Файл: Таймчартер. Бербоутчартер. Понятие, права и обязанности сторон. Таймчартер. Бербоутчартер. Понятие, права и обязанности сторон.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Фрахтователь обязан в течение срока действия бербоут-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, однако устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца.
Статья 217. Экипаж судна
Фрахтователь осуществляет комплектование экипажа судна. Фрахтователь вправе укомплектовать экипаж судна лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, ранее являвшимися членами экипажа данного судна, при соблюдении правил, установленных статьей 56 настоящего Кодекса. Независимо от способа комплектования экипажа судна капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются фрахтователю во всех отношениях.
Статья 218. Обязанности фрахтователя по эксплуатации судна и его возврату
1. Фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы.
2. По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна.
Статья 219. Ответственность фрахтователя перед третьими лицами
Фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключением требований возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ.
Статья 220. Убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна
Убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, несет фрахтователь, если не докажет, что убытки причинены не по его вине.
Статья 221. Уплата фрахта судовладельцу
1. Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, если только непригодность судна не наступила по вине фрахтователя.
2. В случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя, за исключением случая, предусмотренного статьей 222 настоящего Кодекса, и взыскать с фрахтователя причиненные такой просрочкой убытки.
3. В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного бербоут-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.
Статья 222. Недопустимость изъятия судна
По бербоут-чартеру с условием выкупа судна в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса судовладелец не вправе изъять судно у фрахтователя в случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней, если такая просрочка вызвана обстоятельствами, не зависящими от фрахтователя, но вправе взыскать с фрахтователя причиненные просрочкой убытки.
Статья 223. Выкуп судна
По бербоут-чартеру с условием выкупа судна фрахтователем по истечении срока действия бербоут-чартера судно переходит в собственность фрахтователя, если фрахтователь исполнил свои обязательства по бербоут-чартеру и произвел последнюю уплату фрахта в соответствии с пунктом 1 статьи 221 настоящего Кодекса.
Статья 224. Ответственность за недостатки выкупленного судна
Судовладелец несет ответственность за любые недостатки выкупленного фрахтователем судна, в том числе за скрытые недостатки, если фрахтователь докажет, что такие недостатки возникли до передачи ему судна или по возникшим до его передачи причинам.
Обязанности
Права
| Судовладелец | Фрахтователь |
Общая теория | Под судовладельцем в КТМ понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. (КТМ не говорит о владении). Бред от Лободы: «Судовладельцев» у судна 2: - лицо, осуществляющее навигационную эксплуатацию (владелец) - лицо, осуществляющее коммерческую эксплуатацию (судовладелец) | - лицо, которое заключило договор фрахтования с судовладельцем. |
211 КТМ | По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. | - уплата фрахта - принять «судно» |
216 КТМ | Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных бербоут-чартером. Устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца. | Фрахтователь обязан в течение срока действия бербоут-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии. |
217 КТМ | | Фрахтователь осуществляет комплектование экипажа судна. Фрахтователь вправе укомплектовать экипаж судна лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, ранее являвшимися членами экипажа данного судна, при соблюдении правил, установленных статьей 56 настоящего Кодекса. |
218 КТМ Обязанности фрахтователя по эксплуатации судна и его возврату | | Фрахтователь осуществляет эксплуатацию суднав соответствии с условиями бербоут-чартераи несет все связанные с эксплуатацией расходы,в том числе расходы на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы. По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна. |
220 КТМ | | Убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, несет фрахтователь, если не докажет, что убытки причинены не по его вине. (ВИНОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) |
221 КТМ | В случае просрочки уплаты фрахта свыше 14 календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя, за исключением случая, предусмотренного статьей 222 настоящего Кодекса, и взыскать с фрахтователя причиненные такой просрочкой убытки. | Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которогосудно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, если только непригодность судна не наступила по вине фрахтователя. |
222-223 КТМ | По бербоут-чартеру с условием выкупа судна в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса судовладелец не вправе изъять судно у фрахтователя в случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней, если такая просрочка вызвана обстоятельствами, не зависящими от фрахтователя, но вправе взыскать с фрахтователя причиненные просрочкой убытки. | По бербоут-чартеру с условием выкупа судна фрахтователем по истечении срока действия бербоут-чартера судно переходит в собственность фрахтователя, если фрахтователь исполнил свои обязательства по бербоут-чартеру и произвел последнюю уплату фрахта в соответствии с пунктом 1 статьи 221 настоящего Кодекса. П.1 1. Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами. |
Ответственность
Судовладелец | Фрахтователь |
1. Перед 3ими лицами: Судовладелец несет ответственность по требованиям возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. (Прямо не сказано). | 1. Перед 3ими лицами: Фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключением требований возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. |
| 2. Убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна Убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, несет фрахтователь, если не докажет, что убытки причинены не по его вине. * Виновная ответственность |
3. Ответственность за недостатки выкупленного судна Судовладелец несет ответственность за любые недостатки выкупленного фрахтователем судна, в том числе за скрытые недостатки, если фрахтователь докажет, что такие недостатки возникли до передачи ему судна или по возникшим до его передачи причинам. | |
Различие между бербоут- и тайм-чартером зависит от "степени контроля, сохраняемого судовладельцем".
По бербоут-чартерусудовладелец передает полное владение и контроль над судном фрахтователю, который в свою очередь набирает экипаж и обеспечивает содержание судна. Следовательно, бербоут-чартерный фрахтователь является судовладельцем на период действия договора.
По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
По тайм-чартеру: в коммерческом отношении судно переходит во владение фрахтователя, однако в административном и навигационно-техническом отношении остается в собственности судовладельца, который обязан предоставить судно для использования полностью снаряженным и укомплектованным экипажем.
По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользованиена определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
+ Бонус - сравнительная таблица по 3 чартерам
Основные правовые характеристики | Рейсовый чартер | Тайм-чартер | Бербоут-чартер |
В каких целях фрахтуется судно | В целях перевозки груза | В любых целях торгового мореплавания | В любых целях торгового мореплавания |
Кому подчинен экипаж судна в навигационно-техническом отношении | Судовладельцу | Судовладельцу | Фрахтователю |
На кого падает риск повреждения или гибели судна в связи с его навигационно-технической эксплуатацией | На судовладельца | На судовладельца | На фрахтователя |
На кого падает риск повреждения или гибели судна в связи с его коммерческой эксплуатацией | На судовладельца | На фрахтователя | На фрахтователя |
Кому принадлежит право владения судном | Судовладельцу | Судовладельцу | Фрахтователю |
Кому принадлежит право пользования судном | Судовладельцу | Фрахтователю | Фрахтователю |
Кто несет постоянные расходы по эксплуатации | Судовладелец | Фрахтователь | Фрахтователь |
Тайм-чартер. Бербоут-чартер. Понятие, права и обязанности сторон.
1) тайм-чартер (time-charter) | - или договор аренды морского судна, предполагает его использование не только для перевозки груза, но и в других целях торгового мореплавания (например, для проведения морских научных исследований). В этом случае в коммерческом отношении судно переходит во владение фрахтователя, однако в административном и навигационно-техническом отношении остается в собственности судовладельца, который обязан предоставить судно для использования полностью снаряженным и укомплектованным экипажем. |
2)димайз-чартер/бербоут-чартер (demise-charter) | - или договор аренды "голого" судна, предполагает его использование по усмотрению фрахтователя, который должен снарядить его и укомплектовать экипажем за свой счет. В период действия договора судно в коммерческом, административном и навигационно-техническом отношении переходит во владение фрахтователя. Судовладелец получает лишь арендную плату за использование судна, находящегося в его собственности. |
Тайм- и бербоут-чартеры являются разновидностями договора аренды ТС (соответственно с экипажемили без него).
Оба вида чартеров диспозитивны и их условия могут быть изменены соглашением сторон. К тайм-чартерам и бербоут-чартерам субсидиарно применяются положения главы 34 ГК «Аренда» (раздел 3 «Аренда транспортных средств»).
Тайм-чартер
В КТМ – это Глава X «ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ СУДНА НА ВРЕМЯ (ТАЙМ-ЧАРТЕР)».
Ст.198 КТМ:Определение договора фрахтования судна на время (тайм-чартера)
По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Это определение в основном соответствует определению договора аренды (фрахтования на время), содержащемуся в ст.632 ГК с определенными уточнениями:
По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Если исходить из буквального содержания ст. 632 ГК РФ, то договор аренды ТС с экипажем должен быть признан реальным, т.е. заключенным с момента передачи арендатору ТС. Однако на морском транспорте (ст.198 КТМ) такой договор сконструирован как консенсуальный.
+
1) в ст. 632 ГК РФ речь идет об аренде ТС безотносительно к тому, для каких целей оно будет использоваться, в то время как в ст. 198 КТМ уточняется, что судно предоставляется для использования в целях торгового мореплавания
2) в ст. 632 речь идет о временном владении и пользовании (а не только пользовании), что более точно определяет полномочия фрахтователя.
Из лекции:
Тайм-чартер – договор фрахтования судна на время (есть элементы договора перевозки) – передача только коммерческой эксплуатации, а не навигационной – это предмет договора. То есть, так как экипаж морского судна находится в найме у судовладельца, поэтому контролировать все может только судовладелец.
Судовладелец и владелец судна – разные понятия. Статья 8 КТМ содержит определение судовладельца: лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.