Файл: Урока музыки для младших школьников (класс и тема урока по выбору) в соответствии с требованиями фгос ноо. Класс 4 класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 1.3.
Цель занятия: формирование умений разрабатывать технологическую карту урока музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задание 1.
Разработайте технологическую карту урока музыки для младших школьников (класс и тема урока по выбору) в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Класс | 4 класс | ||||||||||||||||||||||
Автор УМК | Г.П. Критская, Е.Д. Сергеева, Т.С. Шмагина | ||||||||||||||||||||||
Тема урока | «Оркестр русских народных инструментов» | ||||||||||||||||||||||
Тип урока | Открытие новых знаний | ||||||||||||||||||||||
Цель урока | Сформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов. | ||||||||||||||||||||||
Задачи урока | Образовательная: познакомить учащихся с понятием «русский народный оркестр», его составом, с тембровой окраской русских народных инструментов (балалайка, домра, баян, свирель, рожок, гусли, гармошка, трещотки, деревянные ложки). Развивающая: развивать ритмические способности учащихся, опыт музицирования на русских народных инструментах. Воспитательная: формирование уважения к русской народной культуре. | ||||||||||||||||||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. Активизация учащихся, создание положительного настроя детей на работу. | Тихо звучит песня «Во поле берёза стояла») Вход детей в класс. Музыкальное приветствие на мотив р.н.п. «Во поле береза стояла». Музыка опять зазвучала, Возвестив урока начало. Рада видеть вас, ребята: И мальчишки и девчата! (Отвечают) -Здравствуйте, учитель! (Предлагаю детям сесть за парты) -Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Юсуповна. Я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. И пусть наше знакомство пройдёт интересно и будет наполнено музыкой, творчеством, поиском. Желаю всем получить новые знания и отличные оценки. Вы готовы? Чтобы душе было тепло и спокойно, надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой. Я знаю, что от нее ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! | Дети приветствуют учителя. | Организовать свое рабочее место под руководством учителя. | ||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока. Обеспечение мотивации. | - Какая музыка сейчас вас пригласила в класс? (Народная.) - Почему вы так решили? По каким признака вы определили, что это народная музыка ? Почему она называется народная? (Весёлая, радостная, звучали дудочки и балалайки.) - Да, она исполнялась народными инструментами, а народная, значит, ее сочинял не композитор ,а народ. - Может, и название песни вы знаете? («Во поле берёза стояла») | Вступают в диалог с учителем, рассуждают. | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р: Принимают и решают поставленную задачу. К: Участвуют в учебном диалоге. | ||||||||||||||||||||
3. Освоение новых знаний и способов деятельности 3.1. Восприятие. Слушание музыки, беседа о композиторе, произведении; 3.2. Исполнительская деятельность. 1. Вокально-хоровая работа. 2. Музыкальная разминка, музыкально-ритмические движения. | Чтоб пыл интереса не погас, Что б время шло быстрее, Ребята, приглашаю вас К загадке поскорее. - Сформулировать тему нашего урока, вы сможете, отгадав её. Бубен есть, трещотка, дудка, Балалайка, гусли, домра, Есть баян и есть гармошка, Даже расписные ложки, Все играют звонко, дружно, Слушать их не надоест, Отгадать ребята, нужно, Что же это всё? …. (ОРКЕСТР) - Итак, о чем же сегодня пойдет речь? (Оркестр) - Правильно – оркестр. Ребята, а что такое оркестр? (ОРКЕСТР (когда играет много инструментов).) -ОРКЕСТР – коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах. Оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке?) (об оркестре нар. Инструментах) А что же такое оркестр нар. инструментов? (Это оркестр, включающий в свой состав только русские народные инструменты.) - Итак, тему урока вы сформулировали, молодцы. Оркестр русских народных инструментов - Какие умения нам понадобятся на уроке? Что бы вы хотели узнать сегодня об оркестре нар. инструментов? Определите цель и задачи сегодняшнего урока. 1.Выяснить какие инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов. (Слушать музыку, описывать характер произведения, определять композиторская или народная, определять состав исполнителей, исполнять произведение, определять звучание нар. инстр, классифицировать группу народных инструментов). - Мы узнаем, как звучат народные инструменты, научимся отличать тембр их звучания. Слушайте внимательно загадки, дружно называйте мне отгадки! У него рубашка в складку Любит он плясать в присядку. Он и пляшет и поёт – Если в руки попадёт. Сорок пуговиц на нём С перламутровым огнём Весельчак и буян Голосистый мой… (баян) В деревнях она живет, очень жалобно поет…(жалейка) (тембр у неё печальный, жалостливый, пронзительный) Приложил к губам я трубку, понеслась по лесу трель, инструмент тот очень хрупкий, называется …(свирель). Деревянные сестрички, друг о друженьку стучат, всю округу веселят… (ложки) Он по виду брат баяну, Где веселье, там и он. Я подсказывать не стану, Всем знаком…(аккордеон) В руки ты её возьмешь, То растянешь, то сожмёшь. Звонкая. Нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь. Как зовут её... (гармонь) Ой! Звенит она звенит. Всех игрою веселит! А всего – то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая, отгадай-ка, Это наша… (балалайка). Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка Круглая, а не барабан. Три струны, а не балалайка (домра) «Сам Садко на них играл и душевно напевал, Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун» (гусли) Есть бубенчики на нем, По нему мы громко бьем, С ним сейчас играть мы будем Дайте в руки звонкий…. (бубен) 11.До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си – Прилетели воробьи На мою тетрадку сели И мелодию запели… (ноты) (Ноты находятся на магнитной доске) 12. Кто не вежливый такой Повернулся к нам спиной? Стал размахивать руками Прямо в зале перед нами. Не приучен он к порядку Или делает зарядку? С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это… (дирижер) - Своему появлению оркестр во многом обязан музыканту и композитору Василию Васильевичу Андрееву. Он является организатором и руководителем первого Р.Н.О в России. Он не только усовершенствовал многие инструменты, но и объединил их в группы. Делю детей на 3 группы, раздаю им листочки с названием народных инструментов. Нужно определить в какую группу они входят - Теперь ребята вам задание распределить все эти инструменты по группам (по способу звучания) и заполнить кластер. Оркестр русских народных инструментов Духовые Струнные Ударные Клавишно-духовые -Все инструменты русского народного оркестра можно разделить на четыре группы. - Струнные инструменты. Почему они так называются? (Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны. (русские гусли; домра; балалайка, гитара, гудок) (учащиеся находят и крепят соответствующее название группы инструментов, а в течение урока и название инструмента на плакат). –Духовые инструменты. А им дали такое название почему? (Жалейка- небольшая трубочка из тростника, дерева.) Пастуший рожок; свистулька, кугиклы, дудка, свирель (учащиеся находят и крепят соответствующее название группы инструментов, а в течение урока и название инструмента на плакат). - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем вдувания из них воздуха. - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их? – Это ударные инструменты. (барабан; литавры; ложки; трещотки; бубен, коробочка, колотушка, рубель) (учащиеся находят и крепят соответствующее название группы инструментов, а в течение урока и название инструмента на плакат). - В русском народном оркестре также клавишно-духовые инструменты. (группа баянов- гармонь, баян, аккордеон) Определить какой музыкальный инструмент звучит? Название, к какой группе относится? (работа с цветными карточками) Красный цвет – клавишно-духовые, Желтый цвет – струнные, Синий цвет – духовые, Зелёный - струнные (звучание 6 инструментов: баян, балалайка, жалейка, домра, бубен, свирель) Подчеркните инструмент, не входящий в данную группу:
- Послушайте и скажите, по вашему мнению, это композиторская песня или народная и почему? Р.Н.П. «Светит месяц» - Есть ли среди услышанных инструментов знакомые Вам? - Скажите, ребята, а музыка которая прозвучала в исполнении оркестра не вызывала у вас желание потанцевать? Тогда давайте проведём «Пластическое интонирование». Музыка вновь будет звучать в нашем классе, а вы, почувствовав её дыхание, попробуйте присоединиться к ней, пластически выражая её характер, настрой. | Выполняют задания учителя, ведут активную работу на уроке. | | ||||||||||||||||||||
4. Творческое задание. | - Ребята, а вы хотите поиграть в оркестре? Тогда давайте попробуем песню «Светит месяц» исполнить маленьким оркестром. - Теперь вы можете выбрать себе понравившийся инструмент. Начинаем с упражнения на дыхание, на дикцию (мимическая зарядка различные скороговорки, распевка «далее следует работа над песней (разучивание слов, мелодии, работа над характером); Итак, хор у нас есть? Музыканты народного оркестра есть? Дирижёр есть? Зрители у нас есть? Может дадим концерт? Что служит приглашением на концерт? (Афиша) - Придумайте название нашего оркестра и хора (вписываю название). Исполнение песни «Метелица» | | | ||||||||||||||||||||
5. Рефлексивно-оценочный этап. Обобщение и оценка. | Очень часто за событиями И за сутолокой дней. Старины своей не помним, Забываемся о ней. - Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. Ведь от каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить: сильной или слабой, доброй или злой, красивой или нет. Слушайте русскую народную музыку и будьте здоровы! | | |
Задание 2.
Обоснуйте Ваш выбор темы, целей, средств музыкального развития согласно требованиям ФГОС НОО по предмету «Музыка» для учащихся выбранного Вами класса.
-Данная тема показалась мне наиболее интересной из нескольких выбранных тем, цель данного урока направленна на формирование представлений об оркестрах русских-народных инструментов. Я считаю, что в ходе урока цель будет достигнута и полностью раскрыта тема.
Задание 3.
Отдельно выпишите названия используемых Вами на данном уроке инновационных технологий музыкального развития младших школьников и опишите целесообразность их использования на этом уроке.
На данном уроке использовались:
-
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); -
личностно-ориентированное обучение; -
проектная и исследовательская деятельность; -
игровые технологии.
Данные технологии помогли полноценно освоить учебный материал.