Файл: Борсукову ик. Завкафедрой ппдино мв. Папина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины. Теста, снега, пластилина Текст / В.С. Горичева, МН. Нагибина.- Ярославль Академия развития,

55 2011.- 108 с.
11. Григорьева, Г. Г Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности Текст / Г.Г.Григорьева Дошкольное воспитание — 2011. –№ 2.- С. 10-11.
12. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству Текст / Н.В. Дубровская.-
СПб.: Детство-Пресс, 2007.- 93 с.
13. Дьяченко, ОМ. Воображение дошкольника Текст / ОМ. Дьяченко.- М Азбука, 2012.- 174 с.
14. Ендовицкая, ТО Развитии творческих способностей Текст / ТО.
Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2014.- №12.- С. 73-75.
15. Иванова, ТЕ Занятия по лепке в детском саду. Методическое пособие Текст / ТЕ. Иванова.- СПб.: Сфера, 2010.- 141 с.
16. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества Текст / Т.Г.Казакова.- М Владос, 2013.- 206 с.
17. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество Текст / Т.Г.
Казакова.- М Карапуз- Дидактика, 2013.- 163 с.
18. Казакова, Т.Г. Интеграция видов изобразительной деятельности программа задачи, принципы, содержание) Текст / Т.Г. Казакова // Дошкольное воспитание традиции и современность- М АСТ, 2012.- С. 4-8 19. Колдина, ДН Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий Текст / ДН.
Колдина.-М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 86 с.
20. Комарова, Т.С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать Текст / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 2015, № 2. - С. 37–39.
21. Комарова, Т.С. Савенкова АИ. Коллективное творчество детей Текст
// Т.С. Комарова, АИ. Савенкова.- М Просвещение, 2000.- 315 с.
22.
Кудрявцев, В Ребёнок - дошкольник новый подход к диагностике творческих способностей Текст / В. Кудрявцев, В. Синельников.- М Азбука, 2015.- 64 с.
23.
Левин, В.А. Воспитание творчества Текст / В.А. Левин.- М Просвещение, 2007.- 306 с.

56 24.
Леонтьев, АН Проблемы развития психики Текст / АН. Леонтьев. е изд- М Изд-во МГУ, 2001.- 584 с.
25. Лук АН. Психология творчества Текст / АН. Лук- М - Наука, 1998.-
125 с.
26.
Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Текст /
И.А. Лыкова. - М Карапуз, 2011.- 263 с.
27.
Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста Текст / И.А. Лыкова.- М Азбука, 2010.- 116 с.
28.
Межиева, МВ Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Текст / МВ. Межиева. Ярославль Логос, 2012.-
153 с.
29.
Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству Текст / А.А. Мелик-
Пашаев, З.Н. Новлянская.- М Азбука, 2007.- 238 с.
30. Методика обучения рисованию и лепки в детском саду [ Текст / под. Ред. Н.П. Сакулиной.- М АСТ, 2013.- 229 с.
31.
Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта Текст / В.С. Мухина.- М Педагогика, 1991.-
240 с.
32. Николаева, Е.И.
Психология детского творчества Текст / Е.И. Николаева- СПб.: Речь, 2006.- 235 с.
33.
Новацкая, М Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку Текст / М. Новацкая.- СПб.: Питер, 2012.- 76 с.
34. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Текст / под ред. НЕ. Вераксы, Т.С.
Комаровой, МА. Васильевой. - М Мозаика-Синтез, 2013. – 304 с.
35. Петров, С.К.
Сказки из пластилина Текст методическое пособие / С. К. Петров- СПб.: Нева, 2013.- 113 с.
36.
Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников Текст / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии, 2010.- № 1.- С. 16-18.

