Файл: Обычаи. Семейнобытовые обычаи и традиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Сегодня праздник урожая празднуется не так пышно как раньше. Празднуют его только крестьяне. Происходит это по нескольким причинам.
 - Уборкой урожая занимается не всё население, а лишь малая его часть.  Например, в США в сельском хозяйстве работает  всего 3% населения. Для остальных людей это ни о чём не говорит.  В средние века в сельском хозяйстве работало около 90% населения.
 - Сейчас с окончанием уборки урожая, работы на земле не заканчиваются и практически продолжаются круглый год. Новая система агротехники интенсивно эксплуатирует почву. Раньше люди использовали одно поле один раз в два, или в три года. То есть один год поле работало, а два года отдыхало. Сегодня поля не отдыхают. Их активно удобряют минеральными удобрениями. Часть полей засеивается на зиму, а раньше так  делали достаточно редко. Иными словами, в сельском хозяйстве зимнего простоя сейчас не бывает.
 - Появилось много других пышных праздников, которых раньше не было, в том числе и таких, которые отмечаются в одно время с праздником урожая.

 Очень пышно праздновались в народе проводы зимы. На Руси этот праздник известен под названием МАСЛЕНИЦА.  Пережить зиму было не просто. Центрального отопления у крестьян не было. Необходимо было заготовить дрова. Избы были небольшие, с тем, чтобы  легче было их согреть одной печкой. В этой же печи и готовили пищу. Зимой всё население было привязано к своим домам, как источникам тепла. Поэтому проводы зимы люди праздновали с большой радостью. Приходился этот праздник на период весеннего равноденствия.  Во время  празднования Масленицы на Руси было принято сжигать чучело зимы. В разных местах  Руси  этот обычай праздновался со своими деталями. Где-то сжигали чучело, обмотанное гороховой соломой. Она хорошо горит. Такое чучело называли шутом гороховым.  В Костроме чучело называли  «костромой».

В разных местах этому празднику посвящали разные песнопения, но смысл и время праздника всегда остаётся прежним.  Этот обычай так же пришёл в наше время из языческих времён. Православная церковь масленую неделю празднует накануне начала  строгого пасхального  поста.  Всю масляную неделю люди пекли блины, пироги и шли народные гуляния. В четверг считалось традицией тёщам приготовить блины своим зятьям и угостить их. Масляное воскресенье  называется прощённым. В этот день все люди просят друг у друга прощенье. До революции в прощённое воскресенье устраивались кулачные бои стенка на стенку. Это особый обычай. То есть, выстраивались напротив друг друга взрослые парни и мужики в количестве до нескольких десятков человек. По команде сближались и начинали биться. Правила были строгие. Если боец падал, то выбывал из боя. Бить лежачего бойца  было запрещено. Запрещались и удары ниже пояса. Бой не должен был быть  травматичным и неоправданно жестоким,   но кровь  от травм считалась обычным явлением. Продолжался бой до полной победы. После боя, противники обнимались и просили друг у друга прощенье.


 Наиболее яркими обычаями по праву считаются свадьбы.  В наши дни этот обряд сохранён и люди устраивают пышные свадьбы, чтобы  оставить память об этом событии. Но не только. Свадьба не просто радостный праздник. Это событие, которое не только делает многих людей  ответственными  за жизни и счастье молодой семьи, но и молодую семью делает ответственной перед всеми присутствующими за свою совместную жизнь, которую они обещают создать на свадьбе. То есть, свадьба, это не только праздник, но и взаимные обязательства.  А как иначе?  Жених с невестой и их родители приглашают на свадьбу всех тех, кого они уважают. Это приглашение можно рассматривать как заявление о том, что они не просто приглашают гостей, но обещают  честно и достойно создать семью. В свою очередь, каждый, кто приглашён на свадьбу, должен в дальнейшем оказывать посильную помощь молодой семье в случае, если к нему за помощью обратятся. Так что свадьба, это не просто застолье. Это не просто сбор подарков. Это важное жизненное событие.

 У мусульман до сих пор, но не везде, принято платить выкуп - калым. Считается, что мужчина, заплативший калым достаточно состоятелен для содержания собственной семьи. Величина калыма обговаривается индивидуально, но этот обычай практикуется не во всех исламских странах. На свадьбах принято  дарить  только деньги. Эти деньги отдаются родителям молодых. Но родители должны предоставить детям, и жильё, и мебель, и всё необходимое для жизни вплоть до одежды и посуды. Соответственно они несут все затраты по организации свадьбы. Деньги, полученные на свадьбе от гостей, как правило, не могут возместить родительские расходы.

 У христиан  можно дарить всё. И деньги, и подарки. Всё отдаётся молодым. Выкуп за невесту не платится, зато невеста должна принести с собой приданое. Величина приданного зависит от достатка семьи невесты. Родители платят за свадьбу. Но в этом смысле различия у мусульман и христиан  не существенны.

 Перед свадьбой у христиан принято договариваться о свадьбе. Это называется сговор и оканчивается он помолвкой, или обручением.  Старшие представители жениха приходят договариваться с родителями невесты.  Представителями могут быть и не родственники. Обычно это сваты, но присутствие родителей жениха обязательно.

 Сваты соблюдают обрядность события.  Родители жениха и невесты узнают о намерениях молодых и если они положительны, то происходит договор о сроках свадьбы. Жениха и невесту обручают обручальными колечками. С этих пор им можно общаться на людях, но до свадьбы жить вместе нельзя. Для чего это делается?



