Файл: Формировать знания о базовых компонентах музыкальной грамоты об основных певческих навыках и умениях детей младшего школьного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 1.2.
Цель занятия: формировать знания о базовых компонентах музыкальной грамоты; об основных певческих навыках и умениях детей младшего школьного возраста.
Задание 1.
Составьте глоссарий следующих музыкальных терминов: ноты, октавы, длительность нот, паузы, размеры, гаммы, интервалы.
Нота – это инструмент для моментальной фиксации на письме звуковой волны конкретной частоты. Такие предопределенные записи формируют целый ряд, из которых составляется музыка. Каждая нота имеет свое название и определенную частоту, диапазон которой составляет 20 Гц – 20 кГц.
Октава – музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет один к двум. Субъективно на слух октава воспринимается как устойчивый, базисный музыкальный интервал. Два звука, отстоящие на октаву, воспринимаются очень похожими друг на друга, хотя явно различаются по высоте.
Длительность нот – продолжительность звука или паузы. Длительности могут быть как относительными (выражают ритмические соотношения), так и абсолютными (измеряются в единицах времени).
Пауза – временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в целом или какой-либо его части или отдельного голоса.
Размер – «числовое» отображение метра, показывающее, сколько используется долей в такте и их относительная длительность, а обозначается в виде дроби.
Гамма – это последовательность из семи идущих друг за другом нот (звуков), которые составляют тональность или определённый лад. Ноты внутри этих структур всегда сочетаются между собой, и при правильном расположении составляют гармонические интервалы или аккорды, из которых как раз состоит музыка и произведения.
Интервал - соотношение двух музыкальных звуков по их высоте.
Задание 2.
Перечислите свойства музыкального звука. Охарактеризуйте перечисленные свойства. Результаты работы оформите в таблице:
Свойства музыкального звука | Характеристика свойств музыкального звука |
Высота | - зависит от частоты колебаний источника звука. Она измеряется в герцах – Гц). 1 Гц=1 колебанию/сек. Человеческий слух различает звуки высотой от 16 до 4000-4500 Гц. Мельчайшая единица измерения высоты звука – цент (1/100 темперированного полутона). |
Тембр | - (окраска звука) зависит от формы, размера, материала и устройства источника звука. Тембры музыкальных звуков весьма разнообразны. |
Длительность | -зависит от амплитуды колебаний и локализации в пространстве источника звука. Громкость не должна достигать болевого порога (120 дБ). |
Громкость | - зависит от продолжительности колебаний источника звука. Наш слух воспринимает звуки продолжительностью не менее 0,015 сек. |
Задание 3.
Как строится мажорная и минорная гамма? Выделите критерии для сравнения. В чем сходство и различие? Заполните сравнительную таблицу:
Критерии для сравнения | Мажорная гамма | Минорная гамма |
Строение | Мажорная гамма строится по принципу: ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА. | Минорная гамма строится по принципу: ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН. |
Звучание | Данная гамма светлого, радостного, твердого характера. | Минорная гамма, в отличии от мажорной гаммы, звучит грустно, печально. В миноре такие же главные ступени (T, S, D). |
Гармонический вид | Разновидность звукоряда мажорного лада, характерной особенностью которого, отличающей его от натурального мажора, является пониженная шестая ступень. | При движении вверх и вниз повышается седьмая ступень на полтона. Повышается она не просто так, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику). |
Мелодический вид | При движении вверх звучит натуральный мажор, а при движении вниз понижены две ступени: седьмая и восьмая. | При движении вверх повышается шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор. |
Задание 4.
Оформите таблицу основных певческих умений и навыков детей младшего школьного возраста:
Содержание певческих умений и навыков младших школьников | Методы и приемы развития у младших школьников певческих умений и навыков |
дыхание звукообразование дикция чистота интонирования ансамбль | Артикуляционная гимнастика Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Песенное творчество В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом. |