Файл: Задание 2 задание. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в предложении текста Выпишите это слово.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 242
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внимание!
Связь предложений в тексте может быть не только контактной, но и дистантной (т. е. связываться могут и удаленные друг от друга предложения). Это отмечается в задании так: Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи союза и наречия.
ЗАДАНИЕ 25
ЗАДАНИЕ. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 25 – 34. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания 35, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Необходимо иметь полное представление об основных языковых средствах художественной выразительности, то есть знать перечень средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами.
• Тропы: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола, литота, ирония, метонимия и др.
• Приёмы: синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, многосоюзие, противопоставление, цитирование, вопросно-ответная форма изложения и др.
• Лексические средства: фразеологический оборот(фразеологизм), синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, термин, устаревшее слово, архаизм, неологизм, заимствованное слово, диалектизм, оксюморон и др.
• Синтаксические средства выразительности: вводные слова, неполные предложения, назывные односоставные предложения, ряд однородных членов и др.
• Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение и др.
Средства выразительности
ЛЕКСИКА | СИНТАКСИС |
1. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. 2. Фразеологизмы. 3. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления (просторечные слова, разговорная лексика), в том числе и диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, термины 4. Тематические группы: - общественно-политическая лексика, - лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, - военная терминология и т.п. «Специальные» средства ТРОПЫ эпитет (образное определение), сравнение (сопоставление одного явления или понятия с другим), метафора (переносное значение на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку), олицетворение (перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия), метонимия (перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности), синекдоха (перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними), перифраз (описательное выражение, которое употребляется вместо какого-то слова или словосочетания), гипербола (преувеличение), литота (преуменьшение), ирония (употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. За внешне положительной оценкой скрывается насмешка), сарказм (едкая ирония) | 1. «специальные» выразительные средства (стилистические ПРИЁМЫ – ФИГУРЫ): риторический вопрос (выражение утверждения в вопросительной форме), риторическое восклицание (выражение утверждения в восклицательной форме), риторическое обращение (служит не столько для называния адресата, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте), анафора (единоначатие) эпифора (повторение слова или группы слов в конце строк, строф или предложений), подхват (повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи: Серпилин молчал. Молчал и думал…), синтаксический параллелизм (сходное построение предложений), многосоюзие (полисиндетон), бессоюзие (асиндетон), эллипсис (намеренный пропуск какого-либо члена предложения или части предложения: В твоих садах – цветы, в моих – печаль), инверсия (обратный порядок слов в предложении), парцелляция (вычленение), градация (расположение слов, предложений в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака), антитеза (противопоставление понятий, положений, образов), оксюморон (соединение несовместимых понятий, как правило, противоречащих друг другу: горькая радость, шумит тишина), именительный темы (Москва! как много в этом звуке…), умолчание (автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль), вопросно-ответное единство (автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает), Примечание: Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) – это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание. Разновидностями повтора являются анафора, эпифора, подхват. «неспециальные» средства: 1. синтаксическая структура предложений (однородные члены предложения, односоставные предложения, неполные предложения, распространенные или нераспространенные предложения, вводные слова и словосочетания, обособленные члены предложения), 2. восклицательные предложения, 3. вопросительные предложения, 4. сравнительные придаточные, 5. цитирование, 6. разные ФОРМЫ РЕЧИ: диалог, монолог, “скрытый” диалог, прямая речь |
Алгоритм выполнения задания 25 ЕГЭ по русскому языку:
-
Внимательно прочитайте список языковых средств, представленной в левой колонке. -
Вспомните, что означает каждый их терминов. -
Прочтите текст рецензии и подумайте, какие средства выразительности пропущены.
