Файл: Проблемы и перспективы развития женского студенческого футбола на примере российского университета транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 796.332
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ФУТБОЛА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТРАНСПОРТА
PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF WOMEN'S STUDENT FOOTBALL ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT
Толстова Полина, студентка;
Татьяна Юрьевна Маскаева,кандидат педагогических наук, доцент,
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ), г. Москва;
Tolstova Polina, student;
Tatyana Yurevna Maskayeva, the senior lecturer,
Russian University Transport (MIIT), Moscow;
Аннотация. Статья посвящена проблеме студенческого спорта в системе работы организаций высшего профессионального образования. Студенческая молодежь как генофонд нации, культурный, научный и оборонный потенциал страны остро нуждается в поддержке государства по сохранению и укреплению здоровья. Студенческое спортивное движение является отдельным звеном спортивного роста в мировом спортивном движении молодежи. В работе проанализированы состояние развития студенческого спорта в российских вузах на современном этапе, определены основные проблемы и направления совершенствования. Автором делается вывод о том, что действующая система физического воспитания в учреждениях высшего профессионального образования является несовершенной, так как она не выполняет в полной мере социальный заказ государства на обеспечение здоровья, общей и специальной профессионально-прикладной готовности студентов к полноценной жизнедеятельности и к надлежащему выполнению своих профессиональных обязанностей. Решение проблемы активизации и позитивного отношения студентов к занятиям по физическому воспитанию в высших учебных заведениях современные исследователи видят в спортизации физического воспитания.
Annotation. The article is devoted to the problem of student sports in the system of work of organizations of higher professional education. The student youth as the gene pool of the nation, cultural, scientific and defense potential of the country is in urgent need of state support for the preservation and promotion of health. The student sports movement is a separate link of sports growth in the world youth sports movement. The paper analyzes the state of development of student sports in Russian universities at the present stage, identifies the main problems and areas of improvement. The author concludes that the current system of physical education in institutions of higher professional education is imperfect, since it does not fully fulfill the social order of the state to ensure the health, general and special professional-applied readiness of students for full-fledged life and for the proper performance of their professional duties. Modern researchers see the solution to the problem of activation and positive attitude of students to physical education classes in higher educational institutions in the sportization of physical education.
Ключевые слова: спорт, студенчество, студенческий спорт, студенческое спортивное движение, система высшего профессионального образования, физическое воспитание, физическая культура, универсиада.
Key words: sports, students, student sports, student sports movement, system of higher professional education, physical education, physical culture, universiade.
В последние годы в периодических научных изданиях отмечается повышенный интерес к феномену студенческого спорта. Сегодня появляются диссертационные исследования и научные статьи, посвященные данному феномену, анализу его проблем и перспектив.
Интерес исследователей к проблеме студенческого спорта в молодежной среде вуза обосновывается пугающей статистикой относительно уровня здоровья будущих специалистов, падением ценности здорового образа жизни у современной молодежи, появлением государственных требований по выполнению социального заказа в подготовке физически развитых и активных специалистах [1 – 7]. Активизацию исследований по студенческому спорту в последние несколько лет можно объяснить также проведением Всемирной зимней универсиады в г. Казань и проектом проведения Универсиады в Красноярске (2019 г). В таких условиях значительная часть научных исследований в разных странах мира была посвящена студенческому спорту, его значению в формировании культуры личности молодого человека, общим проблемам международного студенческого движения [1], [5].
На современном этапе развития студенческого спортивного движения в контексте деятельности учреждений высшего профессионального образования отмечается тенденция появления новых задач физического воспитания студен- тов. Направленность этих задач заключается не только на развитие физических
качеств обучающихся вузов, но и стимулирование их интереса к занятиям спортом, формирование ценностей здорового образа жизни, реализацию работы по профилактике социально-негативных явлений в студенческой среде [2].
Система физического воспитания и спортивной работы студенческой молодежи в вузах сегодня переживает период модернизации. Но данный процесс еще находится в действенном этапе, так как анализ уровня реализации спортивного студенческого движения и его характеристик говорит о том, что данная система требует дальнейшего реформирования.
Сегодня организация, поддержание и развитие студенческого спорта в молодежной среде высшей школы – не только потребность, вызванная ухудшением физического и психологического здоровья подрастающего поколения, потребности в здоровых и активных специалистах, но и необходимость, продиктованная нормативными документами. Так, «Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года» определяет следующие приоритетные направления развития университетского спорта и физического воспитания студентов и обучающихся:
– создание в учреждениях высшего профессионального образования условий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья студентов, профилактику социально-негативных явлений в молодежной среде средствами спорта и физической культуры;
– поиск новых форм, методов и средств организации спортивных занятий, в том числе в каникулярное время, направленных на обеспечение укрепления здоровья и повышение физической подготовленности обучающихся;
– создание условий функционирования спортивных клубов и спортивных команд на базе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также дополнительного;
– создание многоуровневой и разновариантной системы мероприятий для спортивных команд образовательных организаций;
– проведение всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе;
– укрепление материально-технической базы, обеспечение инвентарем и оборудованием образовательных организаций, а также квалифицированными педагогическими кадрами [7].
