Файл: Обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовится и корректируется педагогом. Удобство ее процедуры заключается в том, что в эту форму можно облечь любую педагогическую ситуацию.
В общем виде алгоритм этой работы с родителями включает в себя следующие этапы:
1.
Приветствие
2.
Вступительное слово на тему встречи. В нем кратко раскрываются основные проявления, причины и последствия тех феноменов, о работе с которыми речь пойдет ниже.
3.
Упражнение, способствующее формированию навыка экспресс- диагностики того или иного явления
4.
Проигрывание психолого-педагогических ситуаций
5.
Краткое сообщение о путях психолого-педагогической коррекции данных проявлений, о важности психологической поддержки ребенка, создания ситуаций успеха, стимулирования раскрытия личностного потенциала ребят, предъявления к ним адекватных требований
6.
Апробация конкретных методических приемов и рекомендаций на себе
7.
Обратная связь.
Диагностика
Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям, возможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов и установок в процессе сотрудничества с родителями можно использовать тесты. Во время работы, чтобы сохранить конфиденциальность и душевное спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции.
Никто посторонний результатов не видит. Предполагается, что извлекаемая из результатов теста информация станет предметом рассуждений и
переживаний, побуждая к самоанализу. Тест – это, прежде всего, инструмент диалога.
Тесты и опросники для работы с родителями находятся в Приложении
3.
Детско-родительские мероприятия
Детско-родительские мероприятия проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состав: родители и дети. Можно включать сюда психолога и педагогов, тогда эффективность игры только увеличится.
Детско-родительские мероприятия ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребёнка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей в группе, классе, чтобы понять место своего ребёнка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.
Хотя мы говорим о детско-родительских мероприятиях в аспекте работы с родителями, они не менее важны для детей. Они позволяют ребёнку увидеть родителей как реальных людей, без привычной родительской роли.
Более того в непривычной для многих творческой, жизнеутверждающей позиции. Причём, чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у детей. Это положение необходимо объяснять родителям.
Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.
День
открытых
дверей
— мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.


Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.
Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.
Как с помощью активных форм работы с родителями вовлечь их в
совместное решение проблем ребенка?
Вовлечение родителей в совместное решение проблем ребенка это одна из наиболее сложных задач при работе с родителями. Для того, чтобы решить данную задачу педагогу-психологу нужно не только заинтересовать родителей, но и уметь правильно преподнести им информацию.
Просветительская работа, проводимая с родителями в школе (лекции, семинары, рекомендации) позволяет сделать два неоднозначных вывода:
1. Родители владеют большим количеством психологических и педагогических знаний, и поэтому они могут не воспринимать вашей информации, потому что им «все известно и так», «ничего нового не скажут», «легко вам говорить, а вот попробуйте сами…»
2. Знание не облегчает проблемы, а иногда даже их создает. Порой так и говорят: «Прочитала много книг и совсем запуталась», «Мне кажется. Я неправильно воспитываю ребенка, вроде все делаю так, как в книгах написано...»
Следовательно, работу нужно организовывать таким образом, чтобы родители получали информацию не от вас, а друг от друга, имели возможность поговорить, высказать свое мнение, услышать мнение других родителей. Это, с одной стороны, позволит им разобраться в собственных взглядах на воспитание, а с другой стороны – чужой родительский опыт
воспринимается легче, чем беседы даже с опытным психологом или педагогом.
Использование активных форм работы с родителями повышает интерес к мероприятиям в школе, улучшает отношение к учреждению в целом и к педагогу, в частности.
Проговаривая свои проблемы по предложенной теме, родители смогут выделить наиболее злободневные и сами же их решить, разрабатывая свои рекомендации. В результате они не только обмениваются опытом, но и начинают больше доверять себе, своей компетентности, уходят с новыми идеями и повысившейся самооценкой.
Безусловно, все проблемные вопросы можно обсудить и в режиме дискуссии. Но, как известно, простое обсуждение всегда менее эффективно, чем включение прорабатываемого материала в деятельность. В этом смысле незаменимой формой работы является деловая игра.
Ее суть заключается в том, что активизируется мышление участников, повышаются их самостоятельность и креативность – те качества, которые обеспечивают необходимую ответственную позицию по отношению к ребенку.
Ключевой фактор эффективности работы с родителями заключается в повышении квалификации самих педагогов ДОО в области взаимодействия с семьей дошкольника. В Приложении 1 представлен план-конспект семинара с педагогами по вопросам повышения конфликтологической компетентности в работе с родителями.


