Файл: Обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей, в
том числе с ОВЗ. Современные формы взаимодействия педагога с
семьями воспитанников
Теоретический анализ существующих исследований в области взаимодействия участников образовательного выявил определенные проблемные поля, связанные с недостаточной компетентностью педагогического и административного кадрового состава ДОО в решении возникающих трудностей:
В новых социокультурных условиях ДОО перестала быть единственным источником «знания» в широком значении этого понятия, носителем непреложных истин, норм и социальных ценностей, а педагогический работник утратил статус безусловного авторитета и эксперта в вопросах обучения и воспитания как для учащихся, так и для их родителей.
Главной проблемой современного образовательного процесса является
«цивилизационный барьер», который проявляется в непонимании и трудности установления контакта между поколением опытных педагогов
ДОО, ментально живущих в постиндустриальную эпоху, и воспитанниками и их родителями (законными представителями), родившимися в новой − информационной − цивилизации с совершенно иными способами восприятия окружающей действительности, возможностями коммуникации со сверстниками и взрослыми, социальными установками и личностными устремлениями. Современные исследователи (И.Кукулин, А.Р.Куракова, М.
Майофис, Л.В. Петрановская и др.) рассматривают этот процесс гораздо шире и глубже, нежели существовавший во все времена конфликт «отцов и детей».
Другим аспектом этого вопроса является целый спектр проблемных зон, связанных с увеличением количества детей с особенностями
психосоциального развития, внедрением инклюзивной модели образования.
При несомненной неоспариваемой ценности и эффективности данной модели для развития и социализации самих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выявляется недостаточная осведомленность педагога о психофизиологических и социально-психологических особенностей этой группы детей, психолого-педагогическая и методическая неготовность педагогов к взаимодействию с «особенным» ребенком и его семьей, к работе с классом как с социальной группой.
Следующей из существующих проблем в области взаимодействия внутри образовательного сообщества является использование неэффективных, устаревших, зачастую излишне формализованных форм работы с родителями. «В педагогике прочно закрепилась односторонняя семантика понятия работа педагога с родителями, где педагог активен и деятелен, он обучает, направляет, ориентирует и организует» , в то время как сегодня требуются совершенно иные партнерские равноправные проблемно- и личностно-ориентированные способы взаимодействия. На первый план выдвигаются компетентностные умения и опыт педагога (психолога, администрации школы) создать атмосферу безопасного пространства, в котором усилия всех сторон направлены на достижение единства в понимании проблемы учащегося и поиск оптимальных решений имеющихся трудностей.
В то же время наблюдается расслоение и внутри самого родительского сообщества, обусловленное активной трансформацией и поляризацией самого феномена «родительство» . Родительство представляет собой «… исторически и социально вариативный комплекс установок и практик, связанных с планированием семьи, отношением к детям, самоотношением взрослых к себе как к родителям… и тесно связанные с гражданским самосознанием» . В мегаполисах и крупных культурных центрах (при сохранении ценностей традиционного родительства − преимущественно, в регионах), появляются и широко распространяются такие течения, как