Тропы
Эпитет | Художественное, образное определение, обычно выражается прилагательными, реже существительными или наречиями. | На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн. |
Метафора (развернутая метафора) | Перенос названия с одного предмета на другой на основании их условного сходства. Структура метафоры и сравнения одинакова, так как метафора — это скрытое сравнение. Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывающими эмоциональные ассоциации. Развернутая метафора – это метафора, выраженная не в одном слове, а в целом предложении. | Горит восток зарею новой (П) И золотеющая осень… Листвою плачет на песок (Ес.); Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, а вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной (разв.мета фора). |
Сравнение | Оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух предметов или явлений с целью создания художественного описания первого. Сравнение выявляет не любой (случайный), а важный признак сравниваемых объектов. Чаще всего присоединяется с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО и др. | И березы стоят, Как большие свечки. Морозной пылью серебрится его бобровый воротник (П); |
Литота | В греч. litotes - простота - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту называют обратной гиперболой. | Ваш ШПИЦ, прелестный шпиц, не более наперстка (Гр.). |
Гипербола | В греч. hyperbole - преувеличение - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т. п. | Мою любовь, широкую как море, Вместить не могут жизни берега (А.К. Т.). Тургенев называл вдохновение «приближением бога», озарением человека мыслью и чувством. (К. Паустовский) |
Синекдоха | В греч. syпekdoche - соотнесениe - очень близка к метонимии и представляет своеобразную ее разновидность, которая состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот. | Швед, русский колет, рубит, режет (П.) На восток, сквозь дым и копоть, Из одной тюрьмы глухой По домам идет Европа. Пух перин над ней пурroй. (Тв.) |
Олицетворение | Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей. | Звезда с звездою говорит (Л.); Спит земля в сиянье голубом (Л.); |
Ирония | Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, в смысле обратном буквальному, с целью насмешки (создание комического эффекта) | Ай, Моська, знать сильна, Что лает на слона (К.) |
Метонимия | В греч. metonoтadzo – переименовать- перенос с одного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию можно отнести к разновидности метафоры, однако метафору легко переделать в сравнение, а метонимию нет. | Ликует буйный Рим (Л.); Шипенье пенистых бокалов (П.). |
Перифраз | В греч, periphrasis – пересказ- описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания. В перифразе описываются существенные признаки предмета или содержится в нем указание на характерные черты предмета. | Страна голубых озер - Каре· лия; город на Неве - Санкт-Петербург. Лев – царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (Осень) |
Аллегория | В греч. allegoria – иносказание - выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. | Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость - в образе Зайца, хитрость – в образе Лисы и т.д. |
Лексические средства
Антонимы | Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные значения | Они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы. |
Контекстные антонимы | Это слова, которые считаются антонимами только в данном контексте. | Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал. |
Синонимы | Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. | Конница – кавалерия, смелый – храбрый. |
Контекстные синонимы | Это слова, которые считаются синонимами только в данном контексте. | Морские суда, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по океанам, пока их не поглотит пучина. Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд. |
фразеологизмы | Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. | На краю света («далеко»), зуб на зуб не попадает («замерз»). |
Разговорная лексика | Это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринужденности и поэтому не всегда уместны в письменной речи. | Работяга, белобрысый, разиня, читалка. |
Просторечные слова | Слова, выражения, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. | Башка (голова), муторный (неприятный). |
Профессионализмы (специальная лексика) | Слова, составляющие принадлежность речи к той или иной проф. группе. | Скальпель, капельница, шприц – в речи врачей; камбуз, кок, склянка – в речи моряков. |
Термины (специальная лексика) | Слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве. | Фонетика, наклонение, рифма, косинус, цитоплазма. |
Книжная лексика | Слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике. | Гипотеза – предположение, генезис – происхождение. |
Заимствованные слова | Это слова, которые взяты из другого языка. | Жалюзи, олимпиада, энциклопедия. |
Диалектизмы | Слова, распространенные на определенной территории | Курень-сигарета, гутарить – говорить, кочет-петух. |
Архаизмы | Устаревшие слова, замененные в современном языке | Лоно-грудь, выя-шея, ланиты-щеки. |
Историзмы | Слова, служившие названием исчезнувших предметов, понятий, явлений | Кушак, боярин, кафтан, треуголка. |
Старославянизмы | Это слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг | Собеседование, грядущее, изложить. |
Неологизмы | Это новые слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий, предметов, явлений. | Портал, сайт, маркетинг. |
Эмоционально-оценочные слова | Слова, отражающие отношение говорящего к кому-либо или чему-либо и выражающие оценку. | Мамочка, голубчик, торгаш, оболтус, разгильдяй. |
Паронимы | Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении. | Величественный-великий, адресант-адресат. |
Научная лексика | Слова для передачи научной информации. | Реферат, энциклопедия. |
Общеупотребительная лексика | Слова русского языка, которые известны и понятны всем, употребляются всеми. | Думать, деревья, располагать. |
Жаргонизмы (специальная лексика) | Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой. | Телек, домашка, училка. |
Крылатые слова | Яркие и меткие выражения писателей, ученых, общественных деятелей и т. д. | Служить бы рад, прислуживаться тошно. |
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (-очк, -оньк, -еньк и т. д.), для выражения доброты, заботы, ласки к миру и людям. | Столик, домик, чайничек. |
Индивидуально-авторское слово | Авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста. | Я свирел свою свирель. |
Эмоционально-окрашенные слова | Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Эмоциональная окраска может быть положительной и отрицательной. | Лузгать – грызть семечки; куколка (отриц./положит.) |
Канцеляризмы | Слова, характерные для стиля деловых бумаг. | Имеет место отсутствие запасных частей. |
Фигуры речи
Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении
Фигура | Значение термина | Пример |
Анафора (или единоначатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. | Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… |
Антитеза | Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов | А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы. |
Градация | (постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости | Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. |
Инверсия | Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи | Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. |
Лексический повтор | Намеренное повторение в тексте одного и того же слова | Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня! |
Плеоназм | Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект. | Друг мой, друг мой, я очень и очень болен. |
Оксюморон | Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. | Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие | Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.) |
Синтаксический параллелизм | Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф. | Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... |
Умолчание | Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. | Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. |
Эллипсис | Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу | Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.) |
Эпифора | Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания | Милый друг, и в этом тихом Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А.Блок.) |