Файл: 20век. Стр. Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни (По поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри.).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20век.

Стр. 1.
Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)

Мцыри в одноимённой поэме М.Ю. Лермонтова не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя.

Исповедь Мцыри начинается с 3 главы. До этого повество­вание спокойное, плавное, размеренное. Это рассказ о том, как мальчик попал в монастырь.
Речь Мцыри совершенно иная. Он рассказывает монаху о том, как он прожил те три дня, когда странствовал за предела­ми монастыря в поисках дороги домой. Герой истощен, он уми­рает, речь его сбивчивая, очень эмоциональная. Она изобилует вопросительными и восклицательными предложениями. Мно­гие предложения заканчиваются многоточиями. Герой восхи­щен тем, что ему удалось пережить, он страдает оттого, что он вновь в монастыре.

Слово «исповедь» многозначное. Прямое значение — покая­ние в грехах перед священником, переносное — откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей.
То, что сам Мцыри рассказывает о своем путешествии, ис­поведью в прямом смысле слова считать нельзя. Герой не кает­ся в грехах, не сожалеет о случившемся, он счастлив тем, что эти три дня были в его жизни, он пережил высшие взлеты сво­ей души, мир восхитил его. То, что было до этого, Мцыри счи­тает и называет пленом.
В своем монологе Мцыри отстаивает право человека на сво­боду выбора в своей жизни — то священное право, которое дано человеку Богом.

Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужество и героизм, сила духа и целостность явились укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников.________________________________________________

Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

М. Ю. Лермонтов в романе "Герой нашего времени" саркастически отзывается о дружбе, дает нелестную оценку ей. С его точки зрения, каждая индивидуальность враждебна по отношению к другой и силится переделать ее на свой лад, поработить. Такое мироощущение появляется под влиянием времени, эпохи скептицизма и безверия, когда обесценились нравственные качества человеческой личности, да и сама человеческая жизнь.

В первой части мы видим Печорина глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое.
Вся жизнь героя представляет собой цепь экспериментов над собой и другими людьми. Цель его - постижение истины, природы человека, зла, добра, любви. Именно так и происходит в случае с Грушницким. Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и о звездах на погонах. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность страданий этого "страдающего эгоиста", глубину и исключительность его натуры, доводит качества Печорина до абсурда. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, которая всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму.

Печорин и Вернер сошлись, как сходятся люди умные и равнодушные друг к другу, которым пошлое общество претит, а брать на себя ответственность за жизнь другого человека (что и предполагает настоящая дружба) они не хотят, это им не нужно, так как ни Печорин, ни Вернер своей жизнью не дорожат. Это обстоятельство и определяет характер их взаимоотношений. "Мы, — пишет Печорин, — скоро сделались приятелями". Далее герой говорит о себе и о том, что он к дружбе не способен: "Из двух друзей всегда один раб другого". Рабом он быть не может, а повелевать — "труд утомительный".
Приятельские отношения этих людей распались, не превратившись в дружбу, распались от первого же серьезного жизненного испытания. Их удел — одиночество, безотрадное и бессмысленное проживание жизни.

Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.___________________

Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема семьи?

Одна из ведущих тем повести А. С. Пушкина — тема дома, семьи. «Капитанская дочка» повествует о грандиозных исторических событиях, о пугачевском бунте. Однако события эти пропущены сквозь призму восприятия молодого офицера, Петра Гринева, находящегося на службе в гвардии императрицы. В своих мемуарах Гринев вспоминает о своем детстве, о родителях, рассказывает о службе в Белогорской крепости, о знакомстве с семьей Мироновых, о своей любви к Маше, о пугачевском нашествии. Здесь возникает тема русского бунта, которая, безусловно, является в произведении очень важной. Однако называется повесть — «Капитанская дочка», и сами исторические события важны не только как таковые, но и как моменты становления характера героя, превращения мальчишки-недоросля в мужчину, чувствующего свою ответственность за судьбы близких ему людей.


В «Капитанской дочке» автор представляет нам два семейства — Гриневых и Мироновых. Описания быта, традиций этих семей задают в повести тему русской патриархальной жизни. Андрей Петрович Гринев наделен в повести многими достоинствами: он прямодушен, смел, честен, по-своему мудр. Для него значимы понятия чести и долга. «Береги честь смолоду», — напутствует он сына, отправляя его на военную службу.

Столь же достойной в повести является и семья Мироновых. Это добрые, радушные, отзывчивые люди, которые принимают Гринева как родного. Глава семьи, Иван Кузьмич, — выходец из солдатских детей, простой, бесхитростный человек, добрый и честный, до конца исполняющий свой воинский долг. Капитан Миронов по-отечески заботится о своих солдатах и офицерах, в обращении с которыми он прост и добродушен.

 Столь же добродушен Иван Кузьмич и в собственной семье. Он заботится о Василисе Егоровне, оберегает Машу от жизненных невзгод, от неверных поступков. В доме Мироновых, да и во всей крепости всем заправляет Василиса Егоровна, которая дела службы рассматривает как свои хозяйственные. Вместе с мужем она погибает, не пожелав подчиниться самозванцу.

Из семьи Мироновых удается спастись лишь Маше, которую родители заблаговременно услали из дома. Маша не обладает ни «боевым духом» Василисы Егоровны, ни какими-то особыми, «выдающимися» качествами. Однако когда жениху ее грозит ссылка в Сибирь, позор и бесчестье, мы открываем в этой героине и мужество, и твердость духа, и благородство, и своеобразный такт. Скромная провинциальная девушка едет в Петербург, чтобы просить императрицу о помиловании дорогого для нее человека. Оказавшись при дворе, она простодушно рассказывает обо всем некой неизвестной даме, не зная, что перед ней Екатерина II. И справедливость торжествует — императрица освобождает Гринева, разобравшись в его деле.

