Файл: Курс лекций по истории Казахстана История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гибель Кенесары (1841-1847 гг.) Боевые действия 1841-1844 гг. Используя короткую пере­дышку в борьбе с Россией, Кенесары начал войну с Кокандом для освобождения родов Старшего жуза. В сентябре 1841 г. его войска заняли города Созак, Яны-Курган, Жулек и Ак Мечеть. Однако в 1842 г. перемирие было нарушено русским правительством. Отряды Кенесары вошли в 1847 г. в кыргызскиё земли. . Последнее сражение Кенесары произошло в горах Кеклы, недалеко от Бишкека. Кенесары попал в плен и был казнен.
45. Чокан (Мухаммед-Ханафия) Валиханов и его научное наследие.

Чокан Чингисович Валиханов – великий казахский ученый востоковед, историк, этнограф, географ, фольклорист, переводчик, журналист, путешественник родился в 1835 году в крепости Кушмурун недалеко от Кустаная. Детство Чокана прошло в родовом имении бабушки Айганым в Сырымбете. Отец Чокана - Чингиз, ага- султан, дед Уалихан. Прадедом Чокана был хан Абылай. В двенадцатилетнем возрасте Чокан поступил на учебу в Сибирский кадетский корпус в городе Омске, который считался в то время лучшим учебным заведением в Сибири. В кадетском корпусе Чокан с увлечением учился, и за какие-то два-три года догнал и перегнал своих сверстников по знаниям. В формировании мировоззрения Чокана значительную роль сыграли друг и одноклассник его Г.Потанин, преподаватели Н.Ф. Костылецкий, литератор В.Т. Лободовский. В 1852 году Чокан познакомился с востоковедом И.Н. Березиным и по его просьбе написал статью «Ханские ярлыки Тохтамыша». Это была его первая научная работа. Уже про 14-15-летнего Чокана преподаватели говорили, что он станет ученым. В 1853 году Чокан закончил обучение в кадетском корпусе и в звании корнета поступил на службу адъютантом генерал-губернатора Степного края Г.Х. Гасфорта. Молодого и не по годам развитого и образованного казаха заметили русские интеллигенты, волею судьбы живущие в Омске писатели и поэты А.Н. Майков, Ф.М.Достоевский, В.Курочкин, ученый-востоковед К.К.Гутковский и другие. Чокан Валиханов принял участие в судьбе ссыльного писателя-петрашевца, будущего классика русской литературы Ф.М. Достоевского, способствовал досрочному освобождению его из ссылки. На службе у генерал-губернатора, Чокан изучал историю, этнографию, литературу и культуру народов Средней Азии, путешествовал по Центральному Казахстану, Жетысу, Тарбагатаю, собирал материалы и писал статьи по истории степного края, об обычаях и традициях, религии казахов. В 1856-57 годах Ч. Валиханов совершил научно-исследовательскую и этнографическую экспедицию к заилийским кыргызам и в аулы Старшего Жуза, в Кульджу, где познакомился с историей Джунгарии. В этих поездках он написал известные «Очерки Джунгарии», «Записки о киргизах», «О жанрах казахской народной поэзии», «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Предания и легенды большой киргиз-кайсацкой орды» и другие работы, которые стали основой принципиально нового взгляда на казахов, их культуру и литературу. Эти очерки и статьи были высоко оценены русскими учеными. Другим результатом этих поездок было то обстоятельство, что Чокан ознакомился с некоторыми главами великого кыргызского эпоса «Манас», записал их, проанализировал, перевел на русский язык, показал, что «Манас» -
выдающееся произведение восточной устной традиции, кыргызского фольклора. Причем, Чокан назвал «Манас» степной «Илиадой», а продолжение «Манаса» поэму «Семетей» Чокан обозначил, как восточная «Одиссея». Вот так, отдельные главы из «Манаса» были впервые в мире опубликованы на русском языке. Знаменитый путешественник П.П.Семенов-Тянь-Шаньский встречался с Чоканом в Жетысу-Семиречье и советовался с ним по поводу маршрутов по этому краю. По его рекомендации в 1857 году Чокан стал действительным членом Российского географического общества.
В 1858-1859 годах Чокан совершил самое главное в своей короткой жизни путешествие в Кашгар. Под именем купца Алимбая, обрив голову и изменив внешность, Чокан со спутниками проник в Кашгар, в котором жил пять месяцев. Ему удалось разгадать тайну гибели английского путешественника Адольфа Шлагинтвейта, несколькими месяцами ранее него пришедшего в Кашгар из Индии, и погибшего от руки местного феодала Якуб-бека. Чокан вывез из Кашгара много интересных статистических и исторических сведений, которые были опубликованы в «Записках русского Географического общества» в виде двух статей: «Очерки Джунгарии» и «Описание Кашгара или Алтышаар». Алтышаар, правильнее «Алтышахар», то есть «Шесть городов», в те времена так назывался Восточный Туркестан, неизвестное европейской географической науке государство. Вернувшийся из Кашгара в Омск Чокан был встречен как герой, разведавший неизвестные земли, поощрен, направлен в Санкт-Петербург, где у него состоялась встреча с царем, на которой император отметил его особые заслуги перед Отечеством. К сожалению, в Санкт-Петербурге Чокан был лишь несколько месяцев, и по причине болезни, выехал назад в родные места
46. Жизнь и литературное наследие Абая (Ибрагима) Кунанбаева как отражение истории казахского народа начала 20 в.

