ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» комбинированного вида
(МБДОУ д/с «Солнышко»)
ПРОЕКТ
«НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ»
в группе общеразвивающей направленности
для детей 6 – 7 лет
Составитель:
Казачкова О. С., Солдаткина М. Г.
г. Нижний Тагил, Свердловская область
2023 год
Пояснительная записка
Актуальность.
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине! Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.
Обоснование выбора темы проекта.
Участие детей в проекте «Народная культура и традиции» позволит обогатить знания и представления детей о русской культуре и ее традициях, воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам.
Характеристика проекта.
Аудитория: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Продолжительность: среднесрочный, 1 месяц.
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи, связанные с развитием детей:
Образовательные
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
Воспитательные
-Способствовать воспитанию уважения и любви к родному краю, к русской народной культуре и традициям.
-Способствовать воспитанию на народных традициях уважения к труду народных мастеров, чувства гордости за Россию.
Развивающие
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей.
Задачи, связанные с деятельностью педагога:
-
Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования у детей познавательного интереа к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. -
Реализовать проект «Народная культура и традиции» -
Обобщить опыт проделанной работы и представить его педагогическому сообществу в виде выступления на МО.
Задачи по работе с родителями:
- вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта «Народные культура и традиции»;
- вовлечь родителей в совместную презентацию по итогам реализации проекта в роли зрителей.
Используемые принципы при реализации проекта:
-
Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий практически апробированными методиками. -
Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности, отношения к миру и природе. -
Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка. -
Комплексность и интегративность: решение задач в системе всего образовательного процесса.
Планируемый результат:
Дети знакомы с народными промыслами, у них обогащен словарь, повышена выразительность речи. В детях воспитаны уважение и любовь к родному краю, к русской народной культуре и традициям. Помимо этого, дети уважают труд народных мастеров, чувствуют гордость за Россию. У детей развиты индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности, умеют видеть красоту изделий прикладного творчества, сформирован эстетический вкус.
Родители заитересованы темой, получили новую полезную информацию, охотно принимали участие в проекте.
Маршрутный лист проекта
Этап | Примерные сроки реализации | Деятельность педагога | Планируемая деятельность детей | Что в итоге сделали дети на данном этапе В момент оформления проекта оставьте этот столбик пустым. Заполняйте его по мере реализации каждого этапа |
Постановка проблемы | | Мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию «Что было бы, если бы не было праздников, народных любимых нами игр и традиций?». | Осознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию. Дети учатся видеть проблему, формулируют важные вопросы | Дети осознали проблему, ответили на вопрос «Что было бы, если бы не было праздников, народных игр, традиций?», решили, что без праздников, игр, традиций было бы скучно, не смогли бы играть и веселиться и пришли к выводу, что надо всегда знать и помнить народную культуру и традиции. |
Определение цели деятельности и конкретного замысла | | Помогает детям сформулировать цель проекта и определить замысел ее реализации «Формировать у детей знания о кружке Гжель, Филимоновских игрушках, Хломской росписи, Дымковской игрушке, городецкой росписи»; «Обогатить знания детей о русских народных играх, старинных русских праздниках, устройстве русской избы, о одежде людей в старину». | Обозначают цель деятельности. Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных | Дети рассматривали Филимоновские игрушки, городецкую разделочную доску, дымковские игрушки и решили, что хотят сделать (нарисовать) свои игрушки, доску и т.д. Обсудили вместе с воспитателем русские народные праздники, игры и решили организовать данные игры и праздники в группе, с соблюдением всех традиций. |
Планирование | | Фиксирует ответы детей и помогает составить план реализации проекта. Аппликация - кружка Гжель - Филимоновская игрушка. Рисование -Хохломская роспись - Дымковская игрушка. Лепка -Городецкая разделочная доска Просмотр презентаций : «Голубая гжель», «Городецкая роспись, «Хохломская роспись», «Филимоновская игрушка», «Веселая дымка». Беседы «Старинные русские праздники» «Русские народные промыслы» «Устройство русской избы» «Путешествие в прошлое одежды» Дидактические игры: Лото: «Чьи росписи игрушки» Пазл «Подбери узор к посуде» Разрезные картинки по теме проекта. | Перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций | Дети предложили расписать кружку росписью Гжель, нарисовать дымковские игрушки, им было предложено также выполнить в аппликации Филимоновские игрушки, нарисовать Хохломскую роспись, слепить Городецкую разделочную доску, поиграть в дидактические игры, побеседовать о старинных русских праздниках, с чем дети охотно согласились. |
Реализация проекта и постоянная рефлексия | | Воспитатель проводит занятия по художественно эстетическому развитию детей аппликация «Кружка Гжель», «Филимоновская игрушка», рисование «Хохломская роспись», «Дымковская игрушка», лепка «Городецкая разделочная доска». Вместе с детьми устраивает просмотр презентаций «Голубая гжель», «Городецкая роспись, «Хохломская роспись», «Филимоновская игрушка», «Веселая дымка». Проводит беседы «Старинные русские праздники» «Русские народные промыслы» «Устройство русской избы» «Путешествие в прошлое одежды», предлагает детям дидактические игры лото «Чьи росписи игрушки», пазл «Подбери узор к посуде», разрезные картинки по теме проекта. | Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя | Дети с большим удовольствием принимали участие на занятиях, беседах, играли, задавали возникающие в ходе реализации проекта, вопросы, делились впечатлением с родителями, приносили из дома игрушки и предметы быта, где есть Хохломская, Дымковская росписи. Особенно понравились дидактические игры. |
Анализ результатов и презентация | | Помогает детям презентовать результаты проекта. Оказание помощи в оформлении проекта. Конечным мероприятием стала лепка из соленого теста «Дымковская игрушка» и оформлена выставка работ. | Выполняют результат проекта – вылепленные из соленого теста Дымковские игрушки. | Вылепленные из соленого теста Дымковские игрушки представлены в группе, с ними могут ознакомиться дети других групп, родители, педагоги. |
Результат проекта
Итоговым результатом проекта стал продукт – Дымковские игрушки из соленого теста, сделанные своими руками. Дети познакомились с убранством русской избы, с особенностями жизнедеятельности людей на Руси, с русским народным костюмом, с некоторыми предметами быта, с народными промыслами. Также дети легко умеют создавать декоративные композиции по мотивам хохломских, городецких, гжель, дымковских, филимоновских узоров, умеют лепить из пластилина и теста. Дети знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.Они узнали много старинных слов, легко ими пользуются в речи. Ребята с уважением и любовью относятся к родному краю, к русской народной культуре и традициям, уважают труд народных мастеров, у детей развито чувство гордости за Россию.
Список литературы
-
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 112 с. -
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 208 с. -
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2011. -
Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М.: Просвещение, 2018. – 96 с. -
Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – С. 58 – 76. -
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Издательство «Детство - Пресс» 2018 г. -
Занятия с детьми 3-7 лет Народная культура и традиции. Косарева В. Н. Учитель 2021