57 37. Психологический словарь Текст / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.
Мещерякова.- М Астрель, 2006- 563 с.
38.
Рубинштейн, С. Л Основы общей психологии Текст
/
С.Л.
Рубинштейн.- СПб.: Питер Ком, 2008.- 688 с.
39.
Сакулина, Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию Текст / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова.- М Просвещение, 2009.- 215 с.
40.
Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей Текст / А.Э.
Симановский.- Ярославль Академия развития, 2008.- 192 с.
41.
Солсо, Р.Л. Введение в когнитивную психологию Текст / Р.Л. Солсо.- М Тривола, 2006.- 237 с.
42. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду учебное пособие для студентов педагогических институтов Текст / под ред.
В.Б. Косминской, Е.И. Васильевой, Р.Г. Казаковой и др. – е изд- М
Мозаика-Синтез, 2011.- 268 с.
43.
Урунтаева, ГА Дошкольная психология Текст / ГА. Урунтаева.- М Академия, 2001. 336 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Текст- М Перспектива, 2014.- 32 с.
45.
Халезова, Н.Б. Лепка в детском саду Текст / Н.Б. Халезова, НА.
Курочкина, Г.В. Пантюхина.- М Просвещение, 2008.- 247 с.
46. Художественное творчество в детском саду Текст / под ред. НА.
Ветлугиной.- М Азбука, 2014.- 215 с.
47.
Шайдурова,
Н.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества Текст / Н.В. Шайдурова.- М Сфера, 2008. -
160 с.
48.
Щебланова, Е.И. Фигурные формы теста творческого мышления П.
Торренса Текст / Е.И. Щебланова, Н.П. Щербо.- М Просвещение, 1993 с.
49.
Ярошевский, МГ Психология творчества и творчество в психологии Текст / МГ. Ярошевский // Вопросы психологии, 2005. - № 6. - С.

58 50.
Ярошевский, МГ. Краткий психологический словарь[Текст] / МГ.
Ярошевский . -М Политиздат, 1995. - 431 с.

59 Приложение 1 Список детей Экспериментальная группа Контрольная группа
№ И.Ф. ребенка Возраст

И.Ф. ребенка Возраст
1. Ира Л.
5 л. 8 м.
1.
Кира А. л. 11 м.
2. Маша А.
5 л. 7 м.
2. Петя Ф.
6 л.
3. Вова Гл м.
3. Оля С.
5 л. 5 м.
4. Дима Мл м.
4. Дима Пл м.
5. Даша С.
6 л.
5. Ваня Б.
5 л. 8 м
6. Игорь Пл м.
6. Егор Ф.
5 л. 11 м.
7.
Сава З.
5 л. 8 м.
7. Тимур Мл м.
8. Ева Ел м.
8. Алина Ел м.
9. Софья О.
5 л. 9 м.
9. Леонид Мл м
10. Катя Кл м.
10. Катя В.
5 л . 7 м.
11. Демьян Ял м.
11. Кирилл Р.
5 л. 8 м
12. Егор Кл м.
12. Мирон Ел м.
13. Ваня А.
5 л. 10 м.
13. Света Б.
5 л. 8 м
14. Наум Л.
5 л .9 м.
14. Глеб Б.
5 л .9 м.
15. Юля В.
5 л. 8 м.
15. Богдан Гл м.
16. Яша В.
5 л . 9 м.
16. Эля С.
5 л. 8 м

60 Карта обследования уровня развития творческих способностей детей 5-6 лет экспериментальной группы (констатирующий эксперимент)
И.Ф. ребенка Задание №1 Нарисуй какой хочешь рисунок Задание №2 Неполные фигуры Задание №3 Веселые картинки Средний балл Уровень
1. ИЛ.
2 2
2 2 средний
2. МА.
2 2
2 2 средний
3. В.Г.
2 2
2 2 средний
4. ДМ.
1 2
1 1 низкий
5. Д.С.
2 3
2 2 средний
6. И.П.
1 1
1 1 низкий
7. С.З.
1 1
1 1 низкий
8. ЕЕ.
2 1
2 2 средний
9. СО.
2 1
2 2 средний
10. К.К.
1 1
1 1 низкий
11. Д.Я.
1 2
1 1 низкий
12. Е.К.
1 1
1 1 низкий
13. В.А.
1 1
1 1 низкий
14. Н.Л.
2 3
2 2 средний
15. Ю.В.
2 3
2 2 средний
16. Я.В.
2 1
2 2 средний