«естественное родительство» (Ж. Ледлофф), «осознанное родительство» ,
«интенсивное родительство» (Ш. Хейз), для которых характерна философия
«детоцентризма» , следование теориям ранней привязанности (Дж. Боулби,
М. Эйнсворд), родительско-младенческих отношений (Д.В. Винникотта) и др. Общим для представителей всех этих направлений является следование
«научной» системе воспитания, осведомленность о возрастных психологических закономерностях развития ребенка, осознание потребностей самого родителя, ценности доверительного диалога с ребенком. Для этой группы родителей характерны:
− недоверие к образовательной системе в целом (несогласие родителей с отношением педагогов-воспитателей, музыкальных руководителей к воспитаннику, с неадекватными, на их взгляд, требованиями к поведению их детей, с завышенными требований детского сада к уровню социализации и степени сформированности самостоятельности и культурно-гигиенических навыков дошкольника; недостаточная индивидуализация образовательно-воспитательного процесса и недостаточная степень внимания и контроля санитарных норм и условий в
ДОО и бытовых жизненных ситуаций, возникающих с детьми; низкая коммуникативная культура педагогических кадров; отсутствие уважения к личности ребенка и родителей и т.д.);
− апелляция к экспертному мнению (психологов, юристов и др.) за пределами образовательных учреждений;
− интенсивное распространение новых норм и ценностей развития, укрепления здоровья и воспитания через Интернет;
− формирование горизонтального кооперационного родительства
(в основном, через социальные сети и группы), способного эффективно решать возникающие проблемы без участия государственных образовательных и социальных структур.
В условиях расслоения и поляризации социальных концепций родительства (parenthood) среди родителей учащихся одного класса могут
существовать разные взгляды не только на воспитание детей (parenting), но и на стратегии собственной самоэффективности как родителя («parental self- efficacy»), что нередко приводит к конфликтам в конкретном родительском сообществе.
Таким образом, увеличение числа дошкольников с особыми образовательными потребностями,внедрение модели инклюзивного образования, трансформация родительской социальной роли и усиление влияния родителей внутри образовательного сообщества определяют необходимость обновления содержания, совершенствования форм и способов взаимодействия субъектов образовательного сообщества, разработки инновационных технологий современного образования, что, в свою очередь, предъявляет специфические требования к личности и профессиональной компетентности педагогического и административного кадрового состава современного ДОО.
Все вышеизложенное обусловливает необходимость создания
«пространства диалога» внутри ДОО, способствующего тому, чтобы участники образовательного сообщества приобрели опыт позитивного взаимодействия, повысили уровень своей психолого-педагогической компетентности и толерантности, расширили диапазон моделей конструктивного общения и поведенческих стратегий.
Для организации эффективной работы с родителями необходимо представлять себе типологию современной семьи.
Типология современной семьи
Различают два типа семей: благополучные и неблагополучные.
В благополучной семье созданы условия для полного удовлетворения всех потребностей каждого члена семьи. Неблагополучной считают такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты

воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. С учётом доминирующих факторов неблагополучные семьи делятся две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:
- конфликтные семьи,
- проблемные семьи,
- асоциальные,
- аморально-криминальные,
- семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не повлиять на нравственный облик воспитывающихся в этих семьях детей .
Типы внутренне неблагополучных семей
Формы
неблагополучия
Особенности поведения
детей
Отклонения
в
развитии детей
1.
Недоверчивая
семья.
Характеризуется повышенной настороженностью по отношению к окружающим.
Заведомо считают всех недоброжелательными или равнодушными, сами они всегда правы, а виноваты другие.
Причина: мнимое ущемление интересов кого-то из членов семьи
У ребёнка формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям, развиваются подозрительность и агрессивность, очень часто возникают конфликты со сверстниками и учителями
Наиболее часто поддаются влиянию анти-общественных групп, т.к. им близка психология этих групп. В общении со сверстниками закрыты, не верят в их искренность и ждут подвоха.

2
Легкомысленная
семья.
Отличается беззаботным отношением к будущему, живёт сегодняшним днём, не заботится о том, какие последствия могут иметь сегодняшние поступки и поведение детей в их будущей жизни
Дети вырастают слабовольными, неорганизованными, склонными к примитивным развлечениям
Не сформированы нравственно- волевые качества, отсутствуют твёрдые принципы, размытая система ценностей
3. Хитрая семья.
В качестве главных черт прежде всего ценит предприимчивость, удачливость, лёгкость достижения цели.
Законы и нравственные нормы относительны, ради выгоды их можно обойти
У ребёнка пробуждается дух авантюризма, скептическое, пренебрежительное отношение к труду, поиск обходных и лёгких путей
Развивается аморальная личность, лживая, для которой все средства хороши, если они ведут к цели
4.Перфекционистская
семья.
Характеризуются постоянным родительским ожиданием самых высоких успехов у своих детей
У ребёнка формируется страх неудач, боязнь ошибиться, тревога и страх в ситуации общения с родителями, неуверенность в себе, чувство отверженности, если его достижения не соответствуют ожиданиям родителей
Трудность развития творческих способностей, стереотипность мышления и поведения, страх новой информации, заниженная самооценка и высокая степень психоэмоционального напряжения.
5. Псевдовзаимная и
псевдовраждебая
семья.
Особенность этих семей в том, что члены такой семьи связаны между собой постоянно повторяющимися
Ребёнок лишён практики непосредственного выражения эмоций. Он учится не столько чувствовать
, сколько играть в чувства.. Став, взрослым будет предпочитать позицию невмешательства и
Формируется эгоистически конкурентный характер взаимоотношений, скрывающийся под масками различных социальных ролей.

