Файл: 20век. Стр. Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни (По поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри.).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поначалу этот поступок Мороза у многих вызвал недоумение. Учительствует при немцах! С их разрешения! Да не встал ли Мороз на путь сотрудничества с оккупантами? Когда к нему как-то ночью пришел из партизанского отряда бывший заведующий районо Ткачук, Алесь сказал: «Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечивали. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется».

И он боролся до конца. После того, как его ученики, решившие отомстить полицаям за обыск школы, были схвачены, немцы потребовали явки учителя. Иначе, заявили они, ребят повесят. Что было делать Морозу в этой критической ситуации? Как поступить? Он понимал, что явка к немцам означает для него смерть. Понимал и то, что оккупанты и в случае его явки все равно не отпустят ребят. И все-таки он покинул партизанский отряд и вернулся, чтобы быть вместе со своими учениками, разделить их трагическую участь. Иначе он поступить не мог. Он всю жизнь бы казнил себя за то, что оставил ребят одних, не поддержал их в самый страшный момент их жизни. Через несколько дней зверски избитого Мороза немцы повесили рядом с его учениками…

В статье о том, как создавалась повесть «Сотников», В. Быков писал: «никому не хотелось лишаться соей единственной и такой нужной ему жизни, и только необходимость до конца оставаться человеком, заставляла идти на смерть». Эти слова с полным правом могут быть отнесены и к учителю Алесю Морозу, человеку, до конца преданному своему долгу, нравственно сильному и цельному, не идущему и на какие компромиссы. Его поступок – самопожертвование во имя высокой цели, во имя будущего. _______________
Какие ценности утверждаются в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

В лирике В. Маяковского затронуты различные проблемы: охарактеризовано место поэта-творца в окружающем мире, есть размышления на тему милосердия, сострадания и другие.

В стихотворении «А вы могли бы?» реальная действительность соприкасается с лирическим бытием поэта:
     А вы
     ноктюрн сыграть
     могли бы
     на флейте водосточных труб?
     В данном стихотворении Маяковский утверждает, что поэзии дано право преображать будничную действительность:

     Я сразу смазал карту будня,
     Плеснувши краску из стакана.
     Стихотворение передает трагизм положения творца в мире непонимания, душевное одиночество. В бездуховной атмосфере поэт лишен главных радостей жизни: чувства безграничной свободы и любви.
     В стихотворении «Нате!» лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. Лирический герой чувствует свою обособленность, называя себя «грубым гунном». Сатирически изображён мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковин вещей». Поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребительском отношении к духовным ценностям:
     Все вы на бабочку поэтиного сердца
     взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
     Толпа озвереет, будет тереться,
     ощетинит ножки стоглавая вошь.
     В стихотворении «Послушайте!» главным художественным образом является образ звезды как символа мечты, надежды:
     Ведь если звезды
     зажигают -
     значит — это кому-нибудь нужно?
     Значит — это необходимо,
     чтобы каждый вечер
     над крышами
     загоралась хоть одна звезда?!
          В стихотворении «Прозаседавшиеся» высмеивается бюрократизм, дан образ раздвоившегося человека:
     Взъяренный,

На заседание
     Врываюсь лавиной
     Дикие проклятья дорогой изрыгая.
     И вижу: / Сидят людей половины.
     Утрата нравственных и духовных ценностей ведёт к раздвоению личности.
          Как видим, В.В. Маяковский в своей поэзии затрагивает множество социальных, нравственных проблем._____________________________
В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

«Век нынешний и век минувший» - вот основная проблема комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Но, если центральный спор Фамусова и Чацкого – это спор старого поколения с молодым, то совершенно с другой точки зрения стоит оценивать противостояние Чацкого и Молчалина.

       Чацкий и Молчалин – ровесники, но они имеют абсолютно разные взгляды на жизнь и идут по ней разными путями. Если Чацкий независим в своих суждениях и готов противостоять всему свету, то Молчалин считает, что:

                  В мои лета не должно сметь 

                  Свое суждение иметь

       На вопрос Чацкого «зачем?» он отвечает: «Ведь надобно ж зависеть от других». Повторное «зачем?» Ответ: «В чинах мы небольших». Всю свою жизнь он видит в том, чтобы прислуживать и безмолвствовать, а главными своими достоинствами считает «умеренность и аккуратность». Умеренность во всем, в том числе и в словах и в действиях, аккуратность, опять же, во всем, в том числе и в собственных речах. Ведь недаром у героя и фамилия говорящая – Молчалин. Он практически на протяжении всего произведения безмолвствует, что дало повод сказать Чацкому: «Молчалины блаженствуют на свете!»


       Только в разговоре с равной себе по статусу служанке Лизе он раскрывает полностью свою жизненную философию:

                 Мне завещал отец:

                 Во-первых, угождать всем людям без изъятия – 

                 Хозяину, где доведется жить,

                 Начальнику, с кем буду я служить

       В разговоре с высшими лицами Молчалин не смеет высказывать свое мнения, однако он с неким презрением относится к Чацкому, у которого и чинов-то нет, и который «служить бы рад, прислуживаться тошно». Молчалин считает, что вправе давать советы Чацкому насчет того, как добиться продвижения по служебной лестнице, крутясь в кругах чиновных и должностных лиц.

       Чацкий – это полная противоположность Молчалина. Он не может не высказать свое мнения, он никогда не притворятся и говорит то, что думает, что считает нужным.

