Файл: Содержание Введение Ухтинская экпедиция Заключение Список литературы Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение………………………………………………………………....……...3

Ухтинская экпедиция…………………………………………………………..4

Заключение…………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………16

Введение

Нефтегазовый комплекс является одной из ключевых отраслей промышленности Республики Коми. В Республике Коми учтено 157 месторождений углеводородного сырья (118 нефтяных, 9 нефтегазоконденсатных, 8 нефтегазовых, 18 газовых, 4 газоконденсатных). Добыча углеводородного сырья осуществляется на 77 месторождениях: 67 месторождений находятся в промышленной эксплуатации, на 10 – ведутся пробная эксплуатация залежей или опытно-промышленные работы для испытания технологий разработки в конкретных геолого-физических условиях. Добычу углеводородного сырья на территории региона осуществляет 21 предприятие-недропользователя. В Республике Коми учтены извлекаемые запасы нефти, около 70% запасов нефти относится к разряду трудноизвлекаемых. 37,2% добычи нефти в республике обеспечивает 7 главных месторождений (Усинское, Возейское, Ярегское, Западно-Тэбукское, Пашнинсоке, Верхневозейское и Нежнечутинское).

Интерес к Ухтинскому нефтеносному району заметно вырос после Октябрьской революции, когда страна, временно лишившаяся своих основных угольных и нефтяных районов, переживала топливный голод. В ряду многочисленных месторождений нефти в России есть одно, на которое в последнее время должно обратить внимание правительство, и которому вскоре суждено, будет приобрести немаловажное значение в нашей нефтяной промышленности, говорилось в докладной записке об ухтинской нефти, поданной Ленину в 1919 году. Подготовка к планомерному промышленному освоению углеводородных богатств Печорского края началась новыми экспедициями, строительством дорог, возрождением нефтепромыслов. При этом в начале 1920-х работа была приостановлена и возобновилась только на рубеже 1920–1930-х годов, когда с образованием Коми автономной области встал вопрос об экономической основе вновь возникшей автономии и ее индустриализации, к тому же возросли потребности Советского Союза в нефти и угле. Разработка полезных ископаемых Печорского края активизировалась.

Ухтинская экспедиция

Рубежом в освоении Печорского края и началом промышленной добычи северной ухтинской нефти стал 1929 год. Именно тогда развернулась форсированная индустриализация Советской страны, которая остро нуждалась в расши­рении производства нефти, каменного угля и других полезных ископаемых для создания современной промышленной базы. В свете этих задач в мае 1929 года Президиум ВСНХ СССР признал необходимым предпринять широкие поиски новых месторождений и с этой целью разработал план широкого обследования Урала для поиска нефтяных и газовых месторождений. Уже к осени такой план был разработан. Существенную роль в повороте внимания ВСНХ к восточным предуральским районам сыграло открытие нефти в районе села Чуковские го­родки в 65 км, севернее города Пермь. Здесь 18 октября 1929 года началось бу­рение скважины на соль, которое было закончено 1 мая 1929 года на глубине 414,3 м. Соли здесь не оказалось, а с глубины 363-371 м. началось обильное выделение нефти.


В этих условиях центральное правительство снова обращает внимание на Ухтинский район Печорского края, хотя к тому времени многими исследователями, в том числе и геологами, неоднократно были сделаны заявления о невозможности промышленной добычи нефти в Ухте. Тем не менее, в начале XX века было установлено, что ухтинская нефть по качеству не уступает пенсильванской в США и Бакинской в России. Преимуществами Ухтинского нефтяного района являлись: относительная близость от центра страны, обилие и дешевизна сырье­вого леса, обилие воды и даже холодный, но здоровый, чистый, смолистый воздух. К неблагоприятным же условиям промышленной эксплуатации Ухтинского нефтеносного района относилось отсутствие дорог, при котором каждая поездка в этот глухой край приобретала характер трудной и опасной экспедиции. Суще­ственной проблемой Ухтинского района был недостаток рабочей силы, так как Печорский край в начале XX века оставался малонаселенным. Кроме этого, край постоянно испытывал недостаток продовольствия. Сказывалась также недоста­точная геологическая изученность Печорского края. Таким образом, для про­мышленного освоения ухтинской нефти необходимо было, помимо капиталовложений, решение транспортных проблем и обеспечение региона тру­довыми ресурсами. Две последние проблемы советское правительство решило возложить на исправительно-трудовые лагеря ОГПУ.

