Файл: Литература по теме Практические задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Основы административного права

 

Цели изучения темы:

     усвоение правоотношений, регулируемых административным правом;

     получение представления об особенностях административной ответственности за совершаемые правонарушения.

 

Задачи изучения темы:

     получение представления о правоотношениях, регулируемых административным правом;

     изучение оснований наступления ответственности по административному праву.

 

Успешно изучив тему, Вы:

получите представления о:

     сущности и содержании административного права, предмете их правового регулирования;

     о порядке и способах наступления и привлечения к административной ответственности;

 

будете знать:

     особенности административного права по сравнению с иными отраслями российского права;

     специфику институтов административного права;

     особенности и критерии деления дел на рассмотрение согласно административного законодательства.

 

Вопросы темы:

1.  Понятие, предмет и система административного права.

2.  Основные институты административного права.

3.  Административная ответственность.

 

 

Вопрос 1. Понятие, предмет и система административного права.

 

Административное право – это совокупность норм права, регулирующих систему общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности публичной администрацией по исполнению законов, актов правосудия, публичных договоров (если они не стали предметом регулирования других отраслей права), а также при осуществлении административного судопроизводства.

В предмете административного права выделяют три основные группы отношений:

1.  отношения, возникающие при осуществлении регулятивной, созидательной деятельности публичной администрации – т.е. организации нормальной жизни и развития общества, его систем образования, здравоохранения, транспорта и т.д.;

2.  отношения, возникающие при осуществлении охранительной деятельности публичной администрации – защита прав личности, собственности, нормальных условий существования государства, общества и граждан;


3.  отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства судами.

 

Система административного права.

Система административного права делиться на общую и особенную части. Общая часть включает в себя:

1.  институты регулирующие: административно-правовые статусы граждан, органов и служащих публичной администрации, государственных и муниципальных образований, а также формы и методы воздействия государственных и муниципальных исполнительных органов;

2.  институты регулирующие: обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти, муниципальных исполнительных органов, их должностных лиц; принуждение по административному праву; административное судопроизводство.

 

В особенной части административного права выделяются четыре подотрасли, объединяющие институты, регулирующие:

1.  административно-политическую деятельность государственной и муниципальной исполнительной власти;

2.  организационно-хозяйственную деятельность государственной и муниципальной исполнительной власти;

3.  социально-культурную деятельность, осуществление социальных программ государственной и муниципальной исполнительной властью и т.д.

 

Источниками административного права являются акты государственных и муниципальных органов, в которых содержаться административно-правовые нормы.

 

Вопрос 2. Основные институты административного права.

 

Система федеральных органов исполнительной власти.

Она включает в себя Правительство, министерства и ведомства (государственные комитеты, федеральные службы и т. д.) Президент не входит в систему федеральных органов исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации является высшим федеральным органом исполнительной власти общей компетенции т.е. руководит большинством сфер и отраслей управления, обеспечивает общее экономическое, социально-культурное развитие страны.

Министерства РФ — это центральные органы исполнительной власти. Свою деятельность они осуществляют на основе единоначалия, руководят порученными им отраслями народного хозяйства или сферами деятельности.

 

Государственная служба.


Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

     Российской Федерации;

     федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

     субъектов Российской Федерации;

     органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

     лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

     лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

 

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

     государственная гражданская служба;

     военная служба;

     правоохранительная служба.

 

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1.  руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2.  помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;


3.  специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4.  обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

 

Правовое положение государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно ст. 13 которого гражданский служащий – это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий имеет право на:

1.  обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2.  ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3.  отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4.  оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5.  получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6.  и др.

 

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

В обязанности гражданского служащего входят обязанности:

1.  соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2.  исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3.  исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4.  соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5.  соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6.  и др.

 

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1)       признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2)       осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3)       отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4)       наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;

5)       близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6)       выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7)       наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;