Файл: Литература по теме Тема Алгоритмы и программы Вопрос Понятие алгоритма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В этом случае легко подсчитать объем информации в тексте. Если 1 символ алфавита несет 1 байт информации, то надо просто сосчитать количество символов; полученное число даст информационный объем текста в байтах.
Пример. Пусть текст небольшой книжки, набранный с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов.
Значит, страница содержит 40 x 60 = 2400 байт информации.
Объем всей информации в книге:
2400 х 150 = 360 000 байт.
Вопрос 3. Представление информации в ЭВМ.
Компьютер может обрабатывать числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию. Вся информация в ЭВМ представлена в виде двоичных кодов. 1 бит – это наименьшая единица информации для обозначения одного двоичного разряда, способного принимать значение 0 или 1.
Биты нумеруются справа налево, начиная с нулевого разряда. С помощью набора битов можно представить любой символ (число, букву или знак). Однако отражать данные в такой форме не совсем удобно, и биты группируются в пакеты по 8 бит. Поэтому обычно информация представляется байтами. Комбинируя возможные комбинации из 8 бит (байт), можно получить 256 (28) различных кодов.
Для кодирования символов в ЭВМ используют кодовые таблицы. На сегодняшний день стандартом де-факто является таблица ASCII (American Standard Code for Information Interchange – американский стандартный код для обмена информацией), в котором каждый символ закодирован десятичным числом (от 0 до 255):
· коды 0…31 – для специальных (управляющих) клавиш;
· коды 32…127 – для цифр, латинских букв и стандартных знаков;
· коды 128…255 – для букв национальных алфавитов и специальных знаков.
Кодировка согласно таблице ASCII (код принят в 1963 г.) используется в операционных системах семейства Windows, и ее часто называют кодировкой CP-1251 (Code Page – кодовая страница). Также существуют кодировки CP-866 (для DOS) и КОИ-81 (для Unix). В настоящее время широко распространилась альтернативная кодовая таблица (в стандарте Unicode), позволяющая представить большее количество символов. В ней на каждый символ отводится 2 байта, поэтому можно закодировать 65 536 (216) различных символов.
Графическая информация (в отличие от текстовой) представляется на экране в виде растрового изображения, которое формируется из определенного количества строк, содержащих определенное количество точек (пикселей), имеющих свой цвет, заданный специальным кодом. В процессе кодирования изображения производится его пространственная дискретизация – построение изображения из большого количества отдельных цветных точек.
Звуковая информация кодируется иначе. Любая звуковая волна имеет непрерывно меняющиеся частоту и амплитуду. При увеличении амплитуды сигнала усиливается громкость звука, а при увеличении его частоты повышается тональность. Для обработки в ЭВМ звуковая (аналоговая) информация кодируется в виде последовательности цифровых импульсов в процессе дискретизации звука. Дискретизация – это преобразование непрерывных звуков (или изображений) в набор дискретных значений в закодированной форме.
Для представления числовой информации используется двоичная система счисления. В ЭВМ применяются две формы представления чисел:
1) в естественной форме (с фиксированной запятой) все числа изображаются в виде последовательности цифр с постоянным положением запятой, отделяющей целую часть от дробной, например, 12 345,6789. Эта форма наиболее проста, естественна, но имеет небольшой диапазон представления чисел и поэтому не всегда применима при вычислениях;
2) в вещественной форме (с плавающей запятой) каждое число изображается в виде двух групп цифр: мантиссы (абсолютная величина которой должна быть меньше 1) и порядка (целое число).
Например, числу 2 000 000 в естественной форме соответствует число 0,2Е7 в вещественной форме, где 0,2 – мантисса числа, а 7 – порядок числа (степень, в которую надо возвести основание системы счисления (в нашем примере – 10) для получения исходного числа – 0,2 · 107 = 2 000 000). Эта форма представления имеет огромный диапазон отображения чисел и является основой в современных ЭВМ.
В персональном компьютере могут обрабатываться поля постоянной и переменной длины.
Размеры полей постоянной длины:
· полуслово – 1 байт;
· слово – 2 байта;
· двойное слово – 4 байта;
· расширенное слово – 8 байт.
Числа с фиксированной запятой чаще всего имеют формат полуслова или слова, числа с плавающей запятой – формат двойного или расширенного слова. Поля переменной длины могут иметь любой целый размер от 1 до 256 байт.
Для измерения «емкости» памяти используются биты и байты. В современных ЭВМ используются производные единицы измерения информации:
· 1 килобайт (КБайт – КБ) = 210 байт = 1024 байта;
· 1 мегабайт (МБайт – МБ) = 220 байт = 1024 KБ = 1 048 576 байт;
· 1 гигабайт (ГБайт – ГБ) = 230 байт = 1024 МБ;
· 1 терабайт (ТБайт – ТБ) = 240 байт = 1024 ГБ;
· 1 петабайт (ПБайт – ПБ) = 250 байт = 1024 ТБ;
· 1 экзабайт (ЭБайт – ЭБ) = 260 байт = 1024 ПБ;
· 1 зеттабайт (ЗБайт – ЗБ) = 270 байт = 1024 ЭБ;
· 1 йоттабайт (ЙБайт – ЙБ) = 280 байт = 1024 ЗБ.