61 Карта обследования уровня развития творческих способностей детей 5-6 лет контрольной группы (констатирующий эксперимент)
И.Ф. ребенка Задание №1 Нарисуй какой хочешь рисунок Задание №2 Неполные фигуры Задание №3 Веселые картинки
Кол-во баллов Уровень
1. КА.
3 3
3 3 высокий
2. ПФ.
3 3
3 3 высокий
3. ОС.
1 1
1 1 низкий
4. Д.П.
1 1
1 1 низкий
5. В.Б.
1 1
1 1 низкий
6. Е.Ф.
2 2
1 2 средний
7. Т.М.
2 2
1 2 средний
8. А.Е.
1 1
1 1 низкий
9. Л.М.
1 2
2 2 средний
10. КВ.
2 3
2 2 средний
11. КР.
2 2
2 2 средний
12. М.Е.
1 2
2 2 средний
13. С.Б.
2 2
2 2 средний
14. Г.Б.
3 2
2 2 средний
15. Б.Г.
1 2
1 1 низкий
16. Э.С.
2 2
1 2 средний

62 Сводные результаты обследования творческих способностей старших дошкольников (констатирующий эксперимент) Уровни развития Экспериментальная группа (%) Контрольная группа (%) Высокий
-
12% Средний
56%
56% Низкий
44%
32% Сводные результаты обследования творческих способностей старших дошкольников (контрольный эксперимент) Уровни развития Экспериментальная группа (%) Контрольная группа (%) Высокий
43%
12% Средний
50%
63% Низкий
7%
25%

63 Приложение 2
Календарно-тематическое планирование в старшей группе по развитию творческих способностей посредством лепки Дата Содержание занятия
Цель Сентябрь Грибы Продолжать формировать умение пользоваться знакомыми приемами лепки катать шарик, сплющивать, прищипывать, катать колбаску, формировать гриб. Побуждать использовать пластилин разного цвета для изготовления различных грибов мухомора, белого гриба, лисички и т.п. Фрукты Продолжать совершенствовать известные техники лепки, лепить фрукты по представлению. Учить передавать характерные признаки различных фруктов. Октябрь Осеннее дерево Нанесение пластилина на поверхность Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Учить детей передавать образ снеговика посредством художественной техники — пластилинографии. Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего дерева. Ноябрь
«Олежек» Учить лепить олененка, передавая характерные признаки, используя прием вытягивая головы и рожек, учить добиваться точной передачи образа. Новогодняя ёлка» Налеп из пластилина
Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса клепке. Научить точно, передавать задуманную идею при изготовлении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Декабрь Котенок Учить лепить котенка, передавая характерные признаки, используя прием вытягивая головы и ушей, учить добиваться точной передачи образа, использовать пластилин разного цвета для придания большей выразительности.

64 Снеговик Нанесение пластилина на поверхность Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Учить детей передавать образ снеговика посредством художественной техники — пластилинографии. Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего снеговика. Зимние забавы Развивать воображение детей, побуждать их к творчеству, формировать умение составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Снежинка Нанесение пластилина на поверхность Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность. Январь Зайчик Учить лепить зайчика, передавая характерные признаки, используя прием вытягивая головы и ушей, учить добиваться точной передачи образа.
«Ежик
»
Лепка из пластилина
Учить лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами при создании колючей шубки. Флажки Нанесение пластилина на поверхность
(пластилинография) Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Закреплять умение аккуратно не выходя за контуры создавать разноцветные композиции из пластилина Паровозик Лепка из пластилина Развивать воображение детей, побуждать их к творчеству, формировать умение составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок.
Ф
ев р
ал ь Кувшинчик Учить лепить фигурку кувшинчика с натуры пластическим способом – из одного