Как было отмечено в 1997 году доктором исторических наук С.А. Красильниковым в публикации документов, связанных с рождением ГУЛАГа, система мест заключения и система исправительно-трудовых учреж­дений вступила в 1928-1929 гг. в полосу кризиса и нуждалась в реформирова­нии. Это выразилось в перегруженности мест заключения. В них находилось в 2-2,5 раза больше заключенных, нежели при нормальном режиме. В связи с этим Наркомюст обратился в правительство с предложением использовать труд заключенных путем создания концентрационных лагерей на европейском Севере страны. В апреле 1929 года была подготовлена докладная записка Нарко­матами юстиции внутренних дел и ОГПУ, на основе которой было принято строго секретное Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «Об использовании труда уголовных арестантов» от 13 мая 1929 года. Этим постановлением была создана комиссия, которой было поручено досконально проработать данный вопрос. Н. Янсонс в докладной записке И. Сталину предложил поручись ОГПУ приступить к организации концентрированного лагеря в районе Ухты в теку­щем 1929 году и выделить 1 200 000 рублей на решение этой задачи. В Поста­новлении от 11 июля 1929 года предполагалось
создание крупных трудоисправительных лагерей, целью которых было освоение и колонизация малона­селенных и труднодоступных регионов Советского Союза.

В июне-июле 1929 года в недрах ОГПУ организуется специальная структура «Северные лагеря особого назначения» (СЕВЛОН). На лагерь было возложена задача - эксплуатация природных богатств Ухты и Печоры. Данной структуре было поручено строительство железной дороги Сыктывкар (бывший Усть-Сысольск) - Пинюг, протяженностью 275 км, а также строительство факта Сыктывкар - Ухта, протяженностью 313 км. Строительство железной дороги было включено в пятилетний план и на начальный этап было выделено 800 тыс. рублей, а уже в декабре 1929 года на строительстве дороги работало 2300 человек. В то же время было принято решение направить в Печорский край экспедицию ОГПУ и создать там, в рай­оне Ухты лагпункт УСЕВЛОНа. В исполнении директивы Политбюро Управ­ления Северными лагерями (УСЕВЛОН) с августа 1929 года на берегу речки Чибью (приток Ухты) был создан лагпункт под названием «База Ухтинской экспедиции ОГПУ». Одновременно были сделаны первые шаги по освоению природных богатств Печорского бассейна и в первую очередь ухтинской нефти.

В 1929 году на реку Ухту, вместо дореволюционных разработок север­ной нефти, направляется экспедиция ОПТУ, состоявшая из заключенных и сформированная Управлением Северными лагерями особого назначения (УСЕВЛОН). Предварительно в Москве в недрах ОГПУ состоялось совещание, к которому были привлечены специалисты-геологи, известный исследователь Печорского края А.А. Чернов и репрессированный по делу Промпартии известный геолог Н.Н. Тихонович. Предстояло разработать маршрут экспедиции и направить в таежное бездорожье тяжелое оборудование и значительную группу заключенных. Выполнить эту задачу без привлечения специалистов было не­возможно. В мае 1929 года из центрального аппарата ОГПУ в Соловецкий ла­герь направляются два ответственных работника (С.Ф.Сидоров и Э.П. Ская) для комплектования экспедиции.

К июлю 1929 года первый отряд экспедиции был сформирован и отправлен на место дислокации. Отряд состоял из 139 человек. 21 августа 1929 года экспедиция прибыла на место своей дислокации в устье речки Чибью, где располагался в прошлом Чибьюский промысел русско­го товарищества «Нефть». Все здания оказались заколоченными и опечатанны­ми печатями «Ижемского местхоза. При беглом осмотре были обнаружены паровая машина, 2 сверлильных и буровой станки, керосиновый завод, выве­зенный с промысла Гансберга, и другое оборудование. Одновременно нача­лась разгрузка привезенного в лодках имущества и оборудования. Измученных трудным переходом людей ожидала титаническая работа; 15 барок требовали немедленной разгрузки, сохранившиеся строения нуждались в основательном ремонте. Чтобы как-то разместить всех прибывших,
необходимо было строить жилые бараки, баню, пекарню и массу других помещений. Надвигающаяся зима подгоняла людей. Начался ремонт сохранившихся помеще­ний, заготовка леса, запущена в производство керосиновая установка А. Гансберга, проведен телефон в Усть-Ухту.

В октябре 1929 года тем же путем (через Архангельск, устье Печоры, Щелья-Юр и по реке Ижме) прибыла вторая партия заключенных в количестве 50 че­ловек, в том числе и группа из 20 специалистов. Среди них были: известный геолог Н.Н. Тихонович, впоследствии возглавивший геологическую службу лаге­ря.