В физике термин «кило» означает 1000, а в информатике – 1024, т.к. это число более естественно для вычислительных машин, которые в основе своей арифметики используют число 2 (как человек применяет 10). Поэтому числа 10, 100, 1000 и т.д. удобны для человека, а числа 2, 4, 8, 16, …, 1024 (210) и т.д. «удобны» для ЭВМ.
Например, одна страница стандартного машинописного текста формата А4 содержит примерно 3 KБ информации, а цветная фотография размером 10 см х 15 см – около 8 МБ (в несжатом виде).
Вопрос 4. Элементы алгебры логики.
В цифровой технике для передачи информации используются сигналы (кодовые слова), которые поступают на вход каждого узла ЭВМ, а на выходе при этом образуются новые сигналы (кодовые слова), представляющие собой результат обработки входных слов. Поэтому можно говорить, что выходное слово есть функция, для которой входной сигнал является аргументом. Такие функции называются функциями алгебры логики.
Как и в классической математике, для задания функций алгебры логики обычно используется два способа:
1) аналитический, когда функция записывается формулой; этот способ позволяет определять значения функций для отдельных комбинаций аргументов;
2) табличный, когда строится таблица истинности, содержащая всевозможные сочетания значений аргументов и соответствующие им значения функций.
Поскольку цифровые вычислительные машины оперируют только информацией, представленной в виде набора двоичных цифр «0» и «1», то действия, выполняемые над ней, отличаются от общепринятых.
Основы алгебры логики, разработанные в XIX веке английским математиком Джорджем Булем, базируются на использовании только двух переменных: a и b. Алгебра логики (Булева алгебра) основана на трех операциях:
1. Конъюнкция (логическое умножение) – операция «И», определяемая четырьмя правилами:
1) 0 и 0 = 0;
2) 0 и 1 = 0;
3) 1 и 0 = 0;
4) 1 и 1 = 1.
2. Дизъюнкция (логическое сложение) – операция «ИЛИ», определяемая четырьмя правилами:
1) 0 или 0 = 0;
2) 0 или 1 = 1;
3) 1 или 0 = 1;
4) 1 или 1 = 1.
3. Инверсия (логическое отрицание) — операция «НЕ», когда значение переменной изменяется на обратное (противоположное), то есть определяемая двумя правилами:
1) не 0 = 1;
2) не 1 = 0.
Логические преобразования осуществляются в компьютере с помощью специальных логических устройств (элементов). Так как существует три основных логических операции, то выделяют три базовых логических элемента: «И», «ИЛИ», «НЕ».
Принцип работы каждого логического элемента поясняется аналитически (формулой) или таблицей истинности, указывающей значение функции при заданных значениях переменных. В современных ЭВМ все логические элементы реализуются в виде специальных микросхем, которые выполняют определенные функции.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое система счисления?
2. В чем разница между позиционными и непозиционными системами счисления?
3. Перечислите известные системы счисления.
4. Что такое основание системы счисления?
5. Как перевести запись числа из одной системы счисления в другую?
6. Что изучает алгебра логики?
7. Перечислите основные логические операции.
8. Что такое «таблица истинности»?
9. Как хранятся графические изображения в памяти компьютера?
10. Что такое кодовая таблица компьютера?
Литература по теме:
1. Гуриков С.Р. Информатика: учеб. – М.: Форум, Инфра-М, 2017 г. – 464 с.
2. Симонович С. В. Информатика. Базовый курс: учеб. для вузов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 640 с.
3. Хлебников А.А. Информационные технологии: учеб. – М.: Кнорус, 2014. – 472 с.
Интернет-ресурсы:
1. Беляев М.А., Малинина Л.А., Лысенко В.В. Основы информатики: учеб. для вузов. – Режим доступа: http://www.rulit.me/books/osnovy-informatiki-uchebnik-dlya-vuzov-read-210823-1.html
2. Портал Информационно-коммуникационные технологии в образовании. – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru
Тема 3. Технические средства информационных технологий
Цель и задачи: рассмотреть аппаратное обеспечение. Изучить его основные характеристики.
Вопросы темы:
1. Определение, назначение, структура.
2. Состав персонального компьютера.
3. Основные характеристики современных компьютеров.
Вопрос 1. Определение, назначение, структура.
Электронно-вычислительная машина или компьютер (англ. computer – вычислитель) – это программируемое электронное устройство, предназначенное для обработки информации, т.е. способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи: ввод исходных данных и вывод результатов, построение изображений, диаграмм и графиков, синтезировать звук и т.д.
Классическая структура компьютера, используемая до наших дней, была разработана в 1946 году американским ученым Джоном фон Нейманом. Эта структура получила имя своего создателя. Схема компьютера по фон Нейману представлена на рис. 1.