65 куска вытягивать, сплющивать края, придавая форму кувшина, ручку прикрепить отдельно, побуждать использовать прием налепа на кувшин создавая украшения (бусины, цветы и т.д.)
«Дымковская лошадка Лепка из пластилина Учить лепить фигурку лошадки пластическим способом – из одного куска пластилина туловище, шею и голову в процессе лепки, передавать выразительные особенности игрушки. Воспитывать интерес к народной игрушке. Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своей лошадки.
«Украшаем стаканчик
Налеп из пластилина Развивать воображение детей, побуждать их к творчеству, формировать умение самостоятельно выбирать узор для украшения.
«Волшебные цветы Нанесение пластилина на поверхность Познакомить детей с созданием картины в технике пластилинографии, развивать мелкую моторику рук, развивать эстетические и композиционные чувства, воспитывать умение доводить начатое дело до логического завершения работы, воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение в работе. Мишки играют Продолжать совершенствовать умение лепить животных, учиться передавать их в движении, используя знакомые приемы лепки, воспитывать умение доводить начатое дело до логического завершения работы, воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение в работе. Старичок- лесовичок» Лепка из природного материала Научить использовать природный материал для проявления творческих способностей детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки. Март Птички на Формировать умение передавать

66 кормушке задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки. Сказка Лисичка со скалочкой». Лепная сказка Вызвать интерес клепке сказочных героев по представлению. Обогатить и разнообразить зрительные впечатления. Создать условия для творческого применения освоенных способов и приемов лепки. Учить договариваться и планировать коллективную работу. Развивать воображение и чувство композиции. Сказка Лисичка со скалочкой». Лепная сказка Вызвать интерес клепке сказочных героев по представлению. Обогатить и разнообразить зрительные впечатления. Создать условия для творческого применения освоенных способов и приемов лепки. Учить договариваться и планировать коллективную работу. Развивать воображение и чувство композиции. Петух Развивать у детей интерес клепки, учиться передавать характерные признаки петуха, использовать разноцветный пластилин для придания образу выразительности. Белочка грызет орешки Вызвать интерес клепке сказочных героев по представлению. Продолжать совершенствовать умение лепить животных, учиться передавать их в движении, используя знакомые приемы лепки. Развивать воображение, творческую фантазию. Лепные человечки
Лепка из пластилина. Учить лепить фигурки человека. Показать возможность передачи движения лепной фигурки Цветик –
семицветик» Лепка из соленого теста Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

67 Раскрашивание красками Цветика
- семицветика» из соленого теста. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Девочка пляшет Лепка из пластилина. Продолжать учить детей передавать основные свойства и отношения предметов. Учить передавать движения пальцев рук при лепке используя приемы раскатывания, скатывания, вдавливания, сплющивания, присоединения частей пластилина. Солнышко лучистое Нанесение пластилина на поверхность Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса клепке. Научить точно, передавать задуманную идею при изготовлении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
М
ай
«Зоопарк» Лепка из пластилина. Создание коллективного макета
Формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных делить пластилин натри части, скатывать два шара большой для туловища, маленький для головы, раскатывать длинный цилиндр, сплющивать и сгибать его, соединять части, прижимая их. Воспитывать активность, творчество, самостоятельность, любовь к животному миру

68 Приложение 3 Карта обследования уровня развития творческих способностей детей 5-6 лет экспериментальной группы (контрольный эксперимент)
И.Ф. ребенка Задание №1 Нарисуй какой хочешь рисунок Задание №2 Неполные фигуры Задание №3 Веселые картинки Средний балл Уровень
1. ИЛ.
3 3
3 3 высокий
2. МА.
3 3
3 3 высокий
3. В.Г.
3 3
3 3 высокий
4. ДМ.
2 2
2 2 средний
5. Д.С.
3 3
3 3 высокий
6. И.П.
2 2
1 2 средний
7. С.З.
1 1
1 1 низкий
8. ЕЕ.
3 2
2 2 средний
9. СО.
2 2
1 2 средний
10. К.К.
2 2
2 2 средний
11. Д.Я.
2 2
2 2 средний
12. Е.К.
2 2
1 2 средний
13. В.А.
2 2
2 2 средний
14. Н.Л.
3 3
2 3 высокий
15. Ю.В.
3 3
3 3 высокий
16. Я.В.
3 3
3 3 высокий