Уже в сентябре-октябре экспедиция обратила внимание на наличие выходов нефти и выяснение возможности ее промышленной добычи. Было установ­лено, что открытое в 1917 г. скважиной № 1 - РТН месторождение в декабре 1920 г. при ремонте давало притоки нефти 4,9; 5,7 и даже 6,5 т. в сутки. Это об­стоятельство, с учетом других скважин, позволило собрать первые 5 тонн неф­ти за 1929 год.

Зимой 1929-1930 года экспедиция приступила к выполнению поставленных перед ней задач. Прежде всего, требовалось установить возможность добычи промышленной нефти и получения солей радия. Располагая определен­ным минимумом оборудования и рабочей силы, экспедиция развернула работу.

С прибытием в экспедицию Н.Н. Тихоновича было определено место новой разведочно-эксплуатационной скважины № 5, с целью избежания обводняющего влияния старой скважины. В конце ноября 1929 г. ее заложили, и началось строительство. 4 апреля 1930 года началось бурение скважины, и 25 октября 1930 года на глубине 387 - 388,5 метров самопереливом пошла лег­кая нефть дебитом более 4-х тонн в сутки. Так было открыто Чибьюское промышленное месторождение девонской нефти. Это был первый крупный успех Ухтинской экспедиции ОГПУ.

Но главный итог деятельности экспедиции в 1929-1930 годах состоял в строительстве необходимой базы для резкого расширения добычи открытых экспедицией промышленных запасов нефти, радиоактивной воды и каменного угля. В 1929 году велось только жилищное строительство, и за год было построено 535 тыс. куб. м. бараков и других жилых помещений. Но уже в 1930 го­ду объемы строительных работ возросли в 10 с лишним раз и составили 5983 куб. м., в том числе: жилищное строительство - 2406 куб.м. лечебное - 80 куб.м., административное - 507 куб. м., транспортный склад - 543 куб.м, заводское и промышленное - 2447 куб.м. Помимо этого начато было и строитель­ство нефтяных вышек. В 1929 году было построено 2 вышки, а в 1930 году уже 10 вышек. Резко расширены буровые работы.


С установлением зимней дороги на эту площадку доставили оставленное на баржах на реке Ижме в местечке Ергэна-Шар тяжёлое буровое оборудование и на­чали строить буровую и монтировать оборудование.

Зимой, когда морозы достигали 40°С и ниже, построили буровую, привышечные сооружения и смонтировали оборудование. Строительством буровой руководил Иван Ильич Косолапкин. Скважину бурили пять месяцев. 26 октября 1930 года с глубины 338,7 м самопереливом пошла лёгкая нефть дебитом более четырёх тонн в сутки. Так было официально открыто первое в Коми АССР месторождение лёгкой нефти с промышленными запасами, названное Чибьюским, и это была первая промышленная девонская нефть в СССР.

20 апреля 1931 года Высший Совет народного хозяйства СССР при­нял постановление «О развитии топливной базы Северного края». В нём были намечены организационные и технические меры по усилению работ в Коми автономной области, касающиеся разведки и добычи угля, нефти, газа, "спецпродукции" - радия. В тридцатые годы Коми автономная область была одним из важных объектов геологоразведочных работ в едином плане масштабных геологопоисковых работ, развернувшихся в стране в годы первой пятилетки. Государственный интерес к этому вопросу не ослабевал. В 1931 году в Архангельске было организовано Северное государственное геологическое управление.

Те годы стали временем становления геофизических исследований. В 1931 году на Ухтинской складке впервые было выполнено 62 погонных км. маршрутной гравиметрической съёмки специалистами Государственного исследовательского нефтяного института (Л.В. Сорокин, Л.П. Смирнов).

Значительным событием в дальнейшей истории становления геофизики Коми стало создание в 1941 году Ухтинской геофизической экспедиции государственно­го союзного геофизического треста Миннефтепрома СССР. Первым начальником УГЭ был назначен инженер-геофизик Борис Иванович Максимов. Геофизические работы вьшолнялись на договорных началах с «Ухтижемстроем». Первая структура, подготовленная в результате сейсморазведочных исследований методом отражённых волн, была передана в бурение сейсмопартией 1/52 на Джебольской площади (М.Б. Бейрахова).

20 апреля 1931 года последовало постановление ВСНХ «О раз­витии топливной промышленности в Северном крае». Среди основных за­дач, названных в документе, было строительство в текущем году трёх-четырёх разведочных шахт в районах Воркуты и Адзьвы и добыча из них не менее 7 тыс. т угля, резкое расширение разведочных работ на нефть в районе Ухты и Ижмы, а также решение проблем транспортировки добывае­мого сырья.