Файл: Формировать знания о базовых компонентах музыкальной грамоты об основных певческих навыках и умениях детей младшего школьного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 1.2.

Цель занятия: формировать знания о базовых компонентах музыкальной грамоты; об основных певческих навыках и умениях детей младшего школьного возраста.

Задание 1.

Составьте глоссарий следующих музыкальных терминов: ноты, октавы, длительность нот, паузы, размеры, гаммы, интервалы.

Нота – это инструмент для моментальной фиксации на письме звуковой волны конкретной частоты. Такие предопределенные записи формируют целый ряд, из которых составляется музыка. Каждая нота имеет свое название и определенную частоту, диапазон которой составляет 20 Гц – 20 кГц.

Октава – музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет один к двум. Субъективно на слух октава воспринимается как устойчивый, базисный музыкальный интервал. Два звука, отстоящие на октаву, воспринимаются очень похожими друг на друга, хотя явно различаются по высоте.

Длительность нот – продолжительность звука или паузы. Длительности могут быть как относительными (выражают ритмические соотношения), так и абсолютными (измеряются в единицах времени).

Пауза – временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в целом или какой-либо его части или отдельного голоса.

Размер – «числовое» отображение метра, показывающее, сколько используется долей в такте и их относительная длительность, а обозначается в виде дроби.

Гамма – это последовательность из семи идущих друг за другом нот (звуков), которые составляют тональность или определённый лад. Ноты внутри этих структур всегда сочетаются между собой, и при правильном расположении составляют гармонические интервалы или аккорды, из которых как раз состоит музыка и произведения.

Интервал - соотношение двух музыкальных звуков по их высоте.

Задание 2.

Перечислите свойства музыкального звука. Охарактеризуйте перечисленные свойства. Результаты работы оформите в таблице:


Свойства музыкального звука

Характеристика свойств музыкального звука

Высота

- зависит от частоты колебаний источника звука.

Она измеряется в герцах – Гц). 1 Гц=1 колебанию/сек. Человеческий слух различает звуки высотой от 16 до 4000-4500 Гц. Мельчайшая единица измерения высоты звука – цент (1/100 темперированного полутона).

Тембр

- (окраска звука) зависит от формы, размера, материала и устройства источника звука. Тембры музыкальных звуков весьма разнообразны.

Длительность

-зависит от амплитуды колебаний и локализации в пространстве источника звука. Громкость не должна достигать болевого порога (120 дБ).

Громкость

- зависит от продолжительности колебаний источника звука. Наш слух воспринимает звуки продолжительностью не менее 0,015 сек. 

Задание 3.

Как строится мажорная и минорная гамма? Выделите критерии для сравнения. В чем сходство и различие? Заполните сравнительную таблицу:

Критерии для сравнения

Мажорная гамма

Минорная гамма

Строение

Мажорная гамма строится по принципу: ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА.

Минорная гамма строится по принципу: ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН.

Звучание

Данная гамма светлого, радостного, твердого характера.

Минорная гамма, в отличии от мажорной гаммы, звучит грустно, печально. В миноре такие же главные ступени (T, S, D).

Гармонический вид

Разновидность звукоряда мажорного лада, характерной особенностью которого, отличающей его от натурального мажора, является пониженная шестая ступень.

При движении вверх и вниз повышается седьмая ступень на полтона. Повышается она не просто так, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).

Мелодический вид

При движении вверх звучит натуральный мажор, а при движении вниз понижены две ступени: седьмая и восьмая.

При движении вверх повышается шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.


Задание 4.

Оформите таблицу основных певческих умений и навыков детей младшего школьного возраста:

Содержание певческих умений и навыков младших школьников

Методы и приемы развития у младших школьников певческих умений и навыков

дыхание

звукообразование

дикция

чистота интонирования

ансамбль

Артикуляционная гимнастика

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Песенное творчество

В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.