Файл: 2. Духовная культура Древней Греции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Leges duodecim tabularum), перенёсший многие положения Законов Солона, относится к середине V века до н. э. К III веку до н. э. римское право уже чётко отделялось от религиозных норм.

В 367 году до н. э., согласно законам Лициния - Секстия, была введена должность претора. Претор избирался ежегодно, кандидаты на эту должность составляли преторские эдикты, описывавшие их отношение к правоприменению и понимание его принципов. Претор мог в меру необходимости восполнять пробелы в источниках права и признавать старые законы несоответствующими современным реалиям. Преторское право внесло большой вклад в развитие Римской системы права.

Единственным памятником полной древнеримской научной системы права являются Институции Гая (II век н. э.). В 426 г. н. э. император Валентиниан III признал его мнения наряду с суждениями Папиниана, Ульпиана, Модестина и Павла источником права, которым надлежало пользоваться судьям при вынесении решений.

Дигесты Юстиниана на долгое время стали основным писаным источником права в Риме. Институциональная консервативность права в период Римской империи позволила развить чрезвычайно разработанную юридическую технику и составить высоко-систематизированные источники права, оказала благотворное влияние на правовую науку. Рецепция римского частного права сыграла ключевую роль в развитии романо-германской и производных правовых семей и позволила укрепиться европейской правовой науке.

4. I. Общее и особенное в греческой и римской культуре.

Греческая и римская культуры составляют в совокупности античную культуру, обладающую своей спецификой. Практически во всех ее областях проявляется главная особенность – ориентированность на человека.

Греки и римляне принимают все то, что существует на земле, им не нужны другие миры. Их боги понятны, не внушают мистического ужаса: герои мифов не раз проникали даже в подземное царство и возвращались оттуда невредимыми. Поэтому античной религии свойственно в основном положительное отношение к действительности. Греки более непосредственны, их боги ближе людям. Римляне же более формальны, они стремятся упорядочить отношения с богами: в ответ на поклонение божество должно выполнить просьбу человека. Неудивительно, что в греческой религии преобладает мифотворчество, а в римской – культовая практика.


В Греции и Риме религия не играла самостоятельной политической роли, жречество не сложилось, как это было на Древнем Востоке, в особую замкнутую секту, преследующую свои интересы. В античных государствах жрецы рассматривались как должностные лица, пекущиеся о благе своих сограждан, которое понималось очень широко. Для античной религии характерны отсутствие жесткого догматизма, терпимость: если человек не выступал против государственных культов, он мог верить во что угодно.

Положительное восприятие существующего мира, характерное для греков и римлян, проявилось в их полностью земной культуре, лишенной мистицизма. Несколько упрощенное, отчасти по-детски эгоистическое восприятие жизни сказалось в отношении к рабству: в основном оно считалось само собой разумеющимся, одним из проявлений действительности. Поэтому именно в античных государствах, где существовало классическое рабство, установилась особенно четкая граница между свободным человеком и рабом. Свободный человек считался гражданином полиса, имел права и обязанности. Были права и у рабов, но – другие.

К занятиям, достойным свободного гражданина, причислялись умственная деятельность в сфере литературы, философии, науки, искусства; в практической деятельности – земледелие, война, политика. Но в отличие от римлян греки относили к почетным занятиям и творческую деятельность, недаром сохранилось множество имен греческих архитекторов, скульпторов, художников, а римские нам практически неизвестны.

Такая разница в подходе к создателям прекрасного во многом объяснялась исходным различием в мировосприятии. У римлян с их трезвым взглядом на жизнь даже красота целесообразна. Искусство, как и все остальное, должно выполнять свое назначение – прославлять мощь и величие римского народа или отдельных людей, украшать жизнь; при этом неважно, кто создает необходимые произведения искусства. Задача выполнена – а это главное. Греки, тоже воспринимая мир таким, какой он есть, искренне любовались им, пытались его понять, стремились к гармонии, красоте, совершенству, а людей, способных создавать прекрасное, считали едва ли не равными богам. У них были представления о совершенном идеале. Не случайно в Греции любое изображение стремились приблизиться к нему, а в Риме создавались портреты, абсолютно чуждые идеализации. Любимыми постройками греков были великолепные храмы, а у римлян – здания,
выполняющие практические нужды, прославляющие императоров.