Файл: Г. СанктПетербург 2022 Задание 1 Кратко представить основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ"
Программа профессиональной переподготовки
Специальное (дефектологическое) образование. Организация обучения, коррекция нарушений развития и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья (1080)
Дисциплина: Общие основы психологии
Практическое задание 1, Модуль 1. Введение в общую психологию
Выполнил:
слушатель Жарникова Татьяна Юрьевна
Преподаватель:
Головина Наталия Андреевна
г. Санкт-Петербург – 2022
Задание №1: Кратко представить основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики.
Таблица 1.
Генезис предмета психологической теории | ||||||
Этап развития психологии (века): | Психологи | Научное направление | Предмет психологии | Методы исследования | Основные труды | Вклад в науку |
Психология как наука о душе (более 2000 лет назад). | Аристотель, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон. | Философское. Попытка объяснить все непонятные явления в жизни человека. | Душа. Что первично: дух (душа) или материя (тело)? | Идеалистические учения (рассуждения, религиозный или материалистический подход). | Трактат «О душе», «Этика», «Риторика», «Метафизика», «История животных». | Представление о памяти и мышлении. |
Психология как наука о сознании (XVII век). | Рене Декарт В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Риббо, А. Винне, У Джеме, Дж. Локк, Д. Юма, Д. Гартли, Э. Титченер; Ф. Брентано; У. Джеймс, В. Дильтей. | Картезианская философия, дуализм, сенсуалистический материализм, ассоциативное направление | Сознание. Психическое и физическое существуют параллельно, независимо друг от друга. | Рационалистический метод, логическое рассуждение в момент самонаблюдения, интроспективная трактовка сознания, опыт, экспериментальный метод. | Учение о вибрациях «Исследования о человеческом познании». | Понятие рефлексия (деятельность ума), теория элементов сознания, психология актов сознания, теория потока сознания, теория феноменальных полей, описательная психология. |
Психология как наука о поведении (начало XX века). | Дж. Уотсон, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, Э. Толмен | Бихевиоризм как наука о поведении, стимул-реактивная психология. | Поведение человека от рождения до смерти. | Моноспекция, объективный метод основанный на регистрации и анализе наблюдений. | Программная статья 1913 г. | Формула S-R (стимул – реакция), концепция условных рефлексов, комплекс безусловных реакций, S-V-R (стимул – промежуточная переменная – реакция), теория оперантного подкрепления Б. Ф. Скиннера, принципы социального научения А. Бандуры |
Психология как наука о психике (вторая половина XX века) | М. В. Ломоносов, Я. П. Козельский, А.Н. Радищев, А. И. Герцен И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов. С. С. Корсаков, И. Р. Тарханов, П. Ф. Лесгафта, Г. И. Челпанов, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконип, Д. Н. Узнадзе. Б. М. Теплов, А. А. Смирнов | Современная психология | Психические процессы, характер человека. | Метод естественного эксперимента. | «Рефлексы головного мозга». «Основы общей психологии». | Естественнонаучная основа для современной психологии, концепция психофизического параллелизма, становление экспериментальной психологии, механизм образования условного рефлекса, лаборатория экспериментальной психологии, зоопсихология, психология ребенка. Современные психологические школы ЛГУ, МГУ. Теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. Теория цветового зрения. |
Задание №2:
Сотруднику было поручено задание, соглашаться на которое поначалу он не хотел, поскольку существенных перемен в зарплате в связи с ним не ожидалось. Но в прошествии некоторого времени в его отношении к данной деятельности произошли существенные перемены. Он не только довел данный проект до конца, он увлекся чтением специальной литературы по данной теме, а затем решил получить дополнительное образование на тренинге, чтобы в дальнейшем продолжить заниматься подобными проектами (на его заработной плате это не отразилось).
Объяснить, с точки зрения теории деятельности А.Н. Леонтьева, какой психологический феномен послужил причиной такого поведения:
С точки зрения теории деятельности А. Н. Леонтьева причиной изменения отношения к заданию по проекту у работника вызвано появлением личных смыслов и эмоций, которые родились во время исполнения деятельности работником исходя из психологической структуры деятельности. Рассмотрим подробнее данную структуру совместно с примером в задании.
Согласно теории Леонтьева особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Деятельность человека — это сложное и многообразное явление. Операционно-технические аспекты деятельности - это потребности и мотивы. Мотив определяется как предмет потребности, через мотив потребность получает свою конкретизацию. Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив — это то, ради чего совершается действие. При анализе деятельности единственный путь — это движение от потребности к мотиву, затем к цели и деятельности. Таким образом, в данном примере четко прослеживается причинно-следственная связь между доведением проекта до его завершения и продолжением в виде обучения теме, которую работнику захотелось раскрыть для себя глубже, так как под, вероятно, положительными эмоциями от успешного доведения проекта у работника появились новые мотивы, которые простимулировали деятельность и сформировали новую цель.