Файл: Обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечение доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговый контроль - это одна из составляющих налоговой системы Российской Федерации. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечение доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.
Значимость налогов и сборов как одного из элементов налоговой системы и как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов в первую очередь обусловливает приоритетность налогового контроля как направления деятельности налоговых органов.
Также современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения и постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий.
Наиболее значимой в этом отношении является созданная российским государством система налогового контроля, правовое оформление которой призвано обеспечить соблюдение баланса интересов государства и лиц, исполняющих налоговые обязанности. В большей степени именно в рамках налогового контроля изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что, естественно, вызывает повышенный интерес к изучению функционирования своеобразного механизма налогового контроля.
Налоговый контроль - это одна из составляющих налоговой системы Российской Федерации. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечение доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.

Налоговый контроль - это особая форма деятельности налоговых органов, заключающаяся в проведении мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности.
Данная особая форма деятельности налоговых органов законодательно закреплена в ст. 30 НК РФ, из содержания которой следует, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Таким образом, налоговый контроль - это особая форма деятельности налоговых органов в сфере управления, основанная на властных предписаниях правовых норм, направленная на предупреждение, выявление и пресечение налоговых правонарушений, осуществление принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, привлечение к ответственности.
Выделим признаки налогового контроля:
1. Налоговый контроль - это разновидность государственного контроля.
2. Налоговый контроль - это одна из самостоятельных функций управления.
3. Налоговый контроль - это властные отношения, урегулированные законодательством о налогах и сборах.
4. Налоговый контроль - это особая деятельность уполномоченных государственных органов по предупреждению и выявлению нарушений налогового законодательства.
5. Налоговый контроль направлен на выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности.
Налоговый контроль является составной частью налогового администрирования.
К предметам налогового контроля относятся:
- своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов;
- соблюдение налогоплательщиками порядка учета доходов (расходов) и отчетности и предоставление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
- достоверность и полнота содержащейся в первичных учетных документах, регистрах бухгалтерского учета и отчетности информации об объектах налогообложения.
Налоговый контроль проводится в целях создания совершенной системы налогообложения и достижения высокого уровня налоговой дисциплины, при которой исключается наличие нарушений налогового законодательства.
К задачам налогового контроля относятся:
- обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
- предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;
- наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.
В качестве основных задач налоговых органов при осуществлении контрольной деятельности законодатель закрепил следующие:


- контроль за соблюдением налогового законодательства;
- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, иных обязательных платежей, а также платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации;
- контроль за соблюдением валютного законодательства.

Основной характеристикой стадии налогового контроля является наличие определенной, присущей только этой стадии цели, по достижению которой процесс может переходить на другую стадию. В тоже время стадиям надзора помимо целей и задач, стоящих перед ними, присущи и такие признаки, отличающие их друг от друга:
Форма и характер процессуального действия.

Субъекты, осуществляющие данную стадию контроля.

Правовые последствия присущие данной стадии.

Конечными результатами.

Перечисленные стадии, последовательно и параллельно в конечном итоге ведут к выполнению основной задачи налоговых органов – наполнение бюджета посредством взимания налогов в соответствии с нормами НК.
Кроме того стадии можно подразделить на две взаимосвязанные группы:
Логическая.

Функциональная.

При этом они следуют одна из другой и не исключают друг друга.

Логическая последовательность налогового контроля, выглядит следующим образом:
Исследование и анализ дела, его обстоятельств и достоверности полученных сведений.

Правоприменительный анализ – поиск норм под которые попадает данный вопрос и их анализ в свете рассматриваемого вопроса.

Вынесение решение с юридическим оформление в виде актов и прочих предусмотренных законом формах.

Функциональные стадии, в отличие от логических, обладают присущими только для них временными и территориальными рамками и должна осуществляться правомочными лицами. Именно функциональные стадии и составляют основу процесса, где из одного действия вытекает другое и все они направлены на решение поставленной задачи. Исходя из НК, процесс налогового контроля можно представить из последовательности таких стадий:
Непосредственно налоговый процесс.

Исчисление суммы налога.

Корректировка налоговых обязательств.

Непосредственно налоговый контроль.

Принудительное взыскание налогов.

Привлечение к налоговой ответственности.

Стадия непосредственно налогового контроля является ключевой и так или иначе связанной со всеми другими стадиями и протекает практически параллельно всем основным стадиям. Например:

Исчисление суммы налога непосредственно связанна с налоговым контролем, так как в процессе определения суммы используются данные о налогоплательщике полученные как в ходе процедуры учета, так и на основании данных налогового контроля.

Стадия корректировки также зависит от налогового надзора, так как если, например, имеются основания считать, что налогоплательщик может скрыть денежные средства или имущества от налога, фискальные органы могут исключить возможности изменения срока уплаты налога или сбора. Как правило, такие сведения получают именно в ходе налогового надзора. Стадия налогового контроля имеет большое значение также для стадии корректировки. Корректировка в пользу налогоплательщика также производится в ходе проверок, так возврат или зачет излишне уплаченных сумм производится после проведения контрольных мероприятий.

Принудительное взыскание налога также тесно связано со стадией контроля, так как выявление фактов неполной уплаты уклонения или несвоевременности происходит на стадии контрольных мероприятий.

Привлечение к налоговой ответственности планомерно вытекает из стадии контроля так как факты нарушения НК непосредственно вытекают из мероприятий, проводимых на стадии налогового контроля и являются их следствием. Кроме того, доказательства нарушений в сфере НК собираются при налоговом контроле.

Помимо перечисленных стадий фискального контроля некоторыми специалистами выделяются другие стадии с примерно такой же последовательностью, например, согласно Паролло Е.В. налоговый надзор делится на такие этапы:
Постановка на учет налогоплательщика.

Получение налоговых деклараций и отчетности.

Камеральная проверка.

Исчисление налогов и сборов.

Контроль за своевременностью и полнотой уплаты начисленных средств.

Осуществление документальной проверки.

Осуществление контроля за реализацией результатов проверки и уплаты штрафов и пени.

Обобщив изложенные выше взгляды на методы налогового контроля , а также с учетом состава участников, мероприятий присущих каждому этапу, результатов и перечнем документов, можно выделить такие основные этапы и стадии налогового учета в РФ:
Постановка налогоплательщика на учет.

Непосредственно учет в территориальных налоговых органах.

Планирование и подготовка мероприятий по налоговому контролю.

Проведение плановых и внеплановых мероприятий.


Анализ материалов полученных в ходе налогового контроля и вынесение на их основании решения.

Снятие с налогоплательщика с учета.