стереотипами эмоциональных взаимореагирований.
Псевдовзаимные семьи поощряют только положительные чувства и скрывают отрицательные. А псевдовраждебные, наоборот, выражают лишь гнев, враждебность, раздражение. эмоционального дистанцирования.
6. Семьи известных
людей находятся в поле пристального внимания общественности, родители имеют высокую популярность
Дети, несмотря на материальный достаток и большой круг людей рядом собой, недополучают родительской ласки, любви, внимания и т.д.
Они ждут. что окружающие будут относиться к ним также, как и к их родителям, если не получают ожидаемого, начинают злиться, обижаться и на людей, и на родителей
Формируется стремление устанавливать отношения с
«нужными» людьми, к праздному образу жизни, с зависимым характером
7.Семья-крепость имеет члена с нервно- психическими расстройствами, который побуждает остальных членов принять его представление о том, что все против нас. На нас нападают. а мы защищаемся
Ребёнок учится выполнять роль
«соратника» по борьбе, которую ведёт «вождь»
Формируется противопоставление социальных позиций
«Мы» и «Они»
Развивается нетерпимость к инакомыслию, трудность в понимании другого, неспособность встать на чужую точку зрения.
8. Псевдосемья.
Главную роль в такой семье играет бабушка или кто-то из прародительской семьи. Он выполняет
Ребёнок отчуждён от эмоциональных отношений со своей матерью.
Чувствует отверженность с её стороны.
Развивается чувство неполноценности, неуверенности, зависимости от материнского одобрения,
роль матери, а мать занята проблемами своей карьеры. повышенной тревожности.
9. Неполная семья, состоящая из одного родителя и детей.
Ребёнок часто чувствует себя виноватым в отсутствии второго родителя. Его дальнейшее развитие происходит искажённо, т.к. он не видит примера поведения этого родителя, что впоследствии скажется на способности реализовать соответствующие семейные роли в его взрослой жизни
Нарушается процесс полоролевой идентификации, формируется путаница гендерных ролей, развиваются психологические барьеры в общении с людьми противоположного пола.
Далее рассмотрим цели и современные направления форм взаимодействия с родителями дошкольников.
Основная
цель работы с родителями: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребёнка, возрождению семейного воспитания.
Задачи взаимодействия с семьёй:
1. Создание единого образовательного пространства, объединяющего деятельность всех воспитательных и образовательных организаций.
2. Пропаганда и возрождение семейных традиций в совместной деятельности семьи, ДОО, школы и учреждений дополнительного образования.
3.Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения к своей семье.
4. Формирование в семье позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
5 .Всестороннее психолого – педагогическое просвещение родителей.
6. Оказание социально – психологической помощи родителям в

осознании собственных семейных и социально – средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношений с ребёнком.
7.Организация и проведение семейного досуга и совместного творчества.
Модель сотрудничества с родителями
Организационная
деятельность
Информационно-
просветительская
деятельность
Психолого-
педагогическая
деятельность
Досуговая
деятельность
-создание родительского актива в различных формах;
-включение родителей в процесс управления;
- работа родителей в комиссиях;
-создание родительских клубов;
- родительские встречи со специалистами;
- родительские лектории, собрания, лекции и беседы по запросам родителей;
-выпуск информационных листов в помощь родителям;
-издание методических сборников.
-исследование детско- родительских отношений в рамках психолого- педагогического мониторинга;
-проблемное и тематическое консультирование;
-родительские проблемные семинары;
- акции для детей и родителей по профилактике наркомании;
- ролевые и деловые игры для детей и родителей
- психопрофилактические занятия в тренинговом режиме.
-совместный досуг: спортивные соревнования, праздники, конкурсы, диспуты,
-деловые игры,
-семейные гостиные,
-совместные выходы в театры, походы, экскурсии;
- создание творческих коллективов взрослых и детей;
-семейные мастер- классы;
-социальные проекты;
-открытые дни для родителей.
Механизмы реализации взаимодействия с родителями
осуществляются через:

-
мониторинговые исследования и определение перспектив;
-
установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей в целях создания единого социокультурного пространства;
-
психолого – педагогическое сопровождение просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, проведение совместных проблемных семинаров.
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
-
привлечение родителей к непосредственной творческой
деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций семьи;
-
повышение роли дошкольного образования в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности всех участников образовательных отношений.
Все формы взаимодействия с родителями можно разделить на несколько областей.
1.Информационно-аналитические направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:
− опрос;
− тесты;
− анкетирование;
− заполнение социального паспорта;
− почтовый ящик доверия;
− интервью с родителями;
− посещение воспитанников на дому;
− ознакомление родителей с образовательно-воспитательной документацией.