Таким образом, «мысль семейная» в повести столь же важна, как и тема русского бунта. Именно в семье формируются нравственные качества человека, развиваются хорошие или дурные задатки, духовность, милосердие._________________________________________________________
Смысл названия рассказа В.М. Шукшина «Срезал».

Для чудиков В.М .Шукшина характерно стремление к жизни яркой и интересной, стремление выделиться. Поэтому они непослушны, упрямы, и главное - всегда очень смелы. Именно таким является главный рассказа - «Срезал», жесткий, нетерпеливый, хитрый селянин, которым овладевает «пламенная страсть» - «срезать» , «осаживать»
выходцев из деревни, добившихся жизненного успеха в городе.

Глеб Капустин — начитанный и ехидный мужик. Особую страсть питает он к горожанам: любит помериться с ними си­лой интеллекта. Среди жителей деревни было немало людей, которые сде­лали карьеру и считались знатными (один полковник, два лет­чика, врач, корреспондент). К этой категории можно отнести и кандидата наук Журавлева. Амбициозное желание Капустина сре­зать кандидата возникает уже в момент, когда он узнает о приезде Константина Ивано­вича. Журавлев — кандидат наук, а с другой — кандидат на очередное «среза­ние», жертва, которая еще не знает, какой поединок ей вскоре предстоит выдержать. Вместо общих воспоминаний о детстве Капустин начинает беседу на философские темы. Журавлев пытается уклониться от дискуссии, отшучивается, но в планы Глеба это не входит. Он начинает доказывать Журавлеву, что не тянет интел­лект того на кандидатскую зарплату, что никакой он не мысли­тель, каким его считают, что не заслужил он того положения в обществе, которое имеет. А вот провинциалы, над ущербностью которых они с женой готовы посмеяться, ни в чем не уступят по части интеллекта, хоть и не отмечены учеными степенями. В разговоре с Журавлевыми Капустин открыто объявляет им цель своих скандальных обвинений: «Люблю по носу щелкнуть — не задирайся выше ватерлинии». Символичны в этой связи фамилии героев: Журавлевы парят где-то высоко, составляя общественную элиту, а Капустин так и не оторвался от своего огорода. Разумеется, в споре с Журавлевым Капустин не прав как по форме, так и по содержанию. В его тирадах больше изощренных оскорблений и обвинений, чем рациональных идей и здравых мыслей. А уж устраивать весь этот спектакль перед человеком, к которому пришел в гости, совсем неуместно. Однако в позиции Капус­тина немало здравого смысла: совершая открытия и создавая новые книги, представители науки нередко просто прикрыва­ются словами о народном благе, забывая о том, как живет на­род на самом деле и что изменится в его реальной тяжелой и приземленной жизни от этих статей и открытий. Пи­сатель еще раз заставляет нас вспомнить, что социальный ста­тус, помимо благ и привилегий, накладывает на человека оп­ределенные обязанности: он должен ему соответствовать во всех отношениях. Для этого надо постоян­но работать над собой, расти в профессиональном и творче­ском плане, а не упиваться прежними заслугами.__________________________________________

Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского.

Все творчество В. Маяковского пронизывает тема поэта и поэзии. Он гордился тем, что имеет талант «делать стихи». В автобиографии «Я сам» он пишет: «Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу».
Ранние стихи бунтаря-одиночки стали вызовом окружающему миру, противостоянием толпе ( «А вы могли бы?», «Нате!», «Эй!»). Обычному человеку недоступен особый дар поэта «ноктюрн сыграть / на флейте водосточных труб». Поэт должен преобразить мир по своему желанию («плеснуть краску из стакана»), чтобы сделать настоящее ярким, «смазать карту будня».
В лирическом выкрике «Нате!» (1913) Маяковский называет своего героя «бесценных слов транжиром и мотом». Поэзия ценна, а поэт — человек, который дарит читателю «стихов шкатулки», но главным ориентиром в своей жизни считает свободу противостоять пошлости современной жизни.
Маяковский-футурист был уверен, что поэзия обладает огромной силой, способной преобразить человечество.

Поэт должен «мозги шлифовать рашпилем языка» («Поэт рабочий», 1918), работать над сердцами людей и их душами. В революционные годы Маяковский понимает поэзию не только как громкий выкрик, но и как «главное дело» революции:

На баррикады! –
баррикады сердец и душ.

Тревогу за положение писателя в СССР Маяковский выразил в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926). Многие писатели «халтурят», бессовестно выполняют только «срочные» задания революции:

У скольких поэтов
легкость руки!
Тянет,
как фокусник,
строчку изо рта
и у себя
и у других.

Вставку чужих строчек поэт называет «воровством и растратой». В действительности же поэзия — «та же добыча радия. / В грамм добыча, в год труды». И поэт должен неустанно трудиться, не обращая внимания на то, что поэзию считают умением «пользоваться чужими словесами».

Поэт, по мнению Маяковского, должен служить народу.

Поэт, по мнению Маяковского, должен «светить всегда, светить везде», но этот свет надо увидеть, почувствовать и понять:

Я хочу быть понят моей страной,
А не буду понят — так что ж,
По родной стране пройду стороной,
Как проходит косой дождь._____________________________________________________________________
Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности — патриотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удачнейшим примером такого художественного произведения по праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского "Василий Теркин".