Файл: Информационное пространство учителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Электронное обучение – это обучение при помощи компьютера и современных информационных технологий.

Преимущества электронного обучения:

  • получать знания в любом месте и в любое время;

  • самостоятельно работать с учебными материалами на компьютере, планшете, телефоне;

  • получать консультации, советы, оценки преподавателя в режиме онлайн;

  • удаленно взаимодействовать с преподавателем и между собой посредством чатов, форумов и вебинаров.

Одной из составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность. Какие цифровые образовательные инструменты необходимо внедрить для формирования читательской грамотности?

  • Во-первых: электронные формы учебников.

  • Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике. В электронных формах учебников, часто, содержится дополнительная информация, расширяющая материал темы, тесты, ссылки на видео. [1]

  • Во-вторых: использование образовательных приложений и просто полезных приложений в учебный процесс. Например, приложение miMind, когда обучающийся поработал с текстом и составил интеллект-карту. Для составления интеллект-карты обучающемуся необходимо уметь работать с текстом.

Работа с текстом: выделять главную мысль текста; понимать информацию текста; преобразовывать текстовую информацию; применять информацию в измененной ситуации; критически оценивать информацию.

Приемы осмысления текста: вопросы, таблицы, тезисы, план, комментированное чтение, схема.

Алгоритм работы с текстом: анализ заголовка, первичное чтение текста (выделение ключевых слов), повторное чтение текста, анализ информации, составление плана, вопросы к тексту, поэтапная компрессия текста по абзацам, представление материала в виде схемы, таблицы, графика.

Таким образом, мы не заменяем умения работать с текстом, а расширяем возможности работы с помощью цифровых образовательных ресурсов.

Инструменты и сервисы организации дистанционного урока как средства и способы формирования функциональной грамотности



Задача: организация дистанционного урока.

Средства: с помощью чего достигается, материальная составляющая: zoom, skype, doc, sway, pdf, youtube, google forms, quizizz, mimind, kahoot, answerGarden.

Способ: алгоритм действий, т.е. организовать взаимодействие через образовательную платформу (Classroom, Якласс, Учи.ру и т.д.)


Инструменты

Индикаторы функциональной грамотности, которые можно сформировать

Формируют или развивают

Googleclassroom

Коммуникативная грамотность (работа в группе, команде, организация работы группы)

Формирует коммуникативные навыки

Google документы, Microsoft word

Общая грамотность (написать сочинение, реферат).

Развивает умение работать с информацией

Google презентации, Sway, miMind

Компьютерная грамотность (преобразовать информацию)

Развивает умение работать с информацией

Google таблицы

Компьютерная грамотность (работать с электронными таблицами)

Развивает умение работать с информацией

Google формы, quizizz, kahoot

Общая грамотность (отвечать на вопросы)

Развивает навыки самоконтроля и дисциплины

GoogleChrome

YouTube

Компьютерная грамотность (находить и отбирать информацию в сети Интернет)

Развивает умение работать с информацией

Pdf (xodo docs)

Информационная грамотность (находить и отбирать информацию в печатных источниках)

Развивает умение работать с информацией

Zoom, Skype

Коммуникативная грамотность (работа в группе, команде, организация работы группы)

Формирует коммуникативные навыки


Анализируя таблицу выше, я сделала вывод, что большинство индикаторов функциональной грамотности именно развиваются и нужно это делать в урочное и внеурочное время. Присутствуют так же индикаторы, которые нужно формировать.

Дистанционный урок— это урок, только без ученика, точнее без его присутствия физического на уроке.

Структура подготовки дистанционного урока
:

  • Определить необходимый минимум. Это не урок - весь материал параграфа выдать не получится. Минимум мне помогают отобрать разные источники, смотрю что по этому вопросу есть в экзамене и в книга минимальный набор знаний по предметам.

  • Цели и задачи урока ставим как обычно. (3-5 минут)

  • Нужно определить инструменты с которыми Вы будете работать и ученики соответственно: видеоконференция (Zoom, Skype, Hangouts), лекция (doc, sway, pdf), просмотр видео (Youtube), тест (googleforms, quizizz, kahoot) (на все это - 15-20 минут)

  • Составить план урока, обязательно чередовать виды активности. Например если делаете в sway: страница текста, страница видео, страница картинки и т.д.

