Файл: Методические указания по изучению каждой темы и выполнению контрольных работ. Даны вопросы для самоконтроля студентов и домашних контрольных работ. Приведен перечень практических заданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы наиболее характерные признаки отличия древесных растений отдела Покрытосеменные от отдела Голосеменные?
2. Какое систематическое положение, ареалы, морфобиологические признаки различия, экологические свойства, хозяйственное значение видов деревьев – важнейших образователей групп мелколиственных (осина, береза повислая, пушистая, плосколистная) формаций лесов России?
3. Какими диагностическими признаками различия характеризуются важнейшие образователи групп широколиственных (бук восточный, дубы черешчатый и монгольский, липа мелколистная, вязы голый и гладкий, клен остролистный) формаций лесов России? К каким семействам относятся эти лесообразователи?
4. Какие лиственные древесные растения имеют сложные листья?
5. Какие Вы знаете двудомные деревья и кустарники?
6. Какие древесные растения размножаются корневыми отпрысками?
7. Назовите основные лесообразующие деревья.
8. Какие лиственные деревья могут расти во II ярусе лесов?
9. Какие древесные растения являются «спутниками» дуба?
10. Какие лиственные породы являются наиболее теневыносливыми?
11. Какие породы являются наиболее светолюбивыми?
12. Какие кустарники встречаются в подлеске лесах Вашего лесхоза?
13. Какие древесные растения можно размножать отводками, черенками, кольями?
14. Какие древесные растения возобновляются порослью от пня?
15. Какие древесные растения пригодны для создания живой изгороди?
Лабораторные работы№3. 4
1. Изучение признаков семейств и родов покрытосеменных растений; определение по олиственным и безлистным побегам, цветкам, плодам, семенам и макроскопическим признакам.
2. Изучение ареалов главнейших образователей лесов России с составлением карт контурным, штриховым и точечным методами.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ
РАБОТЫ №1 (по разделу «Дендрология»)
Контрольная работа по дендрологии состоит из 8 вопросов по каждому варианту.
Контрольные задания приведены в таблице № 1.
Вариант контрольной работы определяется по порядковому номеру студента в журнале. Контрольная работа пишется после изучения рекомендуемой литературы по дисциплине «Дендрология и лесоведение».

16
При выполнении контрольной работы студенты должны руководствоваться следующими указаниями:
1. При описании характеристики растения, необходимо указать: а) русское и латинское название растения; б) ареал распространения; в) морфологические признаки; г) биологические свойства; д) экологические свойства; е) разновидность и формы (если есть);
ѐ) лесообразующая роль; ж) где используется?
2. Если в вопросе требуется отметить ареал древесной породы, необходимо на контурной карте обвести границы распространения данной породы.
3. Если требуется охарактеризовать лесоводственное, народнохозяйственное значение, морфологические или биологические особенности, то надо конкретно описать эти свойства, не описывая другие.
4. Если вопрос сравнительного характера, то отмечают отличительные признаки: морфологические, экологические, а также их общие свойства.
Изучая курс дендрологии, студент, кроме выполнения контрольной работы, должен собрать и оформить гербарии древесных и кустарниковых растений, в состав которого входят:
1. Гербарий в облиственном состоянии (50 видов).
2. Гербарий побегов в безлиственном состоянии (20 видов).
3. Коллекция плодов и семян (20 видов).
4. Коллекция шишек (5 видов).
Необходимо провести фенологические наблюдения по 5 породам, заполнив журнал фенологических наблюдений (см. таблицу № 3).
Ведение фенологических наблюдений
Признаки наблюдаемых фенологических фаз.
1. Сокодвижение (наблюдается у берез, кленов, ольхи) - появление из проколов первых капель сока (прокол делается шилом на высоте груди, с южной стороны дерева).
2. Набухание листовых почек (характеризуется увеличением объема и раздвиганием почечных чешуй).
3. Распускание листовых почек (появление из почек зеленых кончиков молодых листьев).
4. Начало облиствления (у хвойных - молодые хвоинки отделяются друг от друга, у лиственных - развертывание листочков, но листовые пластинки еще не разгладились).
5. Цветение (выделяется начало цветения, массовое цветение и конец цветения).


