Файл: Задание 2 задание. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в предложении текста Выпишите это слово.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КАК ОТЛИЧИТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА ОТ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Вводные слова можно опустить, и смысл предложения не изменится:

Бобрята, верно, решили, что они в полной безопасности.

2. Вводные слова можно заменять другими, близкими по значению:

Бобрята, верно (очевидно, вероятно, наверное), решили, что они в полной безопасности.

ЗАДАНИЕ 18

ЗАДАНИЕ. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Нужно определить грамматические основы, выяснить, где кончается одна часть и начинается другая, для этого нужно прочитать предложение несколько раз, определить смысловые границы частей предложения с придаточным определительным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Сложноподчинённое предложение может состоять из двух или более простых предложений, одно из которых является главным, а остальные – придаточными предложениями. Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине.

Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении, либо всего главного предложения в целом.

Например: Через окно яувидел, (как большая черная птицасела на ветку клена в саду). Каждый раз, (когда приближаласьосень), начинались разговоры о том, (что многое в природе устроено не так), как нам бы хотелось).


Правило

Примеры

1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой. Если придаточное предложение находится в середине главного, оно отделяется запятыми с двух сторон

Бываютвстречи, (которые никогда не забудутся).

Все возы, (потому что на них лежалитюки с шерстью), казались очень высокими и пухлыми.

2. Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов потому что, благодаря тому что, с тех пор как, прежде чем и др., то постановка запятой зависит от интонации:

-интонационно союз относится к придаточному предложению, и запятая ставится перед ним;

-интонационно союз разделяется, и его первая часть входит в состав главного.

Если придаточное предложение предшествует главному, то запятая ставится после придаточного, а внутри союза не ставится.



Онне был на занятиях, (потому чтозаболел).

Он не был на занятиях потому, (что

случилось что-то непредвиденное).

(По мере того как ярассказывал), онприходил в себя.



3.Придаточное предложение не отделяется запятой, если ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ чем-то осложнен:

Важно (не чтоонговорил), а (как он это сделал).



1. НЕ + союз

Мы делали НЕ что хотели, а что требовалось.

2. Сочинительный союз + союз

Он сделал И что сказал, И что обещал.

3. [ ], (деепричастие + который, какой …).

Рядом сидела девушка,( увидев_ которую, они притихли).

4. [ ], (особенно, а именно, в частности, а только, но только + союз).

Хорошо в лесу, особенно когда …

5. [ ], ( усилительная частица + союз). как раз, только, лишь, исключительно, чуть только

Мы увидели его, лишь когда…


6. Союз в составе фразеологизма

как ни в чём не бывало, сделать как следует, как надо, явиться как ни в чём не бывало, приходить когда вздумается, говорить что на ум придёт, самый что ни на есть, не иначе как, только что не, всё равно что, не то чтобы…

7. Придаточное из одного союзного слова

Он вернётся, но не знаю когда.

8. Инверсия в предложении

Он уже месяц как вернулся.

Ср.: Уже месяц, как он вернулся.

4. Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, в частности, то есть, а именно, а также, а только, а просто и др., то запятая после них не ставится.

Студентмного времени уделял изучению физики, (в частности когда приближаласьсессия).



5. Не отделяются запятой однородные придаточные предложения, связанные неповторяющимися или разделительными союзами или, либо и др. и при отсутствии повторяющегося союза

Если же однородные придаточные предложения соединены повторяющимися соединительными союзами, то запятая между ними ставится.

Если однородные придаточные сильно распространены, особенно когда внутри них уже имеются запятые, вместо запятой ставится точка с запятой

Мересьев вдруг почувствовал, (чтомашина ему послушна) и (ончувствует её во всём).

Воропаевне понимал, (куда его ведут) и (что с ним будут делать).

Онвесели (когда работаспорится в его руках), и (когда отдыхает с товарищами), и (когда работает на воскреснике).

Не потерплю, (чтобразвратитель огнём и вздохов и похвал младое сердце искушал); (чтобчервь презренный, ядовитый точил лилеи стебелёк); (чтоб двухутренний цветокувял уже полураскрытый).

6.При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза то, так, но; в противном случае запятая не ставится.

Мечик почувствовал, (что, (если вновь придётся отстреливаться), он уже ничем не будет отличаться от Пики).