69 Карта обследования уровня развития творческих способностей детей 5-6 лет контрольной группы (констатирующий эксперимент)
И.Ф. ребенка Задание №1 Нарисуй какой хочешь рисунок Задание №2 Неполные фигуры Задание №3 Веселые картинки
Кол-во баллов Уровень
1. КА.
3 3
3 3 высокий
2. ПФ.
3 3
3 3 высокий
3. ОС.
1 1
1 1 низкий
4. Д.П.
2 2
2 2 средний
5. В.Б.
1 1
1 1 низкий
6. Е.Ф.
2 2
1 2 средний
7. Т.М.
2 2
1 2 средний
8. А.Е.
2 1
1 1 низкий
9. Л.М.
2 2
1 2 средний
10. КВ.
3 2
2 2 средний
11. КР.
3 2
2 2 средний
12. М.Е.
1   2   3   4   5

2 2
2 2 средний
13. С.Б.
2 2
2 2 средний
14. Г.Б.
3 2
2 2 средний
15. Б.Г.
2 1
1 1 низкий
16. Э.С.
2 2
1 2 средний

70 Приложение 4 Конспекты занятий по лепке, направленные на развитие творческих способностей старших дошкольников
«Дымковская лошадка Цель Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Задачи
- Закреплять представления о процессе создания игрушек
- Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.
- Формировать умение работать с пластилином.
- Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу. Материал к занятию Иллюстрации Народная игрушка, дымковские игрушки, пластилин, стеки, доски, салфетки, технологические карты по лепке. Ход занятия Тренинг Придумай и нарисуй такое животное, которого еще не было на свете. Воспитатель Скажите ребята что же это за игрушки такие дымковские? Я приглашаю вас на выставку народной игрушки. Здесь представлены игрушки, изготовленные руками народных умельцев. дети рассматривают и называют знакомые игрушки) Воспитатель А сможете ли вы узнать какая игрушка является дымковской? Давайте проверим.
Д/и Выбери коня (из предложенных изображений – филимоновской, каргопольской, городецкой, дымковской игрушек – выбрать дымковскую и обосновать выбор)

71 Воспитатель Молодцы С заданием вы справились. Сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую. Воспитатель Проверьте, всели готово к работе (дети отвечают) Обратите внимание (на плакатах – образцы и приемы лепки. Кисть рябины Цели
1. Учить детей разминать и размазывать пластилин по картону для создания необходимого фона композиции
2. Учить раскатывать пластилин для создания ягод, веток или листьев рябины
3. Развивать мелкую моторику руки Материалы для занятия Ветка рябины, дощечки для лепки, пластилин разных цветов, лист картона. Ход занятия
Д/и: Обращаем внимание детей на группу деревьев и предлагаем угадать, какое из них самое грустное (гордое, нежное и т. д объяснить свой выбор. Воспитатель Посмотрите, ребята, какая красивая ветка стоит в вазе. От какого дерева эта ветка Конечно же рябина. Рябину мы легко узнаем по узорным листочкам, по гроздьям ягод, которые краснеют осенью. Ягоды рябины считаются осенними ягодами, потому что созревают поздней осенью. Снимают рябину с дерева только после первых заморозков. Вкусу рябины горьковатый. Но из нее получается очень вкусное повидло. На тех рябинах, что растут в лесу, ягоды остаются до зимы. Любят рябинкой полакомиться птицы, белочки. Сегодня я предлагаю вам слепить из пластилина веточку рябины с кистью ягод. Но лепить мы будем не скульптуру, а барельеф – картину из пластилина.


