Файл: Современная западная религиозная философия направления, идеи, представители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Диалогическая теология М. Бубера

Мартин Бубер (1878 - 1965) – современный еврейский религиозный философ, создатель «диалогической теологии», близкой к диалектической теологии ("экзистенциальной теологии")и экзистенциализму.

Основной труд – «Я и ты»

Бубер отстаивал религиозные ценности иудаистской и христианской традиций; он полагал, что и общие для христианства и иудаизма идеи – признание   за   человеком   статуса морального существа, идеи совершенства, блага и спасениядолжныспособствовать диалогу между двумя религиями и их взаимному обогащению. В творчестве Бубера можно выделить основные темы: онтология диалога, учение об интерсубъективной коммуникации, проблема веры и моральности, истолкование хасидизма - религиозного течения в иудаизме.

 В труде «Я и Ты» Бубер развивает идею учения о диалоге. В философии ХХ в. тема диалога является двойственной: человек может относиться к миру как к безличному объекту, а может - как к единственному и неповторимому таинству. Эту двойственность Бубер обозначил как отношения  "Я - Оно" и "Я - Ты". Связь "Я - Оно" подразумевает под собой отношение человека к миру как к совокупности безличных предметов и орудий, которые должны служить его утилитарным целям. Так же человека может относиться к другим людям и даже к Богу. Другое отношение - "Я - Ты" Бубер называет личностным (диалогическим).  Можно обращаться к предметам, людям, Богу как к Ты, как обращаются к личности, собеседнику, другу. Объект становится субъектом – равноправным партнером и собеседником в диалоге. Онтологический диалог между Я и Ты совершенно отличен от мира Оно. Сущность "Я - Ты" - это любовь и взаимодополнение.

По Буберу, любое отношение "Я - Ты" возможно лишь потому что Бог - это Вечное Ты. Вечное Ты человек может обнаружить в самых простых и обыденных вещах, однако Вечное Ты есть Бог. Утверждая предельную важность "Я - Ты", Бубер полностью не отвергал и "Я - Оно", нужное для ориентации в физическом мире. Но будучи единственным, отношение "Я - Оно" приобретает губительное действие на духовную сферу человечества, так как человек становится отчуждённым от Бога, мира, других людей и начинает поклонятся "идолам" - власти, деньгам и т.д. В этом и проявляется духовный кризис современности, который Бубер описал метафорой "затмение Бога". Связь между Богом и человеком нарушается, они перестают слышать друг друга, поскольку человек живёт за счёт не подлинной веры, а философских, политических, научных, житейских клише.


 В своих социальных воззрениях Бубер в значительной степени опирался на хасидизм, истолкованием которого занимался на протяжении всей жизни. Согласно хасидизму, все в божественном творении в мире, одушевленное и неодушевленное, взаимно соотносится посредством всеобщей связи с Богом. Следовательно, весь круг человеческого бытия имеет потенциал для искупительной деятельности, но особенно важно в этом отношении, с точки зрения Бубера, общение человека с другими людьми: человеческая личность имеет абсолютную ценность, поскольку в каждом человеке тлеет искра божественного огня. Каждый человек отвечает перед Богом за другого человека, за своего ближнего. В совместной жизни хасидской общины Бубер увидел образец общности людей. Эта общность реально проявлялась, по его мнению, как беседа между Я и Ты. Аутентичный социализм представлялся ему динамическим процессом становления общности людей.