17 6. Созревание плодов и семян (появление характерной окраски и характерных признаков - растрескивание, побурение, рассыпание и т.п.).
7. Осенняя окраска листьев (характерная для данных видов).
8. Листопад (опадание листьев частично или полностью). Каждый студент в процессе самостоятельного изучения дендрологии ведет фенологические наблюдения в лесу или в дендросаду за двумя видами деревьев и одним видом кустарника.
Фенологические фазы студент записывает в журнал.
Рекомендации по сбору и оформлению гербария
Растения для гербария должны быть здоровыми, собраны со всеми вегетативными органами, цветками или спороносными органами в сухую погоду.
Сбору подлежат в основном растения-индикаторы, знание которых необходимо лесоводам при проведении работ по описанию типов леса, таксации насаждений, лесокультурном производстве.
Растение выкапывают, отряхивают от земли и закладывают в подготовленный лист газетной бумаги, так называемую «рубашку». Следует брать 2-3 экземпляра одного вида, за исключением редких растений. Для быстрой сушки применяют утюг. Растения закладывают на день-два в пресс, а затем через бумагу проглаживают горячим утюгом. Высушенные таким образом растения хорошо сохраняют свою окраску. Сочные клубни и луковицы перед сушкой рекомендуется разрезать вдоль.
Высушенные растения монтируют для гербария на листах плотной бумаги формата А4. Растения на гербарный лист приклеивают скотчем. В нижнем правом углу, отступив по 1 см. от краѐв, размещают этикетку размером 12×7см.
Образец этикетки
Название семейства русское латинское
Название вида русское латинское
Место сбора _________________ тип леса___________________
Время сбора _________________ дата, месяц, год_____________
Собрал и определил _____________________________________
(Фамилия и инициалы)
Растения в гербарии располагают в систематическом порядке по семействам и родам. К гербарию прикладывают систематизированный список.

18
Образец титульного листа
Наименование министерства
Наименование учебного заведения
ГЕРБАРИЙ
растений живого напочвенного покрова
Собрал:
Время сбора:
ЖУРНАЛ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮЕНИЙ
Таблица № 3
№ п/
п
Деревья и кус- тарники
(русское и латинско е на- звание)
Место на- блюдени я
Сокодв ижение
Набухан ие листовых почек
Распускан ие листовых почек
Начало облиствлен ия
(зеленение у хвойных)
Цветение
Коне ц цве- тения
Начало цветени я
(зацвет ания)
Массово е цветени е
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Степень цветения
Созревание плодов и семян
Осенняя раскраска листьев
Листопад
Появление первых зрелых плодов
Рассеивание плодов и семян
Массовое созревание плодов и семян
Степень урожая
Начало осенней раскраски
Полная осенняя раскраска начало конец
11 12 13 14 15 16 17 18 19


19
ТАБЛИЦА №1
Распределения по вариантам вопросов контрольной работы № 1
вариант
Номера вопросов
вариант
Номера вопросов
01
1 2 29 49 25 24 73 156
26
1 2 29 5 18 47 99 141
02
2 1 30 50 26 25 74 157
27
2 5 30 7 19 48 100 142
03
3 4 31 51 28 26 75 158
28
3 6 31 8 20 49 101 143
04
4 6 35 52 30 27 76 159
29
4 9 32 10 21 50 102 144
05
5 7 36 53 31 28 77 160
30
5 10 33 11 22 51 103 145
06
6 9 37 54 28 29 78 161
31
6 11 34 12 23 52 104 146
07
7 11 38 55 27 30 79 162
32
7 12 35 13 24 53 105 147
08
8 12 56 37 25 31 80 163
33
8 13 36 14 25 54 100 148
09
9 10 57 38 24 32 81 164
34
9 14 37 15 26 55 107 149
10
10 18 58 40 23 33 82 165
35
10 15 38 18 27 56 108 150
11
11 18 59 41 22 34 83 124
36
11 16 39 17 28 57 109 151
12
12 22 60 42 78 35 84 125
37
12 18 40 19 29 58 110 152
13
13 23 61 43 60 36 85 126
38
13 20 41 22 30 59 111 153
14
14 24 62 44 59 37 86 127
39
14 18 42 23 31 60 112 154
15
15 25 63 45 2 38 87 128
40
15 22 43 24 32 62 113 155
16
16 26 64 46 3 39 88 129
41
16 7 44 25 33 63 114 156
17
17 26 65 47 4 40 89 130
42
17 22 45 26 34 64 115 157
18
18 27 66 48 5 41 90 131
43
18 21 46 27 35 65 116 158
19
19 2 67 49 6 42 91 132
44
19 24 47 29 30 66 117 159
20
20 1 68 50 7 43 92 133
45
20 26 48 30 18 67 118 160
21
21 8 69 51 10 44 93 134
46
21 4 49 31 7 68 119 161
22
22 4 70 52 11 45 94 135
47
22 7 50 4 1 69 120 162
23
23 6 71 53 12 46 95 136
48
23 16 51 5 2 70 121 163