       Наибольшее противостояние между Молчалиным и Чацким произошло по поводу любви к Софье. Если Молчалин «любовника принимает вид в угодность дочери такого человека, который кормит и поит, а иногда и чином одарит», то Чацкий любит искренне и страстно.

       Однако девушка встретила очень холодно, что вызвало у Чацкого подозрения в том, что она уже кого-то любит. Но он не может поверить в то, что ее возлюбленный – Молчалин. Он совершенно недооценивает его: «Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!» И с ужасом он это осознает: «Вот я пожертвован кому!»

       Чацкий и Молчалин – представители одного поколения, но они были воспитаны в разных традициях. Молчалины, которые «торжествуют на свете» являются прямыми наследниками века минувшего, представители фамусовского мира. Они готовы подчиняться, и за это их любят. Но Чацкий – это бойкий ум и нрав. Он не желает быть в подчинении общественного мнения. И он не принимает ценности Молчалиных.__________________________________________________________________
Каким чертами наделен праведник в изображении А.И. Солженицына (По рассказу «Матренин двор»)?

Основу повествования рассказа “Матренин двор» составляет судьба русского крестьянства.

Восстанавливая судьбу героини, мы убеждаемся, что ее жизненные драмы, личные беды так или иначе связаны с поворотами истории: с первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжал из нее все силы и оставил без средств к существованию. Ее судьба - частица судьбы всего народа. И сегодня бесчеловечная социальная система не отпускает Матрену: ее оставили без пенсии; ей не продают торфа, заставляя воровать, да еще по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; корову завести невозможно, так как негде косить для нее травы; билеты на поезд и те не продают.


Благодаря отношениям, сложившимся между героями, рассказчику открывается характер Матрены, мир ее мыслей и чувств, ее прошлое. Он становится свидетелем удивительной и трагической судьбы героини. “В ту осень(1956) много было у Матрены обид, наворочено было много несправедливостей: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за потерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет. Хлопоты были - добывать эти справки …и справку заверить…и с какого она года … и потом все это нести в собес … и узнавать - дадут ли пенсию” Матрена долготерпелива, она стоически переносит болезни - “тяжелую немочь”, периоды, когда “валилась и сутки -двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала”. Героиня считала неудобным беспокоить врачей из-за своего недуга, утруждать людей заботами о себе.

Способом преодоления болезни, средством возвращения к жизни для героини становится труд, обязательные ежедневные хозяйственные заботы.” Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.

Особое значение приобретают в произведении суждения рассказчика об отношении Матрены к православной вере. Мы видим, что жизнь героини проходит в полном соответствии с христианскими заповедями. Однако повествователь замечает: “Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия”. Но вера Матрены - подлинна, потому что интимна, целомудренна. “Может быть, она и молилась, но не показно”, - говорит Игнатич. Религия, христианские заповеди существуют в ней самой, составляя наполнение ее внутреннего мира, определяя ее поступки, мысли и чувства._________________________________________________________

В чём состоит смысл названия стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?
Большой цикл его произведений посвящен борьбе с бюрократизмом. «Прозаседавшиеся» - фельетон в стихотворной форме, потому что в нем изображено обобщающее явление - привычка много и долго заседать. Отсюда и название – «Прозаседавшиеся». Это авторский неологизм, ведь глагола «прозаседаться» в русском языке нет, но читатель легко найдет аналогию со словами «проиграться», «промотаться», обозначающими высшую степень действий, которые не приводят ни к чему хорошему. Таким образом, название стихотворения определяет не только тему, но и отношение к ней автора.


В стихотворении есть сюжет: герой пытается попасть на прием к Иван Ванычу (обобщенное имя неизвестного начальника), но тот вместе со своими сотрудниками непрерывно заседает. Мытарства героя длятся целые сутки: с момента, когда «чуть ночь превратится в рассвет» до времени, в которое герой встречает «рассвет ранний». Конечно, главным сатирическим средством становится гипербола – преувеличение. Так, «дел бумажных» так много, что они «обдают дождем», и даже самых важных – «с полсотни». Поэтому так много заседаний и приходится проводить, при этом причины их либо пустячны (например, «покупка склянки чернил Губкооперативом»), либо нелепы, абсурдны – «объединение Тео с Гуконом», то есть Театрального отдела Главполитпросвета с Главным управлением коннозаводства. Если эти организации существовали на самом деле, то для передачи многообразия малопонятных наименований учреждений автор использует иронические обозначения:

Кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет, расходится народ в учрежденья.

И уж совсем саркастично звучит невразумительное сокращение, включающее чуть ли не весь алфавит: «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком». Таким образом, высмеивая бессмысленные сокращения, Маяковский использует каламбур, то есть игру слов.

Последняя сцена выглядит гротескно: здесь преувеличение достигает фантастических размеров: герой видит, как «сидят людей половины», ведь

Поневоле приходится раздвояться!
До пояса здесь,
А остальное
Там.

Конечно, этот образ возник на основе известного разговорного выражения: «Мне что ли надвое разорваться?» По сути, Маяковский использует это выражение в буквальном смысле, добиваясь сатирического эффекта. Такое переосмысление известных пословиц и поговорок характерно для творчества Маяковского._________________________________________________-
Какие стороны жизни народа вызывают у поэта чувство сострадания к нему? (На примере не менее двух стихотворений Н.А. Некрасова по Вашему выбору.)

По признанию самого Некрасова, главной темой его творчества всегда являлась тема русского народа, его страданий и его горестной судьбы. Стихи Некрасова наполнены печалью, стонами, слезами народа: