Файл: Особенности физической культуры и спорта в Средневековой Европе.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
По предмету: «История физической культуры и спорта»
На тему: «Особенности физической культуры и спорта в Средневековой Европе»
План:
-
Введение………………………………………………………………...3 -
Идеал человека с точки зрения средневековой Европы……………..5 -
Рыцарская система физического воспитания…………………………7 -
Физическое воспитание и спорт крестьян и горожан……………….10 -
Реформаторы в эпоху средневековой Европы………………………12 -
Выводы………………………………………………………………...17 -
Список литературы…………………………………………………...19
Введение
Наиболее развитыми странами средневековой Европы принято считать Англию, Францию и Германию.
Раннее Средневековье ознаменовалось появлением современных государств и переходом на иные по сравнению с рабовладельческим строем формы организации общества.
Господствующими сословиями при феодализме были светские феодалы (рыцари) и духовенство. Они жили за счет эксплуатации труда крепостных крестьян и ремесленников-горожан. Отношения между ними обусловливали всю общественную жизнь и оказывали влияние на развитие физической куль- туры и спорта, как составной части общей культуры средневековья.
В связи с этим огромным влиянием стала пользоваться церковь, которая, по сути, осуществляла функции контроля над обществом и человеком. Христианская религия в силу своих представлений о мире не могла поощрять занятия физическими упражнениями, поскольку тело человека считалось источником греха. Фактически запрещалась даже возможность изучать тело: возбранялись хирургические вмешательства, изучение строения и функций органов и т.п.
Дух ортодоксального католицизма был силен в средневековых школах и университетах, там полностью отсутствовала забота о физическом воспитании молодежи. В то же время церковь, способствуя укреплению феодально- го строя, распространению католицизма, которое несло рыцарство на своих мечах во время Крестовых походов, всячески поощряла систему военно- физической подготовки рыцарей, особенно в периоды раннего (V–IX вв.) и развитого феодализма (IX–XIV
вв.).
Вместе с тем признавалась необходимость подготовки боеспособной армии, в связи с чем физическое воспитание в раннем Средневековье сводилось к военизированной подготовке рыцарей в специализированных учебных заведениях. Единственной формой соревновательной деятельности оставались рыцарские турниры, которые впоследствии с развитием общества исчезли. Государственное устройство и классовое расслоение общества делали физическое воспитание доступным лишь для богатых слоев населения, т.е. физическая культура продолжала оставаться классовой.
Идеал человека с точки зрения средневековой Европы
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели.
Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики.
Одновременно с распадом Западной Римской империи нарушилось довольно развитое общественное разделение труда в античном мире, были уничтожены отношения, связанные с производством товаров и их обменом.
Основой новых государственных образований, включивших в себя вторгшихся варваров и коренное население, стало натуральное хозяйство. Прежние классические области культуры постепенно отмирали, а традиции варваров в видоизмененной форме оказались приспособленными к новым общественным отношениям.
Идеалом человека в античном полисе был многосторонне развитый человек. Значительное место среди черт гармонично развитой, активной личности отводилось физическим данным. Нормы оценки физической закалки, зрелищность и эмоциональные потребности играли такую важную роль в обществе, что ее не могла игнорировать и политика.
Однако идеал средневекового человека, складывавшийся одновременно с формированием феодальных отношений, был бесконечно далек от античного идеала. Если говорить вообще об идеале человека в физическом смысле, относящемся к средневековому периоду христианства, то в этом случае следует исходить из идеала тела распятого Христа, измученного страданиями во имя спасения человеческого рода. Это был не символ физической силы, силы гармонично развитого человека, перед которым преклонялись, а гротескные мощи потустороннего существа.
Таким образом, идеалом человека средневекового мира стал святой образ аскетического монаха, несшего на своем челе отражение страданий во имя спасения души.
Тем не менее, весь период Средних веков целиком не представлял, да и не мог представлять собою застоя в развитии физической культуры людей. Несомненно, были такие области, как гребля, школьное физическое воспитание, система регулярных соревнований, где результаты древних веков превзойти не удалось.
Выходя за рамки европейского эгоцентризма и характерного для него ограниченного подхода, можно констатировать, что в целом физическая культура в этот период означала определенный шаг вперед даже по сравнению с физической культурой рабовладельческих полисов.
Рыцарская система физического воспитания
Рыцарская система физического воспитания и спорта носила сугубо военно-прикладной характер.
Рыцари занимались упражнениями и боевыми искусствами, которые были необходимы в военных походах. Основой воспитания рыцарей было овладение семью «рыцарскими доблестями»: верховой езде, фехтованию, охоте, плаванию, стрельбе из лука, игре в шахматы, слаганию стихов.
Первоначальная физическая подготовка мальчиков-дворян осуществлялась в семье. До 13–14 лет дети под контролем родителей обучались основам придворных манер: вежливому поведению, придворным играм, получали музыкальное образование, знание языков. Отпрыски знатных родов изучали также достижения науки, основы юриспруденции.
С раннего детства мальчиков закаливали, учили плавать, метать копье, стрелять из лука, бороться друг с другом. Они должны были уметь бегать, прыгать, лазать. Все эти занятия подводили к овладению главными навыками, необходимыми рыцарю – верховой ездой и обращению с оружием. До 14 лет юношей в семье обучали владению мечом, щитом, копьем, верховой езде. Составной частью физической подготовки было участие в охоте. Домашнее воспитание заканчивалось к 12–14 годам. Дальнейшее обучение продолжалось при королевском или герцогском дворе. Юноша под руководством опытного рыцаря-наставника готовился к участию в специальных учебных турнирах.