Сергей подумал, (что еслион не позвонит), то сам искать его не будет).




7. Не являются придаточными предложениями и не отделяются запятой неразложимые выражения во что бы то ни стало; как ни в чём не бывало; кто во что горазд; что есть мочи и т.п.







ЗАДАНИЕ 19

ЗАДАНИЕ. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Нужно прочитать предложение, подчеркнуть грамматические основы, найти союзы, при помощи которых соединяются части предложения. Следует определить, где кончается одна часть предложения и начинается другая и поставить запятые на границах частей сложного предложения.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Сложноподчинённое предложение может состоять из двух или более простых предложений, одно из которых является главным, а остальные – придаточными предложениями. Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине.

Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении, либо всего главного предложения в целом.

Например: Через окно яувидел, (как большая черная птицасела на ветку клена в саду). Каждый раз, (когда приближаласьосень), начинались разговоры о том, (что многое в природе устроено не так), как нам бы хотелось).


правило

примеры

1. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза то, так, но; в противном случае запятая не ставится.

Мечик почувствовал, (что, (если вновь придётся отстреливаться), он уже ничем не будет отличаться от Пики).

Сергей подумал, (что еслион не позвонит), то сам искать его не будет).





Алгоритм выполнения:

  1. Определить границы частей сложного предложения.

2. Посмотреть, нет ли условий, при которых знаки между частями ставиться не будут. Если таковых нет, отделяем части сложного предложения друг от друга запятыми.


[Надвигалась гроза], и, (когда тучи закрыли всё небо), [в лесу стало совсем темно]

[Мы плывём уже в открытом море], но, (если приглядеться), [на горизонте ещё видна земля].

[Мы плывём уже в открытом море], но [на горизонте ещё видна земля], (если приглядеться).
Условия отсутствия знаков препинания между частями сложного предложения


  1. При наличии двойных союзов ЧЕМ… ТЕМ, ЕСЛИ… ТО, ХОТЯ…НО на стыке союзов запятая не ставится


[ ], ( что___( если…), + ТО, НО, ТАК..).
[Хорошо известно], ( что (если спортсмен регулярно не тренируется), то хороших результатов он не достигнет).

Ср.: [Мне кажется], (что, (еслибы я следил за ним в продолжение нескольких лет), он также был бы неуловим).- нет второй части союза=есть запятая на стыке союзов что, (если
2. На стыке союза А с подчинительным союзом нужно попробовать изъять придаточное предложение. Будет ясно, к чему относится союз А: к придаточному или ко всему предложению

Мы работали всё утро, а когда пошёл дождь, укрылись в лесу.=невозможно изъять придаточное= союз А не отделяется от него запятой.

Ср. Мы работали не меньше других, а, когда решался вопрос с отпуском, наши пожелания не учитывались. = придаточное изымается=союз А отделяется от него запятой.

3. Запятая на стыке с союзами но, а, и не ставится, если с них начинается предложение

И если обещал, держи своё слово.

А когда поезд тронулся, все вдруг замолчали.
4. Придаточное изъяснительное (отвечает на вопросы косвенных падежей) не отделяется от сочинительного союза:

[Он давно уехал], и (где он сейчас), [никто из нас не знал].

ЗАДАНИЕ 20

Лексические нормы

Лишнее слово (плеоназм, то есть речевая избыточность) – это ошибочные с точки зрения норм лексической сочетаемости соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так оба они или совсем не отличаются по смыслу (так называемые абсолютные синонимы), или отличаются незначительно, или, наконец, эти слова принадлежат к разным частям речи и смежны по семантике (ср.: Базаров
несколько резковат. Слово несколько определяет степень признака, которая выражена в самом прилагательном суффиксом –оват-)

Плеоназмы различны по структуре:

1) Сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых как обозначение разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства.

2) Сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключённое в существительном: Наступил тёмный мрак.

3) Сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помним и не забываем героев войны.

4) Сочетание двух однозначных (синонимичных) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке.

5) Сочетание глагола и наречия: Враги приближались всё ближе.

Тавтология (разновидность плеоназма) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, спросить вопрос, необычный феномен и др.)

Классификация речевых ошибок



Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5)

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление рядом или в близком контексте однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

12

Неудачное употребление местоимения

Данный текст написал В.Белов. В нём поднимается важная проблема.