Приложение 1.
План-конспект семинара с педагогами по повышению
конфликтологической компетентности в работе с родителями
Цель: расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
- ознакомить педагогов с научными знаниями о конфликтах;
- помочь педагогам в овладении навыков конструктивных способов поведения в конфликтах;
- помочь педагогам в овладении навыков конструктивных способов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций.
Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, карандаши; психолог заранее раздает участникам семинара распечатанные таблицы «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» и чистые листы.
Ход семинара-практикума
Итак: для успешного взаимодействия с родителями необходимо знать :
1.Что хочет получить каждый родитель и уметь удовлетворять эти потребности .(если родители участвуют для того, чтобы показать свои таланты, надо чаще привлекать их участию в творческих конкурсах, если хотят поделиться свои опытом в воспитании детей, то использовать их знания при организации и проведении родительских собраний и т.д).Но ,в любом случае, необходимо знать, что мотивирует каждого родителя или семью на активное участие в жизни группы и изучать это через постоянное непринуждённое общение. Общение играет огромную роль в жизни любого человека.
Тренинговое упражнение « Минута на разговор» .

Итак: что вы испытывали при общении, легко ли вы идёте на контакт с другим человеком. Что было легче, задавать вопросы или рассказывать о себе?
Используйте это упражнение на родительских собраниях с целью создания эмоциональной атмосферы комфортности, с целью получить дополнительную информацию о родителях, и родители смогут лучше узнать друг друга.
1. Упражнение «Выбери фразу»
Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей.
Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:
1) пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять;
2) «нежелательные» фразы и смысловые («желательные» ) пары к
ним.
Задание.
Выделите, на ваш взгляд, «неудачные» фразы красным цветом.
Укажите стрелочкой «нежелательные» фразы в паре с «желательными» так, чтобы стрелка шла от «нежелательной» фразы к «желательной» .
Извините, если я помешала.
Я бы хотела.
Вероятно, вы об этом еще не слышали.
Вам будет интересно узнать.
Я бы хотела еще раз услышать.
Мне представляется интересным то, что.
Я пришла к такому выводу, что.
Вы хотите.


Думается, ваша проблема заключается в том, что.
Давайте с вами быстро обсудим.
Как вы знаете.
Хотя вам это и неизвестно.
Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.
Вы, конечно, об этом еще не знаете.
А у меня на этот счет другое мнение.
Конечно, вам уже известно.
Вы, наверное, об этом слышали.
После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:
1   2   3   4   5

Неудачные «фразы: «Извините, если я помешала… », «Я бы хотела еще раз услышать… », «Давайте с вами быстренько обсудим… »,
«Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… », «А у меня на этот счет другое мнение…» .
«Нежелательные» фразы в паре с «желательными» :
«Я бы хотела… » – «Вы хотите… » с;
«Вероятно, вы об этом еще не слышали… » с– «Вы, наверное, уже об этом слышали… »;
«Мне представляется интересным то, что… » с– «Вам будет интересно узнать… »;
«Я пришла к такому выводу, что… » с – «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»;
«Хотя вам это и неизвестно… » – «Конечно, вам уже известно… »;
«Вы, конечно, об этом еще не знаете. » с – «Как вы знаете …».
Воспитателям предлагаются памятки «Правила общения»

2. Анализ причин, вызывающих конфликты с родителями. Разбор конкретных конфиликтных ситуаций.
Мини-лекция «Что такое конфликт?»
Как думаете, вообще, почему возникают конфликты? (диалог с
педагогами)
Конфликт – это острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, часто выходящий за рамки социальных норм и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Существует обыденное представление, что конфликт - это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Однако в настоящее время ученые все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Главное: уметь грамотно управлять конфликтом. Этим мы сегодня и займемся.
А для начала предлагаю выполнить упражнение.
3. Упражнение «Необходимы ли конфликты с родителями?»
Предлагаю, группе разделится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.
Положительные
стороны конфликтов
Отрицательные
стороны конфликтов
• Получение социального
• Настроение враждебности