20
24
24 7 72 54 13 98 90 137
49
24 6 52 6 3 71 122 164
25
25 10 73 55 14 140 97 138
50
25 1 53 7 11 72 123 165
Вопросы контрольной работы № 1
1. Морфологические и биологические особенности сосны обыкновенной.
2. Сравните сосну крымскую с сосной обыкновенной по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам. Укажите их ареалы.
3. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохо- зяйственное значение сосны обыкновенной.
4. Морфологические и биологические особенности сосны сибирской (кедра сибирского).
5. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение сосны сибирской (кедра сибирского).
6. Сравните сосну корейскую (кедр корейский) с сосной сибирской по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам. Укажите их ареалы.
7. Морфологические и биологические особенности кедрового стланика.
8. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение кедрового стланика.
9. Сравните сосну веймутова с сосной сибирской по морфологическим, биологическим свойствам. Укажите их ареалы.
10. Морфологические и биологические особенности ели обыкновенной.
11. Ареал
;
экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение ели обыкновенной.
12. Сравните ель сибирскую с елью обыкновенной по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам. Укажите их ареалы.
13. Сравните ель аянскую с елью обыкновенной по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам. Укажите их ареалы.
14. Морфологические и биологические особенности пихты сибирской,
15. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение пихты кавказской.
16. Сравните пихту белую (гребенчатую) с пихтой сибирской по мор- фологическим, биологическим и экологическим свойствам. Укажите их ареалы.
17. Сравните пихту маньчжурскую с пихтой сахалинской. В чем их сходство и различия? Укажите их ареалы.
18. Морфологические и биологические особенности лиственницы сибирской.
19. Ареал, экологические свойства, лѐсообразующая роль и народно- хозяйственное значение лиственницы сибирской.
20. Сравните лиственницу Сукачева с лиственницей сибирской. В. чем их сходство и различия? Укажите их ареалы.
21. Сравните лиственницы: сибирскую и даурскую. В чем сходство и различия? Укажите их ареалы,


21 22. Морфологические и биологические особенности можжевельника обыкновенного.
23. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение можжевельника обыкновенного.
24. Сравните можжевельники: виргинский и обыкновенный по морфо- логическим, биологическим и экологическим свойствам.
25. Сравните можжевельники: туркменский и казацкий по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
26. Морфологические и биологические особенности тиса ягодного.
27. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение тиса ягодного.
28.Сравните тис остроконечный с тисом ягодным по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам. Укажите их ареал.
29. Морфологические и биологические особенности ивы белой.
30. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение ивы белой
31. Сравните ивы: ломкую и белую. В чем их сходство и различия? Укажите их ареалы.
32.
Дайте сравнительную характеристику ив: пятитычиночной и трехтычиночной. Укажите их ареалы.
33. Морфологические и биологические особенности тополя белого.
34. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение тополя белого.
35. Дайте сравнительную характеристику тополей: черного и канадского.
Укажите их ареалы.
36. Дайте сравнительную характеристику тополей: пирамидального и бальзамического. Укажите их ареалы.
37.Морфологические и биологические свойства тополя дрожащего (осины).
38. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение осины.
39. Дайте общую характеристику аралии маньчжурской.
40. Морфологические и биологические особенности ореха грецкого. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народнохозяйственное значение ореха грецкого.
41. Сравните орехи; маньчжурский и грецкий по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам. Укажите их ареалы.
42. Дайте сравнительную характеристику рододендронов: даурского, кавказского
43. Ареал, морфологические и экологические свойства и народнохо- зяйственное значение барбариса обыкновенного.
44. Морфологические и биологические особенности вяза гладкого.
45.Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение вяза гладкого.

22 46. Сравните вяз приземистый с вязом гладким по морфологическим, биологическим, и экологическим свойствам. Укажите их ареалы,
47. Ареал, морфологические и экологические свойства и народнохо- зяйственное значение барбариса обыкновенного.
48. Ареал, экологические свойства и народнохозяйственное значение облепихи крушиновой.
49. Морфологические и биологические особенности шелковицы белой.
50. Ареал экологические свойства и народнохозяйственное значение шелковицы белой, шелковицы черной.
51. Сравните шелковицу черную с белой по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
52. Дайте сравнительную характеристику лоха узколистного и серебристого.
53. Морфологические и биологические особенности облепихи крушиновой
54. Ареал, экологические свойства и народнохозяйственное значение каштана посевного.
55. Морфологические и биологические особенности дуба черешчатого.
56. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно хозяйственное значение дуба черешчатого.
57. Сравните дуб зимний с дубом летним по морфологическим, биоло- гическим, экологическим свойствам. Укажите их ареалы.
58. Дайте общую характеристику дуба красного. Укажите ареал.
59. Морфологические и биологические свойства бука лесного.
60. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение бука лесного.
61. Дайте сравнительную характеристику бука лесного и восточного.
62. Морфологические и биологические особенности березы повислой
(бородавчатой).
63. Сравните березы: пушистую и повислую по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
64. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно хозяйственное значение ольхи черной,
65. Сравните ольху серую с черной по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
66. Морфологические и биологические особенности граба обыкновенного.
67. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение граба обыкновенного.
68. Морфологические и биологические особенности лещины обыкновенной.
69. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение, лещины обыкновенной.
70.Дайте общую характеристику самшита вечнозеленого.
71.Дайте сравнительную характеристику дуба монгольского и дуба черешчатого.


