Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Психология Практическое занятие 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Несоблюдение культуры речи педагогом. Речь педагога – один из постулатов успешности в работе. Красивая, грамотно выстроенная речь учителя нравится детям и взрослым. От правильного произношения слов и предложений в речи зависит связная речь ребенка, его словарный запас слов и эстетическая окрашенность.

6. Заигрывание.

Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны - отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Рекомендации по эффективному взаимодействию с воспитанниками:

1. Формировать положительную «Я-концепцию» у школьников. Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху. Отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

2. Видеть в каждом обучающемся уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее (все обучающиеся талантливы). Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учебная деятельность приносила обучающемуся радость.

3. Авансирование. Речь идет о тех случаях, когда преподаватель заранее предупреждает о контрольной работе. Смысл авансирования заключается в том, что должен будет сделать обучающийся: посмотреть, почитать, поучить. Это напоминает репетицию предстоящего действия. Такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

4. «Эврика». Суть педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающийся, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга преподавателя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать обучающегося, поставить перед ним новые более серьезные задачи. Вдохновить на их решение.


5. Исключить ситуации в учебной деятельности, способные вызвать у обучающихся страх, фрустрационные состояния, например: «Такими темпами ты останешься на второй год».

6. Называть всех обучающихся по именам и добиваться этого в общении обучающихся друг с другом.

7. Для поддержания интереса к уроку, учителю необходимо разнообразить формы урока. Урок должен нести в себе творческое начало, быть средством заинтересованного общения ученика и учителя. Дети должны быть заняты весь урок.

Таким образом, подводя итог, можно процитировать К.Д. Ушинского, чье изречение как нельзя кстати дает правильное наставление каждому педагогу:

«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливою.»

Задание 4.  Разработайте проект интерактивной группы для родителей и педагогов для решения задач обучения, воспитания и развития, где родители и педагоги могли бы эффективно общаться по возникающим проблемам педагогического взаимодействия.

Ответ.

Наблюдая за тем, как многие родители не обращают внимание на информацию, размещенную в информационных уголках, не находят достаточного количества времени для общения с учителем, но вместе с тем являются активными пользователями Интернета, мы пришли к выводу, что можно и нужно шире и активнее использовать Интернет-пространство в работе с родителями школьников. Поэтому дистанционные образовательные технологии стали одним из средств взаимодействия.

Семейные клубы – одна из современных интерактивных форм работы с родителями. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.

Итак, появилась идея соединить две инновационные формы работы с семьёй: «семейный клуб» и использование ИКТ – организовать онлайн-клуб «В СЕТИ».

Проект «В СЕТИ» как интерактивная форма работы с родителями направлен на совершенствование взаимодействие семьи и школы, на интерактивное взаимодействие - обмен опытом, формирование общего мнения, выработка общих решений, создание условий для диалога, сплочение внутри группы, изменение психологической атмосферы, возможность вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Организация живого общения семей друг с другом и с педагогами через интернет пространство (ZOOM, VIBER. BK, Whatsapp).


Цель проекта:

Установление доверительных отношений между родителями и учителем, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно. Решать задачи и вопросы обучения. При организации дистанционной работы с родителями важно опираться на нормативные документы, регламентирующие такую деятельность. Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений.
В общении с родителями посредством компьютерных технологий выделяют ряд преимуществ: — возможность оперативно доносить информацию; — получение быстрого обратного отклика на информацию от родителей; — проведение онлайн-анкетирования, опросов и более быстрая обработка результатов; — использование как групповой, так и индивидуальной форм работы с каждым родителем.

Группы, создаваемые педагогом в социальных сетях, представляют собой универсальный способ связи, так как родители не только видят сообщения, которые размещает педагог, но и могут комментировать их, общаться друг с другом. Такой способ связи мотивирует родителей на комментирование, обсуждение возникающих вопросов. Это уже совсем иной новый уровень работы с родителями.
Дистанционное общение педагогов и родителей посредством контактных групп в сети интернет приводит к обновлению форм и методов взаимодействия педагога и родителей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно-компьютерных технологий, публичности и открытости педагога и образовательного учреждения.

Задание 5. Составьте и запишите правила психологически эффективного взаимодействия с родителями при проведении индивидуальных консультаций.

Ответ.

Зачастую бывает сложно наладить контакт с некоторыми родителями учеников. Каждый из них имеет определенный склад характера и поведения. Но ряд психологически эффективных методов поможет установить контакт и продуктивный диалог при проведении индивидуальных консультаций, а именно:

1. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.


2. Не стоит начинать разговор о ребенке с отрицательных сторон ученика. Достаточно сначала сказать родителю о его положительных качествах и успехах,а уже только после этого тактично обозначить на что нужно обратить особое внимание. Так эта информация воспримется родителем более спокойно и не в штыки.

3. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

4. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссякать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору.

5. Не поучайте. Не подсказывайте решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

6. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и школой.

Задание 6. Опишите основные индивидуально-типологические различия мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Ответ.

1. Игры девочек не направлены на соревнования в своем большинстве, как это происходит у мальчиков, они имеют сюжет и идейное содержание. Правила игры в девчачьих группах всегда просты, поэтому споров, практически, не возникает, следовательно, нет и причин для конфликта. Мальчишеские игры – это сплошные конфликты, точнее, путь к их решению. В то время, как девочки учатся налаживать отношения и дружить, ребята заняты самоутверждением и доказыванием своего превосходства остальным.


2. У девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости – у детей так же зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко.

3. У девочек младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст выше. Они оттесняют мальчиков физически и «забивают» их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах.

4. Если девочки лучше справляются с типовыми, стандартными заданиями, с упором на исполнительскую сторону работы, то мальчики лучше решают задачи на сообразительность, требующие поиска, а не только извлечения из памяти стандартных решений. Исполнительская часть работы при этом страдает. Они не могут работать по схемам, шаблонам, формулам и правилам, не понимая и не "прочувствовав" их. Поэтому требования механического заучивания не для них. Они могут первыми сообразить, как решить задачу, но запутаться в вычислениях и получить "двойку".

5. Кроме того, мальчики и девочки по-разному взаимодействуют с педагогом. Девочки больше настроены на общение. Девочкам очень важен личный контакт с педагогом, который поддерживается через мимику, жестикуляцию, интонации речи. Отвечая урок, девочка улавливает малейшее движение бровей, глаз, губ. Она следит за тем, качнула ли учительница головой, пожала плечами, кивнула, и по ходу дела корректируют свой ответ. Попробуйте удивленно поднять брови или отрицательно покачать головой - большинство девочек сразу собьются, хотя отвечали правильно. А мальчики, скорее всего, будут отстаивать правильность своего ответа, конечно, если они, выучили урок.

6. Вообще у мальчиков лучше развито пространственное мышление (правое полушарие специализируется по этой функции у мальчиков, в отличии от девочек, уже к 6 годам). У девочек лучше развита исполнительская часть речи (но не глубинные уровни речевого мышления). Мальчику обычно труднее облечь свою мысль в форму грамматически правильно построенного высказывания.