Файл: Задание 2 задание. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в предложении текста Выпишите это слово.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Алгоритм выполнения задания.

1. Прочитайте текст или предложенный фрагмент из него.

2. Для определения его типа речи воспользуйтесь приемом воображаемого «фотографирования»:

  • если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром – это описание;

  • если можно «сфотографировать» текст последовательным рядом кадров – это повествование;

  • если текст нельзя «сфотографировать» - это рассуждение.

3. Помните о том, что

  • описание показывает; это то, что мы видим (портрет человека, пейзаж, интерьер);

  • повествование рассказывает; это цепь событий или действий и поступков персонажей;

  • рассуждение доказывает и строится по схеме: тезис – доказательство – итоговый вывод.

4. Определите, к какому типу речи относится предложенный фрагмент.

Выполним эту часть задания:

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

Перед нами раздумье автора о своеобразии живописи Берга. Вы не сможете изобразить то, о чем говорится во фрагменте, в виде картинки. Это рассуждение.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой.

Извлеченные таким образом из контекста, предложения оказываются не связанными по смыслу. Читая предложение 14, вы зрительно представляете глубокое озеро с чёрной водой, предложение 13 тоже позволяет воображению рисовать картину жаркого, безветренного августа. Не представляя собой единого описания, фрагмент содержит его элементы.

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».

Перед нами цепочка действий, которые разворачиваются во времени. Фрагмент можно представить в качестве кинофильма: Берг вернулся в город – обнаружил извещение – сел к столу – написал. Это повествование.

Вторая группа формулировок задания проверяет ваше умение видеть смысловые связи между частями высказывания. Вспомните: выполняя задание 1, вы уже устанавливали эти смысловую, логическую связь.


Напомним, какие вопросы могут прояснять эту связь:

- условие (при каком условии?)

- цель (для чего? с какой целью?)

- причина (почему? по какой причине?)

- следствие, вывод (итак, следовательно)

- пояснительные отношения (то есть, а именно)

- объяснение (чем это объясняется?)

- противопоставление (наоборот, но, а)

- аргументация (во-первых, во-вторых)

- уступительные отношения (хотя, несмотря на то что)

Выполним эту часть задания:

(22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг.

Задаем вопрос: Почему? По какой причине?

Потому что (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями.

Как видите, предложения потеряли логическую связь, в предложении 23 не содержится указание на причину.

(27)Берг рассердился.

Задаем вопрос: Чем это можно объяснить?

(28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени?

Ответ верный: предложение 28 объясняет, почему рассердился Берг.
Примеры.

Повествование

1. Трое суток добирался Илья Жебровский до участка. Последних сорок километров до зимовья несколько лет уже никто не чистил, и местами дорога была сильно завалена упавшими деревьями. Пилили в две пилы, растаскивали, раскладывали брёвна. Какие-то очень уж здоровые «Уралом» дёргали, проезжали недолго и снова пилили. (В. Ремизов «Воля вольная»)

2. Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. ОН взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа. (В. Ремизов «Воля вольная»).

3. Дядь Саша выругался и полез из кабины. Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был запасной мост... Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка.

К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было. Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез, работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Описание

1. Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная»)

2. Годков капитану было тридцать девять, обитал он в общаге на втором этаже в самой большой угловой комнате, где раньше был общий холл с телевизором. Койка, три стула, стол и в Васькин рост розовый японский холодильник. Иногда появлялась богатая музыка со множеством колонок, плазменная панель в полстены или ещё что-то такое же экзотическое, дико дорогое и специально заказанное в Японии. (В. Ремизов. «Воля вольная»)

Рассуждение

1. По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самому здорово досталось.

Александру Михайловичу и так всё ясно было  его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч... (В. Ремизов «Воля вольная»)

2. Жебровский не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было никакого. (В. Ремизов «Воля вольная»).

Повествование с элементами описания

1. Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день Сашка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»).

2. Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).


Описание с элементами рассуждения

1. Генка встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»).

ЗАДАНИЕ 23

ЗАДАНИЕ. Из предложений (указан диапазон) выпишите (фразеологизм, синонимы, антонимы, слово в переносном значении и т.п.)

Следует повторить основные понятия лексикологии, которые помогут справиться с заданием: антонимы, контекстные антонимы, прямое и переносное значение слова, фразеологический оборот (фразеологизм), синонимы, контекстные синонимы, лексическое значение слова, однозначное слово, многозначное слово, термин, устаревшее слово, архаизм, неологизм, заимствованное слово, диалектизм.

Лексика

Устаревшие слова - слова, вышедшие из активного употребления

архаизмы заменились более современными синонимами: длань=ладонь, очи=глаза

историзмы вышли из употребления, как обозначаемые ими предметы и явления: камзол, боярин, рекрут




Новые слова (неологизмы)

Общеязыковые появились для обозначения новых понятий: лунит, СМИ, диск (компьютерный)

Индивидуальные (авторские), окказионализмы:

смехачи, смеянчики (В.Хлебников)



Лексика с точки зрения стилистической окраски

нейтральная

институт, дом, книга, бежать, общество

книжная (высокая лексика)

дерзновенный, сподвижник, созидательность, регресс

разговорная

домик, жадина, вкуснятина, натрудиться




Лексика с точки зрения употребления

Общеупотребительнаяслова, использование которых свободно, ничем не ограничено: наблюдать, история, знать веселый, всерьез, лес, дом

лексика, ограниченная в употреблении

диалектизмы – слова, произносимые людьми, живущими в определённой местности (чаще сельской): курень, кочет, гутарить, инда (=даже); бурак – свёкла.

жаргонизмы - слова, употребляемые людьми, относящимися к разным социальным группам:

предки (=родители), прошвырнуться;усекать – понимать (молодёжный жаргон)


профессионализмы – слова, употребляемые людьми определённых профессий:

кегль, плеоназм, пленэр, коррозия, найтов – крепление на судах


Группы слов по происхождению

заимствованные

исконно русские

Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня).

Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).


Основные разряды лексических единиц

Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению (кавалерия - конница, смелый - храбрый, идти – шагать,огромный - громадный, есть – кушать; бродить – шляться).

Антонимы – это слова одной и той же части речи, противоположные по значению (правда - ложь, добрый - злой, говорить – молчать, хороший - плохой, высоко - низко, правда - ложь).

Внимание:

Контекстуальные (контекстные) синонимы – слова, служащие синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.
День был августовский, знойный, томительно-скучный. (А. Чехов). - все эти слова создают образ дня, его характер, поэтому здесь они являются контекстными синонимами.

Однажды в газете поместили фотографию мальчика, который выиграл велосипед. До сих пор помню этого счастливца.

Контекстуальные (контекстные) антонимы - слова, противопоставленные в определенном контексте

«Волки и овцы».
Омонимы - слова, совпадающие по форме, но имеющие различные значения:

ключ — родник и ключ — отмычка, брак — изъян и брак — женитьба, брань — ругань и брань — война



Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению (луг – лук, брак – брак)

Омофоны - это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению и написанию (гриб – грипп, Роман – роман).

Омографы – это слова, одинаковые по написанию, но различные по значению и звучанию (замОк – зАмок, парИть – пАрить)

Омоформы – это слова, совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных формах (три – глагол, три – числительное, стих – существительное, стих – глагол).

Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения (