Файл: СПбгти(ТУ)) Дисциплина психология Отвращение и презрение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

(СПбГТИ(ТУ))

Дисциплина: психология

«Отвращение и презрение»

реферат

Выполнил студент

255 группы

Муравский А.А.

Научный руководитель:

Ливач Е.А.

Санкт-Петербург

2017 г
ВВЕДЕНИЕ

Невозможно узнать наверняка историю возникновения и эволюции различных эмоций. В то же время с высокой вероятностю мы можем полагать, что именно эмоция отвращения была среди них одной из самых первых, поскольку эта реакция играет фундаментальную роль в выживании многих организмов, обеспечивая индивид необходимыми реакциями приближения-отстранения.

Совеременный человек в процессе своего существования задействует разнообразные мотивационные механизмы, заставляющие его избегать те или иные стимулы. Стоит заметить, что все реакции приближения-отстранения с развитием организмов стали гораздо сложнее, а обеспечивавшая их мотивация значительно многообразнее. Так, приближение и принятие уже не ограничивались рамками пищевого и сексуального поведения, а отстранение и отвержение служили не только для избегания боли и неприятных на вкус веществ. Вероятно, именно из этих примитивных систем, предостерегающих индивид от контакта с чем-то потенциально опасным, и возникла эмоция отвращения.

В эволюционной перспективе презрение могло возникнуть как средство подготовки индивида или группы к встрече с опасным соперником. Ситуации, вызывающие презрение, - это те в которых индивиду необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, культурнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Ситуации, вызывающие ревность, жадность и соперничество, создают почву пытающую презрение.

Презрение является чувством враждебности. В эволюции презрение могло играть конструктивную роль в развитии самообороны. Однако, когда презрение обращено на других людей (или на себя), трудно обнаружить в этой эмоции что-либо положительное или адаптивное. Возможно, что презрение умеренной силы служит конструктивным целям, если оно направлено против тех, кто заслуживает его, например, загрязнение среды, аморальности и др.


ОТВРАЩЕНИЕ

Мы не в состоянии проследить и уверенно обосновать эволюционное происхождение всех фундаментальных эмоций, однако является эмоция отвращения, представляющая собой аспект примитивного механизма избегания, является исключением, уходящим своими корнями в те древние отделы мозга, которые обеспечивают вкусовые ощущения и пищевое поведение. Характерной и совершенно отчетливой гримасой будет реакция младенца, если положить ему на язык какое-нибудь горькое вещество (удивительно, но реакцию отвращения демонстрируют даже младенцы, страдающие дисфункцией полушарий). Таким образом, гримаса отвращения является функцией лишь нейрохимических процессов без психического компонента, не зависящих от научения и памяти.

В тоже время существуют все основания предполагать, что даже такие гримасы сопровождаются гедонистическим состоянием или ощущением, неким субъективным переживанием, соответствующим мимическому выражению эмоции. Штейнер (Steiner, 1979), активно изучавший нейрохимические основы эмоции отвращения, пришел к выводу, что выражение отвращения сопровождается специфическим переживанием и что именно это переживание мотивирует экспрессивное поведение индивида, предполагающее отказ от неприятного на вкус вещества, что согласуется с общепринятым предположением о внутренней, врожденной взаимосвязи между мимической реакцией и переживанием.

Эмоция отвращения может служить моделью, дающей нам возможность понять и другие фундаментальные эмоции. Ниже приводятся некоторые выводы, к которым мы пришли в результате изучения эмоции отвращения и ее мимического выражения.

1. Эмоциональная экспрессия - это один из базовых аспектов человеческой природы.

2. Существует естественная и врожденная взаимосвязь между мимическим выражением и переживанием. Любое мимическое выражение, по крайней мере в младенчестве, сопровождается соответствующим переживанием.

3. Переживание, естественно возникшее вместе с мимическим выражением, имеет мотивационное значение.

4. Действие социокультурных норм приводит к разрыву врожденной взаимосвязи между выражением эмоции и ее переживанием.

5. В процессе социализации и приобретения опыта мы научаемся скрывать свои эмоции. Печаль мы прячем под улыбкой, страх под гневно насупленными бровями.

6. Эмоции могут активироваться в результате базовых нейрохимических процессов, независимо от нашего опыта, социальных навыков или воспоминаний.


7. По мере социализации когнитивные процессы (анализ и оценка стимула), навыки и воспоминания играют все большую роль в эмоциональной жизни человека. Так, например, мы научаемся испытывать отвращение к очень широкому кругу стимулов.

8. В младенческом возрасте эмоции могут активироваться как спонтанно, так и в результате нейрохимических и сенсорных процессов, но эти эмоции почти или вовсе не имеют отношения к психическим процессам мышления, памяти и антиципации. Однако все эмоции в конце концов вступают во взаимосвязь с огромным количеством символов, каковыми являются понятия, образы, мысли, ценности, цели.1

Развитие эмоции отвращения

В раннем младенчестве реакция отвращения может быть активирована только химическим раздражителем - горькой или испорченной пищей. Однако по мере взросления и социализации человек научается испытывать отвращение к самым разнообразным объектам окружающего мира и даже к самому себе. Понятие “отвратительно“ используется нами в самых разных ситуациях и по отношению к самым разным вещам. Точно так же понятие “вкус“ употребляется нами не только по отношению к пище, но и при описании поступков и поведения человека. Сам факт неоднозначности этого понятия свидетельствует о том, что эмоция отвращения, возникающая в результате нейрохимических процессов, имеет психологическое значение. 2

Причины отвращения

Розин и Фаллон (Rozin, Fallen, 1987) разработали теорию отвращения, в которой эмоция отвращения жестко связывается с пищевым поведением. Отвращение рассматривается ими как физиологическая реакция отвержения вредоносных объектов. В качестве таких объектов они рассматривают только продукты животного происхождения.

