он своего рода совершенство; задача воспитателя - сохранить его; на этом базируется взгляд Руссо на "свободное воспитание", связанное у него с идеей "естественного воспитания".

Задача воспитателя заключается в создании необходимой обстановки, наводящей ребенка на размышления, на тот или иной поступок.

Естественность религии

Относительно религии можно сказать, что в ней есть две непреложные истины: существование Бога и бессмертие души. Первая признается, потому что является единственным объяснением движения материи, упорядоченности и целесообразности вселенной. Вторая выводится из недопустимости торжества зла над добром.


Все люди - Божьи дети, следовательно, братья и сестры друг другу, христианство завоевало общественное мнение во всем мире, но только на духовном уровне. Будучи мировой религией, христианство породило такой тип общества, где процветали всяческие формы эгоизма и тирании.

ШАРЛЬ ДЕ МОТЕСКЬЕ (1689-1755)

СОЧИНЕНИЯ:

  • "О духе законов"

  • "Персидские письма"

  • "Разъяснения".

Соображения об исключительном значении наук

Науки "крайне полезны, поскольку избавляют народы от пагубных предрассудков".

"О духе законов"

"Существуют три формы правления: республиканская, монархическая и деспотическая. Республиканская - весь народ или его определенная часть обладает властью правителя; при монархическая - управляет только один человек, но на основе определенных законов, деспотическая – правит человек без всяких законов и правил.

Этические принципы: добродетель - для республиканской формы, честь - для монархической и страх - для деспотической.

Разделение властей - это когда одна власть может остановить другую

"Политическая свобода - это право делать все, что позволено законами".

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Крупнейшим памятником французской просветительской философии и культуры стала "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел" - мощнейшее средство распространения обновленной культуры.

Среди самых известных сотрудников "Энциклопедии", кроме Дидро и Д'Аламбера, - Вольтер, Гельвеции, Гольбах, Кондильяк, Руссо, Гримм, Монтескье и др.

Энциклопедисты противопоставляли естественное право традиционному и Божественному, опытный анализ природы и человека - слепой вере. Огромное значение они придавали вопросам образования и воспитания.

Но самой оригинальной особенностью "Энциклопедии" стало повышенное внимание к технике, ремеслам, применению научных открытий и изобретений в промышленности.

НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия.

ХРИСТИАН ВОЛЬФ (1679-1754)

Формулирует основную задачу философии как задачу рассмотрения «возможности вещей». Таким образом, проблема метода научного познания выступает как аспект онтологической системы, в основу которой положены лейбницианские принципы достаточного основания и исключенного противоречия. Совершенство — критерий природы, человеческих поступков и жизни общества в целом.