72 Для этого нам понадобятся листы твердого картона. Сначала сделаем на них фон из пластилина. Для этого его нужно хорошо разогреть в ладошках, размять, а потом аккуратно размазать по пластине. Давайте подумаем, какой цвет фона лучше выбрать. Нужно, чтобы на нем была хорошо видна ветка рябины. Значит, цвет фона должен контрастировать с красным цветом ягод, коричневым цветом веточки, зелеными листочками. Каким же он может быть Желтым, синим, голубым, черным. Постарайтесь, чтоб пластилин лег на картон равномерным слоем. У всех получилось А теперь приступаем к изображению веточки. Веточку делаем в форме тонкого жгутика, аккуратно примазываем его к фону, слегка нажимая, чтобы ветка не расплющилась, а осталась тонкой и выпуклой. Также поступаем с зеленым листом рябины. Посмотрите еще раз на форму листа. Теперь самая главная часть - кисть ягод рябины. Ягоды в виде маленьких шариков крепим к фону, легко на них нажимаем. Посмотрите какие выразительные картины у нас получились Давайте попробуем представить, о чем думает рябина, когда ягодки созревают. Радуется она или нет. Что испытывает дерево, когда по его стволу и веткам карабкается озорной мальчишка, желая нарвать много ягод Делает он это не для чей-то пользы, а для своей забавы, а когда наиграется бросает сломанные ветки. Наверное, грустно и больно рябине, когда люди так поступают. Снежинка Цели Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона. Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение. Воспитывать аккуратность. Предварительная работа рассматривание картин с зимними пейзажами, знакомство со свойствами снега.

73 Раздаточный материал. Круги из голубого картона диаметром примерно 12—15 см по количеству детей, белый пластилин, стеки, музыкальное сопровождение «Зимушка-зима» Игра. Волшебная мозаика. Для задания используем коробку с набором геометрических фигур, вырезанных из цветного картона. Кто из своего набора сложит больше разных вещей или картинку. Дети располагаются на ковре вместе с воспитателем. В группу залетела снежинка - письмо. Чтение детям письма. Здравствуйте, ребята Я совсем маленькая девочка – Снежинка. Я недавно появилась на свет. Ноя знаю, что моя мама – это Матушка-Водица. У нас большая семья. Есть сыновья у Матушки – Водицы, мои братья – Туман, Дождь, Лёд и мы дочки – Роса и Снежинки. У всех детей разные характеры все мы любим разные времена года (кто весну и лето, кто осень, кто зиму. Сейчас на улице зима, а зиму любим мы – Снежинки и мой братец
Лёд. Моего братца вы сегодня видели. Лёд приходил к вам в гости. А вот сестриц своих я потеряла Пока мы опускались с неба, подул сильный Ветер, все мои сестрицы разлетелись Мне очень грустно одной, помогите мне, пожалуйста, найти моих сестриц Ваша Снежинка.
- Еще Снежинка оставила нам описание свих сестриц, давайте послушаем Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения К. Бальмонта:
Светло-пушистая Снежинка белая. Какая чистая, Какая смелая Воспитатель
- Какая снежинка в стихотворении (Смелая, чистая, белая)
- Как еще можно описать снежинку (Холодная, колючая, блестящая и т. д)
- А давайте немножко поиграем с нашей Снежинкой (Давайте)


74
Физминутка Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки-балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе мы в кружок – Получается снежок.
- Ребята, номы же совсем забыли, что у нашей Снежинки несчастье Поможем, ребята, найти сестриц, Снежинке - (Да)
- Давайте мыс вами сделаем вот таких сестричек для нашей Снежинки показ образца)
- Проходи к своим местам. Дети проходят к своим рабочим местам. Играет мелодия Зимушка- зима Лепка Скатываем несколько шариков одинакового размера и раскатываем их в тоненькие колбаски. Воспитатель показывает детям, как на круглом картоне составить из пересекающихся в центре колбасок снежинку и украсить ее короткими колбасками или другим способом. Итог занятия Ребята, посмотрите какие красивые сестрицы Снежинки у нас получились Теперь нашей Снежинке не будет так грустно Все вы большие молодцы Зимние забавы Задачи
- Развивать воображение детей, побуждать их к творчеству, формировать умение составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними.