Во второй половине XIX в. в казахской литературе появился новый тип казахской письменной литературы, ярким представителем которого был великий просветитель, поэт, классик Абай (Ибрагим) Кунанбаев (1845-1904). Абай родился в семье крупного скотовладельца. Получив домашнее образование, в возрасте восьми лет он поступает в Семипалатинское медресе, где изучает мусульманскую философию, литературу, религиозное вероучение. Продолжая обучение в медресе, Абай поступает в русскую школу. В школьные годы начал писать стихи. Ранние его произ­ведения это лирические отрывки, любовные послания. Дружба с Е. Михаэлисом, П. Долгополовым, С.Гроссом помогла ему глубже изучить революционно-демокра­тические идеи. С 1886 г. Абай начал переводить на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. В сближении с русской культурой Абай видел единственно верный путь выхода на мировую культуру. Его волновала идея братства и дружбы народов.Абай был также известным композитором, знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки.

47. Система традиционного (мусульманского) и русского образования в Казахстане 19 в. Педагогическая деятельность Ибрая Алтынсарина.

И. Алтынсарин. Организатором народного образования во второй половине XIX в. был выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин (1841 -1889). Он родился в семье известного бия Балгожи, окончил казахскую семи­летнюю школу в Оренбурге. Глубокое изучение истории и современного состояния русс­кой педагогики позволило ему стать просветителем родного народа. При помощи народа ему удалось открыть казахские школы, несколько школ для девушек с интернатами, сельскохозяйственные, ремесленные школы. Ибрай разра­ботал дидактические принципы обучения и воспитания детей, соз­дал учебные и методические пособия. Написанные им «Киргиз­ская хрестоматия», «Руководство по обучению киргизов русскому языку» имели огромное значение в истории казахской культуры. Школу он считал ключом к подлинному просвещению наро­да. И. Алтынсарин был действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на казахский язык басен Крылова, рассказов Л.Н.Толстого, К. Ушинского он написал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях, трудолюбивых, сметливых крестьянах. Произведения Алтынсарина правдиво отражали казахскую жизнь. Своими стихотворениями и рассказами он пропагандировал науку, осуждал невежество.
48.Вклад русских ученых в изучение истории Казахстана (В.В. Бартольд, В.В. Вельяминов-Зернов, А.И.Левшин и др.)

С принятием казахов российского подданства научное изучение края прочно вошло в круг деятельности государственных структур и различных отрядов исследователей. В Казахстане сложилось сеть научных учреждений. Многие русские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе материалов казахского фольклора, музыки, устной историографии.

Крупным итогом изучения Казахстана русскими учеными явилась книга А.И.Левшина «Описание киргаз-казачьих или киргиз-кайсацких Орд и Степей» в 3 частях.

Крупный ученый Вельяминов –Зернов в книгах « Исследование о касимовских царях и царевичах», «Исторические сведения о киргиз-кайсаках», написал историю Казахского ханства в 15-16 вв. и историю Младшего жуза 18 в.

49.Течения в казахской литературе и искусстве 19в. Поэты эпохи «Зар Заман»

Художественная культура дореволюционного Казахстана вобрала в себя как новации, рожденные эскплуатацией, так и традиционные черты, свойственные патриархально- феодальному строю.

Литературные процессы шли по 2 направлениям: устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов, героических и лирико-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц, загадок и т.д. в многочисленных айтысах (состязаниях) 19-начала 20 в. отличались сотрословием , находчивостью, импровизацией, глубоким знанием обычаев, традиций, языка акыны Жанак, Шоже, Акан сери, Суюнбай, Жамбыл, Сара Тастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал.

Проникновение капитализма в Казахстна, массовые переселения крестьян из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состочние казахского кочевого аула порождали группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление «эпохи скорби».

Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881). В своем произведении «Зар-Заман» он называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе, бейство, возникшее в результате в результате развития в степи товарно-денежных отношений Описывает тяжелую жизнь бедняков, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерие. Его беспокило разрушение традиционных социальных отношений и кочевого скотоводства. Шортанбай-поэт-пессимист. Не находя выхода из положения, он призывает людей искать защиту в религии.

Дулат Бабатайулы (1802-1874). В стихах «Осиет наме» воспевает прошлую жизнь казахского народа. Он осуждает действия казахских ханов 18 в. Выступает за сохранение традиционного образа жизни. Разоблачает представителей местной власти, грабительский характер колониальной администрации.

Мурат Монкеулы (1843-1906). В своих произведениях «Казтуган», «Ушкиян» высказывает недоброжелательное отношение к переселенцам, он идеализировал прошлое время казахов, критиковал пороки капитализма. Он – поэт религиозного направления
, защищает устои ислама в казахской степи. Вместе с тем-активный борец против колониализма.
50.Идеи мусульманского реформаторства «джадидизм».

Значительным событием конца 19 начала 20 вв. было открытие «новометодных» («джадидских») учебных заведений. Идейным вдохновителем джадидизма в просвещении был крымский просветитель Исмаил бей Гаспралы. Сторонники «нового метода» стояли за реформу мусульманской школы, широкое внедрение светских дисциплин (географии, истории, естествознания, русского языка) , новую методику обучения, за необходимость европейского образования для мусульман. Джадидизм – (от арабского усул-и –джадид – новый етод) культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце 19 века – начале 20 в. В Казахстане движение за «новый метод» активизировалось в начале 20 в.