Иногда мальчики-дворяне поступали ко двору крупных феодалов в семи- летнем возрасте, и вся первоначальная их подготовка проходила вместе с господскими детьми. Многие годы, проведенные вместе, связывали молодых людей узами братства на всю жизнь. На основе такого товарищества затем возникали мужские сообщества, члены которых вместе проводили время, упражнялись в рыцарских играх и сражались бок о бок в бою.
Прибывшие ко дворам мальчики получали звание «пажей», в котором состояли до 14 лет. В этом возрасте они проходили первоначальную ступень рыцарской подготовки к службе. Они занимались стрельбой из лука, метани- ем камней и копья, бегом, борьбой, плаванием, верховой ездой. Кроме того, их обучали придворным манерам. Приобретенные в пажеском возрасте навыки совершенствовались на следующей ступени, когда по достижении 14 лет пажи производились в оруженосцы.
В отличие от пажей оруженосцам разрешалось носить меч и шпоры. Под руководством специальных преподавателей они завершали общую физическую подготовку и овладевали военным делом. Юноши объезжали лошадей, бегали в тяжелых латах и без них на различные дистанции, прыгали через рвы и заборы, лазали по лестницам и без лестниц по крепостным стенам, плавали с оружием и без него.
Оруженосцы охотились, дрессировали собак и соколов, играли в шахматы. К концу обучения молодые люди овладевали искусством фехтования на мечах и копьях, езды на лошадях, упражнялись в тренировочных поединках.
Оруженосец был обязан сопровождать сеньора в походах, на турниры, охоту, ухаживать за хозяйским оружием. По традиции, оруженосец должен был пройти все этапы обучения, проявив при этом мужество, честь, готовность к свершению «рыцарских» подвигов.
Будущий рыцарь постепенно приобретал придворный лоск и «рыцарские» манеры, усваивал «светские» нравы и идеологию: набожность, феодальную преданность сюзерену, в подчинении которого он находился.
Большое значение в физическом воспитании дворянской молодежи имели игры и физические упражнения.
Игры подразделялись на подвижные, спортивные и военные. Среди спортивных игр особой популярностью пользовалась французская «же де пом» – прообраз тенниса, английская суль – прототип футбола, голландский гольф. Военные игры включали в себя штурм городских стен, осады замков или других искусственно сооруженных преград.
Наибольшее развитие среди рыцарского сословия получили фехтование, верховая езда, борьба, метание (молота, копья), прыжки в длину, стрельба из лука, плавание. Для обучения молодежи приглашались профессиональные фейхтмейстеры – учителя фехтования; искусству верховой езды обучали опытные наездники.
В 21 год оруженосцев посвящали в рыцари. В целях проверки военно- физической подготовленности регулярно проводились рыцарские турниры. Первое упоминание о них относится к VI в. (Франция). Турниры подразделялись на массовые сражения и единоборства. Массовые турниры проходили на больших площадках и воспроизводили картину военных действий.
Поединки двух рыцарей проходили в полном вооружении на конях; победителем оказывался тот, кому удавалось точным ударом копья выбить против- ника из седла. Если же оба удара достигали цели и противники оказывались на земле, то бой продолжался с помощью мечей. Турниры проводились по разным поводам: рождение сына у крупного феодала, победа в бою, женитьба рыцаря, день рождения и т.п. Перед началом турнира рыцарь давал клятву, что он готов отдать «жизнь королю, сердце – даме, а честь – себе». Турниры были особенно популярны в XIII в. во времена Крестовых походов. Они часто проводились в Германии, Англии, Франции, Испании. В конце XV в. и в начале XVI в. рыцарство как сословие пришло в упадок. Рыцарская куль- тура и система воспитания изжили себя. Появление огнестрельного оружия, наемного войска (ландскнехтов) сделали рыцарскую систему физического воспитания архаичной, и она утратила былое значение.
Физическое воспитание и спорт крестьян и горожан
Средневековое общество сделало значительный шаг вперед по сравнению с государствами Древнего мира. Крепостные крестьяне и ремесленники, в отличие от рабов, имели личное свободное время, хотя и ограниченное, проявляли заинтересованность в результатах своего труда, обладали орудиями производства.
Феодалы и духовенство отрицательно относились к занятиям физически- ми упражнениями и играм народа. Они усматривали в них языческие традиции древних греков, называя игры и упражнения «эллинским беснованием». Кроме того, правящие круги не без основания опасались, что крестьяне и горожане смогут использовать умения и навыки, приобретенные в стрельбе из лука, верховой езде, кулачном бою, в борьбе за свои интересы против феодальных порядков. Но вопреки гонениям и запретам народ продолжал сохранять и развивать традиционные формы игр и физических упражнений.
В целом физическое воспитание низших сословий проходило стихийно, лишь иногда принимая организованные формы. Так, в кантонах Швейцарии (XIV в.) для юношей 16–18 лет проводились систематические занятия по бегу, прыжкам, борьбе, метанию копья, фехтованию на палках. Их физическая подготовленность проверялась в состязаниях. В период восстаний и народных войн крестьяне и ремесленники активно применяли боевые навыки, полученные в результате тренировок. Показательной в этом отношении является борьба чешских крестьян и горожан против римско-католической церкви и феодальных повинностей в XV в. В период Гуситских войн под руководством Яна Жижки (1360–1424) табориты (революционное анти- феодальное крыло гуситов) организовывали регулярные занятия физически- ми упражнениями. Они тренировались в стрельбе из лука, метании камней, занимались борьбой, прыжками, учились плавать, фехтовать на мечах и копьях в пешем и конном строю.