Розин и Фаллон выделяют четыре возможные причины пищевого отвержения:

1) невкусная пища (та, которая не нравится индивиду);

2) опасная пища (ядовитая):

3) несъедобные предметы в качестве пищи (например, дерево или песок);

4) пища, вызывающая отвращение (загрязненная или зараженная пища).

Можно отвергать те или иные пищевые объекты на основании их неприятного вкуса, но, для того чтобы индивид испытал отвращение к объекту, он должен знать или предполагать, что объект заражен. Авторы считают, что развитие эмоции отвращения тесно связано с когнитивным развитием человека и зависит от его способности понимать, как происходит заражение пищи и каким образом зараженная пища влияет на организм. Таким образом, эмоция отвращения, по мнению авторов, возникает у человека не раньше семилетнего возраста. “Зараженность“- это не только и не столько физическая характеристика объекта; психологическая зараженность может вызвать не менее сильное отвращение.

Представление Розина и Фаллона об эмоции отвращения как исключительно пищевой реакции оспаривается психоаналитиками. Последние сообщают многочисленные случаи из своей практики, свидетельствующие о том, что человек может испытывать отвращение к определенным формам сексуальной активности (например, орально-генитальному или генитально-анальному сексу) (David, Fahy, 1987). Также считается, что сексуальное отвращение может выполнять адаптивные функции. Например, отвращение к определенным формам сексуальных отношений может сыграть роль в установлении приемлемых норм полового акта, а отвращение к потенциально опасным, вредным для здоровья формам сексуальной близости выполняет защитную функцию.3

С точки зрения психологического благополучия индивида, наиболее серьезного внимания заслуживает, наверное, тот факт, что источником отвращения может стать собственное “Я“ человека. Некоторые физические аспекты этого “Я“, не доставляющие человеку особого беспокойства в детстве, в подростковом возрасте могут вызывать отвращение.

В комбинации с печалью и другими эмоциями отвращение может играть немаловажную роль в пищевых расстройствах, которыми страдают очень многие люди.

Мимическое выражение отвращения

Мимическое выражение отвращения безошибочно распознается даже на лице младенца. Помимо нахмуренных бровей и сморщенного носа мы наблюдаем приподнятую верхнюю губу и опущенную нижнюю, в результате чего рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивая попавшее в рот неприятное вещество.

С возрастом человек научается контролировать свои мимические реакции, в том числе и реакцию отвращения. Мы не только учимся скрывать свое отвращение или прятать его за выражением других эмоций, но и обретаем навык “изображать“ отвращение, когда на самом деле не испытываем его. Дети, испытывая отвращение, высовывают язык и говорят “фу“, тогда как взрослые могут выразить свое отвращение одним лишь движением верхней губы или едва заметным наморщиванием носа. Как и любая экспрессивная мимика, эти движения могут быть непроизвольными, и человек, совершающий их, может не осознавать того, что выражает отвращение.


Переживание отвращения

Эмоция определяется как феномен, включающий в себя нейрофизиологические процессы, экспрессивное поведение и специфическое переживание. Существует проблема разграничения эмоции отвращения от эмоции гнева, с одной стороны, и от эмоции презрения - с другой, поскольку человек часто переживает эти три эмоции одновременно, в одной и той же ситуации. Описанное мимическое выражение отвращения уникально, его специфические характеристики позволяют отделить его как от выражения гнева, так и от выражения презрения.
Чувство отвращения сродни ощущению тошноты и скверного вкуса во рту, оно побуждает нас к устранению объекта отвращения или отстранению от него. При интенсивном чувстве отвращения человек может действительно почувствовать тошноту.

Биологическая и социальная функции отвращения

Исходная и наиболее очевидная биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Но отвращение может также играть мотивирующую роль в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания-отвержения - с другой. С помощью мимического выражения отвращения или отдельных мимических движений человек сигнализирует другому человеку о том, что тот должен изменить свою внешность, манеры или поведение, а в противном случае рискует быть отвергнутым.

Хотя отвращение и не самый совершенный детектор зараженности, оно зачастую сигнализирует нам об опасности объекта.

Подобно гневу, отвращение может быть направлено не только вовне, - человек может испытывать отвращение к самому себе, что приводит к снижению самооценки и к самонеприятию.

Взаимодействие гнева и отвращения

Сама по себе эмоция отвращения не может рассматриваться в качестве причины агрессивного поведения. Реакция отвержения или избегания, наблюдающаяся при эмоции отвращения, как правило, адекватна стимулу. Однако в комбинации с гневом отвращение может приводить к вредным и опасным последствиям.

Отвращение и психологические нарушения

Эмоция отвращения может играть некоторую роль в нарушениях пищевого поведения. Неумеренность в еде может привести к таким расстройствам, как булимия и анорексия, которые серьезно сказываются на физическом и психическом здоровье человека. Отвращение в комбинации с гневом может стать основой для развития такой личностной черты, как повышенная агрессивность, и привести к патологически враждебным формам поведения. Нарушения пищевого поведения и сопровождающие их приступы депрессии часто характеризуются чувством отвращения (а также презрения) к самому себе.