  • Продумать материалы, отобрать важное, интересное.

  • Продумать способа контроля: googleforms, quizizz, kahoot, презентация, реферат. 

  • Способы оценивания предусмотреть. Обязательно озвучить критерии детям заранее.

  • Рефлексия. Можно задать вопросы на рефлексию, использовать программу AnswerGarden например.


Структура подготовки дистанционного урока

Цели и задачи урока




Инструменты




План урока




Материальная база




Способы контроля




Способы оценивания




Рефлексия





Дистанционное обучение - это неотъемлемая часть будущего, это удобно. Конечно, можно поспорить, что живое общение не заменить, но я и не говорю о замене, я говорю о дистанционном обучении как о вспомогательном инструменте.


Минимальный набор программ для организации дистанционного обучения


Какие приложения можно использовать для организации дистанционного обучения? Я считаю, что дистанционное обучение должно быть мобильным, поэтому предлагаю использовать смартфоны или планшеты для организации. Все приложения, которые я буду описывать - бесплатны и легко устанавливаются на смартфоны.

  • Googleclassroom - это платформа на которой можно всех учеников организованно собрать, это своего рода социальная сеть. Здесь можно писать сообщения всем, можно писать индивидуально, легко размещать задания, ссылки. Так же через эту платформу дети могут Вам присылать ответы (прикрепленные файлы).


  • Google документы - в classroom можно прикрепить документ с вопросом и обучающиеся будут в него впечатывать свои ответы. Документ можно сделать один на всех, а можно через копию для каждого, такая функция есть. Вы создаете один документ, а когда ученик вписал, у Вас он как копия.

  • Google презентации - аналогичные действия как с документами. Можно задать каждому презентацию, а можно сделать одну на всех по теме.

  • Google таблицы - для каких либо расчетов. Чаще всего для анализа ответов через форму.

  • Google формы - это пригодится для создания тестов или опросов. Но опросы в classroom можно создавать и так, это именно для тестов.

  • GoogleChrome, YouTube - для просмотра ссылок на страницы или на видео на YouTube.

  • Hangouts - приложение для видео-чата, может подключаться 10 человек. Т.е. можно организовать урок, где детям рассказать лекцию с демонстрацией экрана, и ответить на их вопросы, что-то обсудить.

Таким образом я вижу организацию дистанционного обучения без затрат. Единственные затраты - временные. Нужно время создать материал или найти его и прикрепить ссылками. Самое длительное по времени - это создание тестов. Можно тесты использовать бумажные, но через google формы они с автоматической проверкой, что очень удобно.

Как подготовить материал для самостоятельного изучения.

  • Объём. Отбираю минимум, который необходимо знать. Остальное прикрепляю ссылками на случай, если ученика тема заинтересует.

  • Визуализация. В classroom текст не отформатируешь как в word, поэтому делаю тематические блоки через отступы.

  • Инфографика, схемы, таблицы. Ищу по данной теме данный иллюстративный материал и прикрепляю для изучения. В идеале сделать инфографику самостоятельно.

  • Тезисы. В конце материала стараюсь дать тезисы.

  • Видеоролики. Добавляю ссылки на видеоуроки или другие ролики, которые помогут изучить тему.

  • Задания. Здесь есть проблема: есть желаемый объём и реальный. Думаешь надо это задать, надо то, но! Я выбрала для себя 1-2 вопроса письменно и тест, из этого складывается оценка за тему.

Литература:


  1. https://mcko.ru/articles/2264

  2. https://sibac.info/conf/innovation/lxiv/66743

  3. Функциональная грамотность выпускников школ. С.Г.Вершловский, М.Д.Матюшкина



Козлюкова Татьяна Александровна, учитель информатики, истории бюджетной образовательной организации «Сыропятская средняя образовательная школа» Кормиловского муниципального района Омской области

Девиз моей работы:

« Чтобы быть хорошим преподавателем,

надо любить то, что преподаешь,

и любить тех,  кому преподаешь».