Файл: Информационное пространство учителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информационное пространство учителя

«Важнейшее условие духовного роста педагога- это прежде всего время- свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время - ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать». В.А. Сухомлинский

Прекрасные слова Василия Александровича Сухомлинского актуальны как никогда сейчас, когда в нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.

Применение информационных технологий в процессе обучения в школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательный процесс.

Как и каждый учитель, я заинтересована в том, чтобы наиболее эффективно использовать современные информационные технологии на своих уроках. Для этой цели изучаю опыт коллег, постоянно ищу новые пути подхода в обучении своему предмету, и всегда стараюсь увлечь своих учеников, развить любознательность, при изучении новой темы.

«Учитель жив, пока он учиться. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель» - слова великого педагога К.Д. Ушинского.

Каким же образом организовать свое рабочее и что не маловажно, свободное время, что бы все успеть. Успеть подготовиться к уроку, заполнить планы, отчеты, быть на линии современного, быстро меняющегося мира, использовать новые разработки, новшества. Как мне кажется, все это возможно сделать, если четко организовать свое информационное пространство. Мы уже давно говорим об информационном пространстве школы, учителя, ученика.


Информационное пространство – жизненная необходимость учителя. Учителю нужно личное информационно-образовательное пространство:

  • для повышения эффективности использования лимитированного учебного времени, что позволит изменить характер труда преподавателя, сделать его более творческим и интересным самому учителю

  • для повышения интереса к процессу познания и к предметному материалу, что позволит повысить мотивацию к изучению предмета и как следствие будет способствовать росту качества знаний

  • для индивидуализации учебного процесса по содержанию, объему и темпам усвоения учебного материала, активизации школьников в процессе усвоения учебной информации

  • Собственное пространство поможет учителю создать условия для развития творческих способностей и повышения мотивации у обучающихся при изучении предмета

Собственный блог классного руководителя как один из видов информационного пространства поможет учителю быстрее и с большим удобством обмениваться информацией с учащимися и их родителями, активно использовать новейшие технические достижения и технологии в урочной и внеурочной деятельности. Имея свой блог, учителю можно решить множество задач. Общение с учащимися выходит на значительно новый уровень. Блог (англ. blog, от web log», «сетевой журнал или дневник событий») – это веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи в виде текста, изображений или мультимедиа.

Создавая блоги, учителя не всегда представляют, какие дополнительные возможности открываются как для них самих, так и для других участников и читателей их блога. Блог класса - живой организм, который растёт и изменяется. Читатели блога, а это в первую очередь учащиеся, находят на страницах блога всевозможную полезную для себя информацию: расписание уроков, календарь учебных занятий и каникул, информацию о школе, школьной администрации и учителях, домашнее задание.

Оперативно заполняю классный электронный журнал, доступ к этому ресурсу ограничен только учениками нашего класса и их родителями, в отличие от всех других материалов блога (их могут просматривать все желающие). В блоге хорошо работает обратная связь, у всех читателей есть возможность оставлять комментарии, ведётся учёт посещений, можно организовать чат в режиме реального времени. По ссылке с блога класса можно попасть уже на блог учителя информатики и воспользоваться материалами к урокам. Это мой второй блог, который как личное информационное пространство я использую в своей работе по предмету с учениками всего лицея.


В перспективе планирую работать над личным информационным пространством учащихся. Личное информационное пространство учащихся формируется на базе персональных компьютеров. Близкий вариант – создание учеником своего личного веб-сайта на базе одного из многочисленных бесплатных хостингов или подобного дневника событий – блога. В этом случае ученик создает и хранит свои документы на удаленном сайте. Упрощение процедуры публикации, доступность различных сервисов приводит к тому, что наблюдается переход от понятия "школьный сайт" к понятию "личный сайт ученика". Этот личный сайт ученика служит личным информационным учебным пространством. Появляется блог у учителя, затем появляется блог и у ученика, учитель задаёт норму коммуникативного поведения в сети. Такие блоги – элементы современной образовательной среды, в которой развиваются равноправные участники – ученики и учителя.

Но есть ли необходимость использовать лишь свои наработки, конечно же нет. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе обучения стало уже привычным и необходимым, так как дает возможность учителю нагляднее продемонстрировать явления и процессы, помогает учащимся лучше усвоить материал, самостоятельно подготовиться к уроку или выполнить проектную работу.