Студенческий спорт – сложный и многогранный процесс. Соответственно феномен студенческого спорта многокомпонентный. На основе анализа теоретической литературы можем говорить о том, что в современной отечественной науке данный феномен рассматривается с различных аспектов познания. Так, отдельные компоненты студенческого спорта изучаются исследователями в следующих контекстах:
– социально-экономическом;
– спортивном;
– образовательном;
– правовом;
– общенаучном.
На основе изучения отечественных и зарубежных исследований С.В. Лапочкин подчеркивает, что «средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня психического и физического здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, а также формировать здоровый морально-психологический климат в обществе» [4, с. 108].
На основе анализа исследований В.И. Дубровского и Ю.П. Лисицина видим, что в отличие от других форм досуга спортивная деятельность включает интеллектуальную, психоэмоциональную и физическую составляющую
, тогда как последняя выступает сильнейшим средством воздействия на развивающейся организм студента. По мнению исследователей, существенную роль в приобщении молодежи к спортивной деятельности в высшей школе играют мотивы, вызывающие своеобразное чувство удовлетворения от проявления мышечной активности, эстетическое наслаждение красотой, точностью, ловкостью своих движений, стремление проявить себя смелым и решительным при выполнении сложных спортивных упражнений, а также добиться конкретных результатов, доказать свое мастерство, стать сильным, крепким и здоровым [3], [6].
Сегодня многие исследователи отмечают проблему падения уровня развития и повсеместное отсутствие реализации специально организованного студенческого спорта (помимо занятий по физической культуре) в учреждениях высшего профессионального образования. Такая картина объясняется авторами исследований рядом причин, среди которых:
– низкий уровень мотивации администрации учреждений высшего профессионального образования в развитии студенческого спорта, деятельности спортивных клубов и участия обучающихся в соревнованиях;
– отсутствие механизмов, стимулирующих деятельность преподавателей кафедр физического воспитания;
– неудовлетворительное состояние спортивной базы, ее несоответствие современным требованиям и аккредитационным нормам;
– низкий уровень обеспеченности инвентарем и оборудованием занятий по физическому воспитанию и спортом;
– низкий уровень заинтересованности и ответственности большинства региональных спортивных федераций по развитию спорта среди студенческой молодежи;
– отсутствие целенаправленной пропаганды физической культуры и спорта среди обучающихся в средствах массовой информации и т.д.
На основе анализа нормативных документов, регламентирующих развитие спорта в образовании, а также учета очерченных выше проблем подчеркнем, что создание в вузе современной и эффективной структуры управления физической культурой и спортом должно реализовываться с учетом следующих принципиальных положений ее функционирования:
– гармоничное сочетание учебной и внеучебной (массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной) работы;
– финансово-экономическая и хозяйственная самостоятельность в соответствии с уставами вузов и действующим законодательством.
По нашему мнению, сегодня необходим поиск путей расширения масштабов, оптимизации и совершенствования студенческого спорта в учреждениях высшего образования с целью выполнения социального заказа государства и общества на кондиционную и профессионально-прикладную физическую подготовку студентов.
Развитие спортивного студенческого движения возможно, по нашему мнению, путем организации в высших учебных заведениях факультативных занятий с различными практико-деятельностными компонентами физической культуры и реализацией базового компонента, ориентированного на улучшение личной физической культуры.
Резюмируя вышеизложенное, заключим: действующая система физического воспитания в учреждениях высшего профессионального образования является пока несовершенной, так как она не выполняет в полной мере социальный заказ государства на обеспечение здоровья, общей кондиционной и специальной профессионально-прикладной готовности студентов к полноценной жизнедеятельности и надлежащему выполнению своих профессиональных обязанностей. Решение проблемы активизации и позитивного отношения студентов к занятиям по физическому воспитанию в высших учебных заведениях современные исследователи видят в спортизации физического воспитания. Основными путями
этого являются:
– создание спортивных секций по видам спорта и развитие студенческого спортивного движения в целом;
– совершенствование материальной базы и разнообразие спортивного инвентаря, соответствие его современным требованиям;
– обеспечение методического планирования реализации спортивного развития студенчества;
– учет последних достижений педагогики, валеологии, медицины и других наук относительно вопросов физического развития молодежи;
– разработка спортивного информационного ресурса для организации взаимодействия студенческих спортивных организаций со среднетехническими и высшими учебными заведениями с целью оказание консультационной, методической поддержки и обмена опытом и т.д.;
– обращение внимания работодателей крупного и среднего бизнеса на студентов-спортсменов для обеспечения спонсорской поддержки;
– мотивирование студентов к систематическим занятиям спортом путем участия их в спортивных акциях города, соревнованиях разного уровня.
Однако выполнение данных направлений и условий является недостаточным для полноценного и масштабного развития спортивного движения в рядах студенческой молодежи. По нашему мнению, сегодня также необходимым условием является реализация теоретического и методического обеспечения процесса повышения престижа спорта среди молодежи, реализации путей физического воспитания будущих специалистов в процессе их обучения в высшей школе.