Файл: 2. Духовная культура Древней Греции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Духовная культура Древней Греции

Идеологической основой духовной жизни древних греков был антропоморфный политеизм и мифология. Древнегреческие боги в период классической Греции (5-4 вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы мифологических сказаний. Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на сосудах, могильных плитах, на стенах храмов и т.п. Они жили в сценических произведениях, пересказах, песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное отношение к содержанию мифов и даже проявлению критики в адрес богов.

За очень откровенную критику богов существовали наказания вплоть до смертной казни. Содержанием мифов были деяния богов - Зевса, Геры, Афины, Диониса, Аполлона и др., их борьба с титанами, отношения к героям, простым людм. Греки не относились к вере экстатически. Это придавало деловой характер вере. Богов они воспринимали как реальных существ, связывали с ними свои дела. Каждый грек считал, что родоначальником его рода является какой-либо бог или герой. Каждому божеству посвящался храм, где было его изваяние и где хранились подношения

Греки - родоначальники театра в его профессиональном понимании. Мировую славу греческой драматургии принесли комедиограф Аристофан, автор трагедий Эсхил, драматурги Софокл и Еврипид . Имея богатую литературу: эпические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея", поэтическое творчество Анакреонта, Сафо, Эзопа, Гесиода и др., греки основали и науку о литературном творчестве.

Заимствовав у финикийцев принцип фонационного письма, греки создали свою систему обучения грамоте. Считается, что в Афинах, например, грамотным было большинство свободных греков. С 7 до 16 лет мальчики из семей свободных греков получали образование в платных школах, где изучали грамоту, арифметику, музыку, читали тексты Гомера и Гесиода. С 13-14 лет юноши посещали палестры и гимнастические школы. В Афинах существовала академия Платона, ликей Аристотеля, где можно было получить философское (самое широкое в те времена) образование и другие школы.

Существовали школы ремесленников
, школы при храмах.Греки собирали и систематизировали знания, добытые другими народами. Также, заимствовав эти знания, сумели придать им абстрактно-теоретический характер. Они были первыми, кто заложил основы принципиально новой науки - философии, которая долгие времена была основой основ общего образования.

Спортивные занятия и культура тела для греков имели особое значение, т.к. греки были хорошими воинами. Это были первые профессионально обученные воины, дававшие наемников в любые армии. Греческая культура оказала огромное влияние на развитие культуры других народов.

«ГРЕЧЕСКОЕ ЧУДО» - культурный переворот в Греции, начавшийся в эпоху архаики и последующий расцвет культуры в классическую эпоху.

О предпосылках «греческого чуда» дискуссия в науке шла со второй половины XIX в.; выдвигались и опровергались самые разные причины – от исключительной одаренности, якобы присущей грекам, до указаний на то, что в Древней Греции в отличие от Востока жрецы не имели монополии на знания и т.п. Большинство исследователей склонны объяснять «греческое чудо» сочетанием многих обстоятельств: сыграли свою роль и географический фактор, и климат, и распространение железа, создавшее материальную базу для развития культуры, и своеобразная система ценностей. Грекам была свойственна вера в творческие силы личности, их отличала активная жизненная позиция, установка на то, чтобы собственными усилиями добиваться улучшения жизни. И в то же время в мироощущении эллинов существовала мрачная, трагическая черта, рождавшая обостренное восприятие действительности. Это сочетание трагизма и оптимистической веры в человека создало уникальный «пессимизм силы» (выражение Ф. Ницше). Сыграло свою роль и античное рабство: рабский труд высвободил для граждан досуг– свободное время, которое греки использовали для занятия творческой и умственной деятельностью. Некоторые ученые полагают важнейшей предпосылкой «греческого чуда» агональный дух, т.е. дух соревнования, соперничества и состязательности, который пронизывал древнегреческое общество сверху донизу, затрагивая практически все стороны частной и общественной жизни. Внешними проявлениями агонального духа были всевозможные состязания.
 1.Влияние античной культуры на развитие европейской культуры


Значение античной (древнегреческой и древнеримской) культуры в том, что ее достижения определяли и определяют до сих пор содержание и основные формы духовной культуры «западного» мира. Античность оставила в наследство мировой культуре богатую мифологию, великие произведения литературы и искусства, точность математических доказательств и разнообразие философских идей.