Портал «Сеть творческих учителей» создан для педагогов, интересующихся возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий. На портале можно зарегистрироваться и принимать участие в обсуждении проблем, обмениваться опытом с коллегами. Есть сайт, где можно пройти тестирование по разным предметам и получить сертификат об его прохождении. Многофункциональный онлайн -конструктор тестов, опросов, кроссвордов позволяет использовать готовые тесты, создавать свои. Образовательный форум «Знанио» проводит викторины, олимпиады, предлагает новые разработки. Методическая служба издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» предлагает огромный электронный ресурс учителям предметникам. Проект «Фавурок» предлагает прохождение курсов, различной направленности: «Организация менеджмента в образовании», «Математика :теория и методика преподавания в образовательной организации» и другие.

Все цифровые образовательные ресурсы призваны проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс (уроков, внеклассных мероприятий, системы контроля знаний, умений и навыков школьников) на основе изучения и анализа образовательных программ, учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методической литературы, цифровых образовательных ресурсов (на примере ресурсов размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов).
 Широко используются ЦОРы (Цифровые образовательные ресурсы) как для подготовки к уроку, так и в его проведении, они значительно облегчают работу учителя, из этого можно сделать вывод, что они занимают центральное место в информационном пространстве учителя. Создавая свои ЦОРы и используя уже кем-то созданные учитель приобщается к информационной культуре, которая в настоящее время очень быстро развивается, отстать от которой, значит потеряться в информационном обществе.

Для хранения ЦОРов не нужны шкафы, библиотеки, они компактно хранятся в памяти компьютера или на внешних носителях. Их не так сложно структурировать и систематизировать, нежели материалы, которые находятся в распечатанном виде. Это один из огромного множества плюсов, ведь накапливая с годами ЦОРы, структурируя их и, «раскладывая по полочкам» учитель создает свою систему, на которую он опирается в процессе обучения.

Я применяю на уроках Цоры в разных формах. Одна из простых форм - сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиа объектов. При этом остается неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержание образования, изложенного в стандарте

Рассмотрим применение ЦОР на различных этапах урока: ЦОР для актуализации знаний- электронные тесты, ЦОР на этапе объяснения нового материала-презентации, видеофрагменты. ЦОР для контроля и оценки знаний, умений и навыков -проектная деятельность, программы тренажёры.Для аттестации учащихся использую, как традиционную форму, так и компьютерный вариант (с использованием подготовленных при помощи системы ЦОР контрольных работ и тестов). ЦОР для подготовки домашнего задания: творческие задания: рефераты, доклады, презентации, самообучение.

В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например: электронные учебники; мультимедийные презентации; учебные видеофильмы.

При планировании я стараюсь определить наиболее оптимальную с точки зрения интерактивности стратегию демонстрации ЦОР на каждом уроке, чтобы стимулировать познавательный интерес учащихся.


Схематически мое информационное пространство, как учителя математики и информатики, классного руководителя можно представить в виде следующей схемы:



«Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом, - в этом корень учительского дела».

Л.Н,Толстой
ЯКласс- хорошая образовательная платформа для создания тестов. Есть готовые тесты, а можно и самому создать. Тесты проверяются автоматически, а результат высвечивается на странице преподавателя. Причем, не только тесты, но и контрольные работы можно собрать из заданий ЯКласса.
Какие цифровые образовательные технологии необходимо внедрять вобразовательный процесс для формирования функциональной грамотности?
Аннотация:

В статье представлен опыт работы по развитию функциональной грамотности школьников при дистанционном обучении с использованием инструментов цифровых образовательных ресурсов. В ходе организации дистанционного обучения отобраны те инструменты и подобраны задания, которые позволяют формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, развитие функциональной грамотности, инструменты цифровых ресурсов, образовательная среда.
Понятие цифровые образовательные технологии, часто подменяют понятием цифровой образовательный ресурс. Цифровой образовательный ресурс – информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме. Однако понятие технология включает в себя способы работы (алгоритм действий), её режим. Исходя из этого, цифровые образовательные технологии – это способ организации образовательной среды, основанной на цифровых технологиях.

В состав цифровых образовательных технологий включают следующие инструменты:

  • образовательные платформы (Lecta, ЯКласс, Classroom);

  • электронные формы учебников (lecta, Просвещение);

  • образовательные приложения (stepic, quizlet, kahootи т.д.);

  • онлайн-сервисы (youtube, google-документы, google-презентации, google-календарь, месседжеры).

Анализируя инструменты цифровых образовательных технологий, мы приходим к электронному обучению. А электронное обучение возможно через дистанционное обучение.