Файл: Урока музыки для младших школьников (класс и тема урока по выбору) в соответствии с требованиями фгос ноо. Класс 4 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 1.3.

Цель занятия: формирование умений разрабатывать технологическую карту урока музыки в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Задание 1.

Разработайте технологическую карту урока музыки для младших школьников (класс и тема урока по выбору) в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Класс

4 класс

Автор УМК

Г.П. Критская, Е.Д. Сергеева, Т.С. Шмагина

Тема урока

«Оркестр русских народных инструментов»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Сформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов.

Задачи урока

Образовательная: познакомить учащихся с понятием «русский народный оркестр», его составом, с тембровой окраской русских народных инструментов (балалайка, домра, баян, свирель, рожок, гусли, гармошка, трещотки, деревянные ложки).

Развивающая: развивать ритмические способности учащихся, опыт музицирования на русских народных инструментах.

Воспитательная: формирование уважения к русской народной культуре.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Активизация учащихся, создание положительного настроя детей на работу.

Тихо звучит песня «Во поле берёза стояла») Вход детей в класс.
Музыкальное приветствие на мотив р.н.п.

«Во поле береза стояла».
Музыка опять зазвучала,

Возвестив урока начало.

Рада видеть вас, ребята:

И мальчишки и девчата!

(Отвечают)
-Здравствуйте, учитель!

(Предлагаю детям сесть за парты)
-Здравствуйте, ребята.

Сегодня урок музыки проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Юсуповна.
Я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. И пусть наше знакомство пройдёт интересно и будет наполнено музыкой, творчеством, поиском. Желаю всем получить новые знания и отличные оценки. Вы готовы? Чтобы душе было тепло и спокойно, надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой. Я знаю, что от нее ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу!

Дети приветствуют учителя.

Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Актуализация знаний.

Подведение учащихся

к формулированию темы

и постановке задач урока. Обеспечение мотивации.

- Какая музыка сейчас вас пригласила в класс?

(Народная.)
- Почему вы так решили? По каким признака вы определили, что это народная музыка ? Почему она называется народная?

(Весёлая, радостная, звучали дудочки и балалайки.)
- Да, она исполнялась народными инструментами, а народная, значит, ее сочинял не композитор ,а народ.
- Может, и название песни вы знаете?

(«Во поле берёза стояла»)


Вступают в диалог с учителем, рассуждают.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.
Р: Принимают и решают поставленную задачу.
К: Участвуют в учебном диалоге.

3. Освоение новых знаний и способов деятельности

3.1. Восприятие. Слушание музыки, беседа о композиторе, произведении;

3.2. Исполнительская деятельность.

1. Вокально-хоровая работа.

2. Музыкальная разминка, музыкально-ритмические движения.

Чтоб пыл интереса не погас,

Что б время шло быстрее,

Ребята, приглашаю вас

К загадке поскорее.
- Сформулировать тему нашего урока, вы сможете, отгадав её.
Бубен есть, трещотка, дудка,

Балалайка, гусли, домра,

Есть баян и есть гармошка,

Даже расписные ложки,

Все играют звонко, дружно,

Слушать их не надоест,

Отгадать ребята, нужно,

Что же это всё? …. (ОРКЕСТР)
- Итак, о чем же сегодня пойдет речь?

(Оркестр)
- Правильно – оркестр. Ребята, а что такое оркестр?
(ОРКЕСТР (когда играет много инструментов).)
-ОРКЕСТР – коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

Оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке?)

(об оркестре нар. Инструментах)
А что же такое оркестр нар. инструментов?
(Это оркестр, включающий в свой состав только русские народные инструменты.)
- Итак, тему урока вы сформулировали, молодцы.

Оркестр русских народных инструментов
- Какие умения нам понадобятся на уроке? Что бы вы хотели узнать сегодня об оркестре нар. инструментов? Определите цель и задачи сегодняшнего урока.
1.Выяснить какие инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов.
(Слушать музыку, описывать характер произведения, определять композиторская или народная, определять состав исполнителей, исполнять произведение, определять звучание нар. инстр, классифицировать группу народных инструментов).
- Мы узнаем, как звучат народные инструменты, научимся отличать тембр их звучания.
Слушайте внимательно загадки, дружно называйте мне отгадки!
У него рубашка в складку

Любит он плясать в присядку.

Он и пляшет и поёт –

Если в руки попадёт.

Сорок пуговиц на нём

С перламутровым огнём

Весельчак и буян

Голосистый мой… (баян)
В деревнях она живет, очень жалобно поет…(жалейка)
(тембр у неё печальный, жалостливый, пронзительный)
Приложил к губам я трубку, понеслась по лесу трель, инструмент тот очень хрупкий, называется …(свирель).
Деревянные сестрички, друг о друженьку стучат, всю округу веселят… (ложки)
Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком…(аккордеон)
В руки ты её возьмешь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая. Нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь.

Как зовут её... (гармонь)
Ой! Звенит она звенит.

Всех игрою веселит!

А всего – то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая, отгадай-ка,

Это наша… (балалайка).
Играет, а не гитара.

Деревянная, а не скрипка

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка (домра)
«Сам Садко на них играл и душевно напевал,

Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун» (гусли)
Есть бубенчики на нем,

По нему мы громко бьем,

С ним сейчас играть мы будем

Дайте в руки звонкий…. (бубен)
11.До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си –

Прилетели воробьи

На мою тетрадку сели

И мелодию запели… (ноты)
(Ноты находятся на магнитной доске)


12. Кто не вежливый такой

Повернулся к нам спиной?

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это… (дирижер)

- Своему появлению оркестр во многом обязан музыканту и композитору Василию Васильевичу Андрееву.



Он является организатором и руководителем первого Р.Н.О в России. Он не только усовершенствовал многие инструменты, но и объединил их в группы.
Делю детей на 3 группы, раздаю им листочки с названием народных инструментов. Нужно определить в какую группу они входят
- Теперь ребята вам задание распределить все эти инструменты по группам (по способу звучания) и заполнить кластер.

Оркестр русских народных инструментов
Духовые Струнные
Ударные Клавишно-духовые
-Все инструменты русского народного оркестра можно разделить на четыре группы.
- Струнные инструменты. Почему они так называются?

(Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны. (русские гусли; домра; балалайка, гитара, гудок)

(учащиеся находят и крепят соответствующее название группы инструментов, а в течение урока и название инструмента на плакат).
Духовые инструменты. А им дали такое название почему?
(Жалейка- небольшая трубочка из тростника, дерева.)
Пастуший рожок; свистулька, кугиклы, дудка, свирель

(учащиеся находят и крепят соответствующее название группы инструментов, а в течение урока и название инструмента на плакат).
- Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем вдувания из них воздуха.
- А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
– Это ударные инструменты. (барабан; литавры; ложки; трещотки; бубен, коробочка, колотушка, рубель)

(учащиеся находят и крепят соответствующее название группы инструментов, а в течение урока и название инструмента на плакат).
- В русском народном оркестре также клавишно-духовые инструменты. (группа баянов- гармонь, баян, аккордеон)
Определить какой музыкальный инструмент звучит? Название, к какой группе относится? (работа с цветными карточками)
Красный цвет – клавишно-духовые,

Желтый цвет – струнные,

Синий цвет – духовые,

Зелёный - струнные

(звучание 6 инструментов: баян, балалайка, жалейка, домра, бубен, свирель)
Подчеркните инструмент, не входящий в данную группу:


Струнные

Духовые

Ударные

Клавишно-духовые

Балалайка

Свирель

Ложки

Баян

Бубен

Кугиклы

Бубен

Гармонь

Домра

Балалайка

Гусли

Литарвы

Гусли

Рожок

Трещотки

Аккордеон


- Послушайте и скажите, по вашему мнению, это композиторская песня или народная и почему?
Р.Н.П. «Светит месяц»
- Есть ли среди услышанных инструментов знакомые Вам?
- Скажите, ребята, а музыка которая прозвучала в исполнении оркестра не вызывала у вас желание потанцевать? Тогда давайте проведём «Пластическое интонирование». Музыка вновь будет звучать в нашем классе, а вы, почувствовав её дыхание, попробуйте присоединиться к ней, пластически выражая её характер, настрой.


Выполняют задания учителя, ведут активную работу на уроке.




4. Творческое задание.

- Ребята, а вы хотите поиграть в оркестре? Тогда давайте попробуем песню «Светит месяц» исполнить маленьким оркестром.
- Теперь вы можете выбрать себе понравившийся инструмент.
Начинаем с упражнения на дыхание, на дикцию (мимическая зарядка различные скороговорки, распевка «далее следует работа над песней (разучивание слов, мелодии, работа над характером);
Итак, хор у нас есть? Музыканты народного оркестра есть? Дирижёр есть? Зрители у нас есть? Может дадим концерт? Что служит приглашением на концерт? (Афиша)

- Придумайте название нашего оркестра и хора (вписываю название).
Исполнение песни «Метелица»







5. Рефлексивно-оценочный этап. Обобщение и оценка.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней.

Старины своей не помним,

Забываемся о ней.
- Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. Ведь от каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить: сильной или слабой, доброй или злой, красивой или нет. Слушайте русскую народную музыку и будьте здоровы!








Задание 2.

Обоснуйте Ваш выбор темы, целей, средств музыкального развития согласно требованиям ФГОС НОО по предмету «Музыка» для учащихся выбранного Вами класса.

-Данная тема показалась мне наиболее интересной из нескольких выбранных тем, цель данного урока направленна на формирование представлений об оркестрах русских-народных инструментов. Я считаю, что в ходе урока цель будет достигнута и полностью раскрыта тема.

Задание 3.

Отдельно выпишите названия используемых Вами на данном уроке инновационных технологий музыкального развития младших школьников и опишите целесообразность их использования на этом уроке.

На данном уроке использовались:

  1. информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

  2. личностно-ориентированное обучение;

  3. проектная и исследовательская деятельность;

  4. игровые технологии.

Данные технологии помогли полноценно освоить учебный материал.