75
- Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушки – из цилиндра валика) надрезанного с одного или с двух концов, конуса выбирать свой способ лепки.
- Продолжать формировать умение передавать несложные движения (наклони поворот туловища, сгибание рук, перемещение ног.
- Анализировать особенности фигуры человека, соотносить части по величине и пропорциям. Оборудование и материалы карточки со схематическим изображением человечков в движении, основа коллективной композиции Детская площадка, иллюстрации Зима, Зимние забавы, репродукция картины художника А. Моравова Зимний спорт, пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки для рук, ТСО: Кабы не было зимы, Звуки природы, операциональные схемы лепки человека несколькими способами. Ход занятия Тренинг В стране Петляндия» (изображение елочек различными способами.
- Рассматривание репродукции картины художника Александра Моравова Зимний спорт
- Сопровождение рассматривания чтением стихотворения А. Блока Зимние забавы.
- Беседа (обеспечить понимание ребёнком настроения художественного произведения.
- Кто изображён на картине
- Что делают дети
- Какое настроение у детей
- Ау вас, когда высмотрите на эту картину
- Как хорошо, что у насесть зима
- Что мы делаем ещё зимой на улице Слушание песни на слова Ю. Энтина: Кабы не было зимы с заданием для детей под музыку выполнять движения по карточкам со схематическим


76 изображением человечков в движении (идет, бежит, приседает, наклоняется. Дети выполняют упражнение, а затем несколько раз обмениваются карточками) .
- Какие движения мы выполняли (активизация словаря.
- Выберите каждый одну карточку для лепки человечка в такой же позе. Мотивация
- На зимней игровой площадке (макете) кого-то не хватает (людей.
- Давайте слепим человечков, которые прибежали на эту площадку и теперь метко бросают снежки, весело катаются на лыжах, дружно лепят снеговиков, строят снежную крепость. Представьте, кого вы хотите слепить, мальчика или девочку, а может быть, двух друзей или подружек, что будут делать ваши человечки Не забудьте про зимнюю одежду. Как выбудете лепить человека в зимней одежде Закрепление приемов лепки человечка. Рассматривание схем лепки человека разными способами. Анализ (дети с небольшой помощью воспитателя) : соотнесение частей по величине и пропорциям. Самостоятельная работа. музыкальное сопровождение Звуки природы.
- Когда музыка закончится, нужно завершить свою деятельность. Итог размещение поделок на макете Детская зимняя площадка.
- Как можно назвать эту выставку (зимой на прогулке, зимние игры, зимние забавы, ах как весело зимой.
- Как выдумаете, красиво получилось
- А почему получилось так красиво (когда мы делаем все вместе, стараемся, договариваемся, не ссоримся – всегда получается хороший результат. Снеговик

77 Цель Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Учить детей передавать образ снеговика посредством художественной техники — пластилинографии. Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего снеговика. Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к пластилинографии. Материал
- плотный картон синего или фиолетового цвета, с нарисованным на нём контуром снеговика (снеговики нескольких видов, размер × см
- набор пластилина
- доска для лепки
- влажная салфетка для рук
- изображение снеговика, сделанное в технике пластилинографии. Ход занятия Игра Учимся проводить линии ласковые, колючие, энергичные, ленивые и т. д.
- Какое сейчас время года (зима)
- Да, зима. И зимой всегда много снега. Что можно делать из снега лепить)
- Помните, мыс вами на прогулке лепили снеговиков (Да. А ведь лепить снеговиков можно не только из снега, а ещё и из пластилина. Посмотрите, какого снеговика я слепила (показ изображения. Такой способ лепки называется пластилинография хоровые и индивидуальные проговаривания.
- Давайте попробуем с вами слепить много разных снеговиков (да) Получив согласие детей воспитатель предлагает им сесть за общий стол. Объяснение и закрепление знаний.