Античная культура формирует политическую форму культуры. Возникают и развиваются демократические формы государственного устройства: ораторское искусство, учения об устройствах общества, системе государственного права. Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.
Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. В этот период зарождаются основы рационального взгляда на мир, общество, человека.

Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. Римское право до сих пор является основой правовой системы в Европе, рецепция (перенимание) образцов римского права происходила в разных её частях, в том числе и на территории Восточной Европы (элементы римского права присутствуют, например, в Статутах ВКЛ). Существование Римской империи во многом стало своеобразной причиной ускорения развития ряда стран, входивших в её состав, а политическая культура римлян, образ «империи», долго служили образцами для создания новых моделей политического устройства в Европе.

Императорский Рим также создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох. В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э.
можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие это преобразование, глубоко изменившее облик Европы.

Европейская мысль, даже спустя века, постоянно обращалась к опыту античности, на идее этого обращения во многом основывалась культура эпохи Возрождения и эпохи Просвещения в Европе.

3 Римская религия, как и древнегреческая религия, не имела единой организации и канонов, а состояла из культов различных божеств, являясь многобожием. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредствованно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты — диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал.

Языки Римской империи

Римская империя была многоязычным государством. Функции официальных языков в империи выполняли латынь и древнегреческий. Использование этих двух важнейших языков внутри империи было дифференцировано географически и функционально. В конечном счёте это привело к постепенному обособлению западной и восточной частей после 395 года. Во времена расцвета империи представители высших сословий стремились овладеть обоими официальными языками. Кроме этого, в империи имелись регионы с преобладания различных автохтонных языков. Со временем часть из них была вытеснена официальными языками (кельтские языки Галлии, вытесненные латынью или автохтонные языки Анатолии, вытесненные греческим в Малой Азии). В повседневной жизни носители латинского и древнегреческого языков наиболее активно общались друг с другом на севере Балканского полуострова вдоль так называемой линии Жиречека, а также на Сицилии и в Южной Италии.

Древнеримское искусство фактически ведёт отчёт со II в. до н. э., так как республиканский Рим стремился не к созерцательному познанию мира, а к практическому им обладанию.


По мнению Аргана, в своём развитии Рим «не только не представляет места эстетическому опыту в системе ценностей своей культуры, но намеренно и упорно не хочет его признавать. Только архитектура имеет право на признание — и то, главным образом, как средство, пригодное для использования в целях управления общественными делами, и как военная инженерия, необходимая для ведения войн»[1]. Рим не имел эстетической традиции или образа, связанного с идеей о природе или о сакральном. Поэтому всё, что относилось к изобразительности (будь то этрусское или греческое искусство) считалось чуждым и посему опасным для сохранения жёсткой суровой традиции образа жизни. Искусство было недостойным низким ремеслом для римского гражданина (так говорил Катон). Однако искусство других народов, трофейное, считалось достойной наградой победителю. Выставленное на форуме, оно свидетельствовало о римской доблести и становилось достоянием отечественной истории (так говорил Цицерон). Возникла новая эстетика: искусство рассматривалось как история в образах, доступная и простакам.

Также искусство имело воспитательную роль и становилось орудием управления. Этрусское искусство очень подходило для подкрепления этого тезиса. Эллинистическое, хоть и построенное на созерцании и познании, философии прекрасного — использовалось римлянами в утилитарных целях.

Первые непосредственные контакты Рима с изобразительной культурой эллинизма восходят к III веку до н. э. — через Великую Грецию. В II в. до н. э., после покорения Греции, контакты стали интенсивными. В следующем столетии, при императоре Августе, классическое искусство получило статус государственного (августовский классицизм). Параллельно с ним в Италии существовали разнообразные эллинистические течения, которые в период упадка империи смешались с провинциальными направлениями. Так в Риме установился художественный плюрализм.

Ри́мское пра́во — правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э., а также отрасль правовой науки, занимающаяся её изучением.

Римское право явилось образцом или прообразом правовых систем многих других государств, является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи.

Первые указания на форму обычного права Рима и его правовых институтов могут быть найдены в дошедших до нас заключениях по судебным делам. Первые дошедшие до нас источники писаного права Рима — законы римских царей. Один из наиболее значимых — Свод законов двенадцати таблиц (лат.