Файл: Практическое задание 1 Задание Ответьте на вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 1

Задание 1. Ответьте на вопросы.

В чем специфика отличия научного психологического эксперимента от ненаучных “околопсихологических” методов, таких как: простое бытовое наблюдение, астрологический прогноз, гадание, предвидение и т.п.?

Эксперимент (от лат experimentum - проба, опыт) - один из основных методов психологического исследования, сопровождающийся целенаправленным созданием условий для проявления исследуемых явлений.

От наблюдения отличается тем, что исследователь, изучая явление, может произвольно изменять условия, в которых оно совершается. Таким образом, эксперимент является единственным исследовательским методом, который позволяет выявить причинные связи. Именно в ходе эксперимента можно проследить, какие последствия бывают при изменении тех или иных условий.

Эксперимент всегда предполагает какой-то вопрос, поставленный исследователем, и от результатов эксперимента зависит ответ на этот поставленный вопрос. Конечно, может случиться, что ответ окажется непредвиденным, но это означает, что теория разработана несовершенно и поэтому она не позволила предвидеть то, что случилось на самом деле.

Кроме того, при применении экспериментального метода исследователь может не ждать, когда проявится интересующее его явление, а спровоцировать его. Это позволяет проводить исследования в более короткие сроки, чем при использовании ненаучных “околопсихологических” методов. Однако обратной стороной этого достоинства является существенный недостаток: исследуемое явление уже не протекает в естественных условиях, что может изменить его характер. Это снижает достоверность получаемых данных. Результаты, полученные в ходе эксперимента, обрабатываются и формализуются как правило легче, чем данные наблюдений.

По степени сходства условий эксперимента и условий реальной жизни можно выделить естественный эксперимент, наиболее близкий к обыденной жизни (при этом главные особенности среды не изменяются, но в неё вводится некоторый дополнительный элемент), и искусственный (лабораторный), при котором создаются особые условия и часто используются специальное оборудование и приборы.

Отличительные особенности эксперимента в области психологии позволяют рассматривать его обособленно от экспериментального метода исследования в других науках. Метод эксперимента в психологии — метод, который используется для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. При проведении такого рода опыта необходимо соблюдение строгой логики доказательства и использование достоверных фактов в качестве основы.


Проведение эксперимента заключается в создании некоторой искусственной ситуации. Исходя из этого в последствии можно выделить причины изучаемых явлений, оценить и проконтролировать следствия этих причин, а также понять связь между явлениями, которые исследуются при проведении опыта. Методика включает в себя систему способов и приемов, которые нужны для осуществления эффективного экспериментального исследования. Главной задачей эксперимента в психологии является превращение внутреннего психологического явления или процесса в доступный объективному наблюдению. В таких случаях необходимо достичь адекватного и однозначного проявления явления во внешнем поведении. Это возможно благодаря тщательному контролю условий возникновения и протекания этого явления.

Основное их отличие ненаучных “околопсихологических” методов, таких как: простое бытовое наблюдение, астрологический прогноз, гадание, предвидение и прочее, от научного заключается в методах получения и интерпретации знаний и отношению к собственным теоретическим посылкам. Их особенности: случайный уровень точности, субъективизм, излишняя индивидуализированность, повышенная зависимость от настроения субъекта и его отношения к познаваемому человеку, высокая эмоциональная насыщенность, образность, чрезмерная конкретность и ситуативность, низкий уровень вербальности и осознаваемости, логическая противоречивость, практическая ориентированность, плохая систематизированность, высокая устойчивость.
Задание 2. Ответьте на вопросы.


Какова роль экспериментатора в эксперименте? Каковы виды взаимодействий экспериментатора с испытуемым?

Если бы из экспериментальной ситуации можно было удалить исследователя и заменить автоматом, то эксперимент соответствовал бы идеальному. Но психология человека относится к таким дисциплинам, где это сделать невозможно. Психолог вынужден учитывать то, что любой экспериментатор, в том числе и он сам, – человек и ничто человеческое ему не чуждо, и в первую очередь ошибки, т.е. невольные отклонения от нормы идеального эксперимента. Однако ошибками дело не ограничивается – их можно иногда исправить. Другое дело – устойчивые тенденции поведения экспериментатора, которые воздействуют на ход экспериментальной ситуации и являются следствием бессознательной психической регуляции поведения.


Эксперимент, в том числе психологический, должен воспроизводиться любым другим исследователем. Поэтому схема его проведения (норма эксперимента) должна быть максимально объективна, т.е. воспроизведение результатов не должно зависеть от действий экспериментатора, внешних обстоятельств или случая.

С позиции деятельностного подхода, эксперимент – это деятельность экспериментатора, который воздействует на испытуемого, изменяя условия его деятельности, чтобы выявить особенности психики обследуемого. Процедура эксперимента служит доказательством степени активности экспериментатора. Экспериментатор организует работу испытуемого, дает ему задание, оценивает результаты, варьирует условия эксперимента, регистрирует поведение испы-туемого и результаты его деятельности и т.д.

С социально-психологической точки зрения, экспериментатор и испытуемый выполняют определенные роли:

Экспериментатор: руководителя; учителя; инициатора игры.

Испытуемый: подчиненного; исполнителя; ученика; ведомого участника игры.

С позиции деятельности экспериментатора, схема эксперимента соответствует модели необихевиоризма: стимул – промежуточные переменные – реакция. Экспериментатор дает испытуемому задания, испытуемый (промежуточная переменная) их выполняет. Если исследователь заинтересован в подтверждении (или опровержении) своей гипотезы, то он может неосознанно вносить искажения в ход эксперимента и интерпретацию данных, добиваясь, чтобы испытуемый “работал под гипотезу”. Такие действия экспериментатора являются источником артефактов (ошибок). Американский психолог Розенталь назвал это явление эффектом Пигмалиона в честь персонажа греческого мифа, в котором скульптор Пигмалион изваял статую прекрасной девушки Галатеи. Она была так хороша, что Пигмалион влюбился в Галатею и стал умолять богов оживить статую. Боги выполнили его просьбу.Эффект Пигмалиона – это эффект, проявляющийся в психологическом исследовании, заключающийся в том, что экспериментатор, заинтересованный в подтверждении или опровержении своей гипотезы, неосознанно вносит искажения в ход эксперимента и интерпретацию данных, добиваясь, чтобы испытуемый “работал под гипотезу”.

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.


Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Инструкция должна объяснять цель и значение исследования, чётко излогать содержание, ход и детали опыта. Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной.

Преимущества эксперимента как метода исследования. Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:

Возможность выбрать момент начала события.

Повторяемость изучаемого события.

Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными.

Обеспечивается высокая точность результатов.

Возможны повторные исследования в аналогичных условиях.