23 72. Дайте сравнительную характеристику смородины: черной, красной, золотистой.
73. Дайте общую характеристику чубушника (жасмина садового).
74. Морфологические и биологические особенности груши обыкновенной.
75Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение груши обыкновенной.
76. Сравните грушу уссурийскую с обыкновенной по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
77. Дайте сравнительную характеристику яблони; лесной и ягодной. Укажите их ареалы.
78. Морфологические и биологические особенности рябины обыкновенной.
79. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение рябины обыкновенной.
80.Дайте общую характеристику актинидии коломикта.
81. Дайте общую характеристику боярышника однопестичного.
82. Дайте общую характеристику ирги круглолистной.
83. Дайте сравнительную характеристику шиповников: коричного, собачьего и морщинистого.
84. Дайте сравнительную характеристику сливы: колючей (терна) и рас- топыренной (алычи).
85. Дайте характеристику вишни птичьей (черешни).
86. Дайте общую характеристику абрикоса обыкновенного.
87. Морфологические и биологические особенности черемухи обыкновенной. .
88.Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение черемухи обыкновенной.
89. Дайте сравнительную характеристику черемухи: виргинской и Маака.
90.
Дайте сравнительную характеристику спирей: иволистной, дубравколистной и средней.
91.Морфологические и биологические особенности акации белой.
92. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение акации белой.
93. Дайте сравнительную характеристику акации желтой и ракитника русского. Укажите их ареалы.
94. Морфологические и биологические свойства бархата амурского.
95. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение бархата амурского.
96. Характеристика сумаха дубильного.
97. Характеристика рода скумпия.
98. Характеристика фисташки настоящей.
99. Дайте сравнительную характеристику бересклета: европейского и бородавчатого.
100. Морфологические и биологические особенности клена остролистного.

24 101. Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение клена остролистного.
102. Сравните клен белый (ложноплатановый) с кленом остролистным по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам. Укажите их ареалы.
103. Дайте сравнительную характеристику кленов: татарского и приречного
(гиннала). Укажите их ареалы.
104. Дайте сравнительную характеристику кленов: полевого и остролистного.
Укажите их ареалы.
105. Сравните клен ясенелистный с остролистным по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
106. Дайте сравнительную характеристику крушины ольховидной и жестера слабительного.
107. Морфологические и биологические особенности липы мелколистной.
108.Ареал, экологические свойства, лесообразующая роль и народно- хозяйственное значение липы мелколистной.
109. Сравните липу крупнолистную с мелколистной по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
110. Дайте сравнительную характеристику липы: маньчжурской и крупнолистной. Укажите их ареалы.
111. Морфологические и биологические особенности ясеня обыкновенного.
112. Дайте сравнительную характеристику ясеня: пушистого (пенсиль- ванского) и зеленого (ланцетного).
113. Сравните ясень маньчжурский с ясенем обыкновенным по морфологическим, биологическим и экологическим свойствам.
Укажите их ареалы.
114. Дайте сравнительную характеристику сирени: обыкновенной и амурской.
115. Дайте характеристику бирючины обыкновенной.
116. Дайте сравнительную характеристику жимолости: обыкновенной и татарской.
117. Дайте сравнительную характеристику калины: обыкновенной и черной
(городовины).
118. Назовите деревья и кустарники, занесенные в Красную Книгу (из программных видов) и охраняемые в Вашей области. Как их можно размножать?
119. Дайте характеристику тамарикса (гребенщика).
120. Дайте сравнительную характеристику саксаула: белого и черного.
121. Дайте характеристику джузгуна.
122. Назовите общие морфологические и биологические свойства эвкалиптов.
123. Назовите экологические свойства эвкалиптов, их народнохозяйственное значение.
124.Что такое ареал? Назовите типы ареалов.
125. Что называется интродукцией, акклиматизацией, натурализацией и селекцией древесных растений? Какова роль интродукции и селекции.