Файл: Профессиоальная этика психолога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


14) Отсутствие в стране на данный момент ее развития идеалов личностного и профессионального самоопределения. Еще Э. Эриксон говорил о том, что для подростка (а мы бы добавили, что и для всякого самоопределяющегося человека) крайне важны “символы веры и программы”, проблемы поиска “идеологии и аристократии” и “чтобы сохранить себя от распада, они (подростки) временно сверхидентифицируются (до внешне полной утраты идентичности) с героями клик и компаний”. Сложность заключается в том, что самоопределяющийся человек еще не научился различать героев подлинных и мнимых, и поэтому он часто оказывается дезориентирован. К сожалению, и психологи (да и не только они) также часто не до конца разобрались для себя, кто может выступать образцом для подражания, а кто – лишь имитирует такие образцы, что затрудняет психологам оказывать полноценную помощь и их самоопределяющимся клиентам.

15) Проблема “сапожника без сапог” заключается в том, что у многих психологов имеется немало и собственных психологических проблем. И тогда возникает вопрос: имеют ли они право помогать другим людям, сами не разобравшись до конца со своими проблемами? С одной стороны, если психолог постоянно проецирует свои проблемы на ситуации обращающихся к нему за помощью клиентов (видит в проблемах клиентов только свои собственные проблемы), то это, естественно, мало способствует эффективной помощи клиентам. Поэтому психолог должен уметь абстрагироваться от своих проблем хотя бы на время работы с клиентом, отличать его проблемы от своих – то есть психолог должен знать себя настолько, чтобы можно было говорить о его личностной проработанности. Если у психолога не будет собственного опыта переживания серьезных проблем (и даже опыта преодоления внутренних кризисов), то ему сложнее будет понять проблемы других людей (клиентов). Кроме того, мы не раз отмечали уже, что само развитие психолога-профессионала предполагает преодоление определенных кризисных ситуаций.

16) Наконец, можно обозначить проблему неизбежности профессиональных “секретов” психолога-практика от клиентов, от администрации и даже от своих коллег. Если клиенту рассказывать обо всех нюансах своей работы, то все равно он многого не поймет, да и прочитать ему кратко весь курс по психологии вряд ли получится. Кроме того, сообщение некоторым впечатлительным клиентам о результатах исследования, о своих оценках реальной жизненной ситуации клиента и т. п. может просто вызвать огорчение, разочарование в своих возможностях изменить ситуацию, а то и просто шок, после которого клиенту будет сложно оправиться.



  1. В чем заключается проблема целей и ценностных ориентаций психолога? Как она может отражаться на деятельности психолога-практика?

В самой психологии не содержатся четкие указания на цели и ценностные ориентации деятельности психологов. Еще Г. Мюнстенберг в своей работе «Психология и учитель» писал о том, что вопрос о целях имеет право на «самостоятельность» и даже «на первенство» по отношению к вопросу о «средствах» и что найти эти цели ни в педагогике, ни в психологии мы не сможем, так как для этого мы должны «обратиться к этике». Похожие мысли можно обнаружить и в работе отечественного историка психологии В. В. Умрихина: «...Тем самым этика служила не столько обоснованием (или, как ныне модно говорить в западной философии, – оправданием) психологических концепций, сколько определялась их содержанием, выражающим необходимый «срез» с бытия человека в мире. Психология же, с этой точки зрения, выступала одним из источников, или «инструментом» решения этических проблем» (Умрихин, 1999. – с. 85). Таким образом, сама психология оказывается неразрывно связанной с этикой и философией человека, а принцип «действования по разумному стремлению», выдвинутый автором первой целостной системы психологических знаний – Аристотелем, – остается непревзойденным образцом ответственности человека за свои поступки. Вероятнее всего вместе с личностным развитием психолога будет развиваться и его представление о критериях «достойных» (или «не достойных») целей своего профессионального труда. Отсюда следует, что по отношению к начинающим психологам надо проявлять определенное терпение если они поначалу не будут демонстрировать полноценные этические критерии выделения целей своей деятельности. Что должно вызывать осуждение, так это демонстративное нежелание молодого психолога вообще задумываться над данными проблемами. Но и здесь нельзя такое негодование доводить до абсурда. Как отмечал Г. Мюнстенберг, «прямое преподавание морали, быть может, следует совсем исключить из преподавания» и что «мы должны посвящать свою жизнь созиданию мира ценностей», показывая подрастающему поколению образец нравственной жизни (Мюнстенберг, 1997. – с. 70). Рассмотрение проблем профессиональной этики психолога, во многом определяемых самими целями деятельности, является важнейшим условием снижения риска манипуляции сознанием людей, с которыми психолог будет работать.



  1. Раскройте смысл этического принципа «Не навреди!». Приведите примеры, когда психолог мог бы «навредить» клиенту.

Деятельность психолога всегда имеет отношение к человеку, хотя и необязательно прямое, и в любом случае затрагивает интересы людей. Забота о человеке – это самое главное в работе любого практического психолога. К психологу чаще всего идут люди с проблемами, то есть не всегда в гармоничном и целостном состоянии. Когда мы не очень целостны, мы готовы «цепляться» за любое, что нам предлагают в качестве «соломинки». Поэтому психолог обладает огромным влиянием на человека, особенно недостаточно психологически зрелого.

Дети, по сравнению со взрослыми, очень уязвимы и незащищены, они не могут постоять за себя, поэтому требования к детскому психологу более высокие. Цель психолога в работе с ребенком – помочь в восстановлении отношений с родителями и тем реальным окружением, в котором он находится. Критерием качественной работы было бы то, что ребенок с интересом занимался бы у психолога и с радостью шел домой. То, что ребенок так сильно привязался, может быть неизбежным отражением терапевтического процесса, и психолог должен обратить на это внимание как на симптом некоторых внутренних процессов ребенка и семьи.

В наше время ответственность за отношения должна исходить и от клиента, который должен и сам уметь позаботиться о своей минимальной безопасности, зависящей от его выбора. Это ни в коей мере не снимает ответственности с психолога, который, если уж взялся оказать помощь, несет полную ответственность за свою работу. Особенно это важно в отношении методов глубинной психологии. Психолог несет ответственность за свою работу, которая касается процесса взаимоотношений между клиентом и психологом. Его обязанность как специалиста – знать особенности и этого процесса и тех инструментов, которые он использует в этом процессе, и то, как это влияет на человека.

Важным в соблюдении принципа «не навреди» является понимание того, что человек – это целостное существо, у которого есть и инстинкты и установки, убеждения, которые могут отражать особенности его мировоззрения, воспитания, культуры. Надо это учитывать, чтобы случайно не задеть чувств человека. Очень важное влияние на жизнь человека оказывает история его семьи, детства. Важно это обязательно учитывать, чтобы не навредить. Например, при некоторых заболеваниях, при сильном травматическом опыте клиента нужно быть очень осторожным при работе с техниками, использующими воображение. Профессионал должен учитывать все эти тонкости и особенности отдельного клиента.


1 Оставить нужное