 В случае, если кто-то из молодых передумает жениться, то все приготовления будут остановлены и свадьба не состоится.  В этом случае молодые не связаны никакими обстоятельствами и могут найти себе других избранников. То есть, молодым даётся время, для того, чтобы приглядеться друг к другу получше.  Кольца возвращаются жениху, поскольку  их  покупают родители жениха для обручения. 


 Договор может и не состояться. Если  жених не нравится невесте, она может сразу отказаться от него. Это событие становится позорным для жениха, поэтому он должен быть уверен в том, что девушка даст согласие на брак.

На Украине, в Белоруссии, в Молдавии, в России и у многих других народов, принято было выносить незадачливому жениху тыкву (гарбуза). Это был позорный знак отказа. Почему позорный? Потому что, если жених видит, что не нравится девушке, но продолжает проявлять настойчивость, то получив тыкву,  он уже не имеет права прислать к этой девушке сватов во второй раз.  То есть, девушка имеет возможность избавиться от назойливого жениха раз и навсегда.

У мусульман тоже существует  подобный обычай. Если невеста на свадьбе ударит при всех жениха плетью, то свадьба не состоится. Однако и жених и сама невеста считаются опозоренными в глазах гостей и всего общества.

 Сегодня многие молодые люди стремятся заработать большие деньги и только потом жениться, чтобы самим оплатить свои расходы. Не хотят зависеть от родителей.  В этом случае возникают две проблемы, из которых трудно выбрать худшую.  Во-первых; такое положение может быть оскорбительным для родителей. Родители, как правило, готовы влезть в любые долги, чтобы исполнить свой долг перед детьми.  Во-вторых; процесс зарабатывания денег может продлиться неизвестное количество лет. Это может лишить человека  возможности  создать собственную семью.

 Отдать девушку замуж без сватовства всегда считалось позором. По логике  свадеб получалось, что никто не заинтересован в защите интересов молодых. Никто даже не знает о том, что появилась новая семья. Нет свидетелей тех обязательств, которые берёт на себя жених и его родители. Поэтому девушку не принято отдавать за муж тайно. И не важно, платится ли за неё калым, или она венчается в православном храме, смысл всегда один.  Семейные обязательства должны быть публичными и откровенными.


 В трудные времена, когда гости не в состоянии были сделать подарки, а родители собрать богатое застолье, свадьбу всё равно  старались сыграть. Зачастую это делалось общими усилиями, но свадьба всё равно становилась запоминающимся, радостным  событием. Даже и подарки делались самые скромные, но свадьбы делались.

 Любые спекуляции в этом плане ничего хорошего не обещают. Раньше, зачастую, родители сами решали за кого выдавать своих дочерей и на ком женить своих сыновей. Многие действовали по принципу материальной заинтересованности. То есть, старались породниться с богатым женихом, или богатой невестой. Зачастую молодые невесты выходили замуж за престарелых женихов и наоборот. 

Такая ситуация породила  ещё один обычай. Это похищение невесты.  Поступок радикальный, но решающий сразу все проблемы, в том числе и с затратами на свадьбу.  Логика похищения проста.  Похищение незамужней девушки женихом ставит её в разряд  то ли опозоренных, то ли замужних  женщин. Зато похититель может тут же отказаться от неё и оставить опозоренной. Родители невесты, которые не смогли помешать похищению, выглядят нелицеприятно среди людей и готовы отдать дочь за похитителя, лишь бы соблюсти все необходимые обряды и заручиться поддержкой родственников и свидетелей. Даже, если перед этим они  данному жениху публично отказали. При этом они стараются сделать всё, чтобы похищение осталось в тайне. Если же родители принципиально не признают жениха-похитителя, то невеста без свадьбы  становится его женой. Это и понятно. Ни один жених, после похищения, её уже не посватает.

  Впрочем, нередкими были и случаи предварительного сговора о похищении, жениха с невестой, жениха с родителями, жениха с родителями и с невестой для того, чтобы избежать расходов связанных с проведением большой свадьбы. Здесь логика очень проста. Если девушку похитили, но замуж не взяли, то это считается позором. Если же её похитили, но после многочисленных разбирательств и выяснений отношений, (порой  переходящих в драки,)  семья всё же создалась, то имидж невесты даже приобретает некий романтический оттенок.  Поэтому похищения иногда даже инсценируются на богатых свадьбах.

Дефлорация. У каждого народа принято было после первой брачной ночи предъявлять доказательство того, что невеста была девственицей. Как правило, напоказ выставлялась простыня новобрачных со следами крови невесты на ней. Этот обычай существовал, буквально, у всех народов. Сегодня, кому-то дефлорация кажется пережитком прошлого, но она имеет свой смысл. Девушку, которая до свадьбы была лишена девственности не женихом,  считалась испорченной. Но речь здесь идёт не о распущенности девушки. Имеется в виду эффект телегонии. Согласно ему, даже если девушка при первом и последующих половых актах, не забеременела, в её организме всё равно остаётся наследственная информация первого полового партнёра. Эта информация может быть как здоровой, так и не здоровой. Родившиеся впоследствии дети могут иметь в себе генетические признаки первого полового партнёра испорченной девушки. Например генетические заболевания, которых в роду у матери и в роду у отца родившихся детей никогда не было. Так что сохранять девственность для создания брака, было и остается важным народным обычаем.


Телегония - наиболее наглядно проявляется у животных. Замечен эффект Телегония очень давно. Известно, что породистая кобыла, которую первым покрыл непородистый жеребец, считается бракованный и рождённые ею жеребята уже от породистых жеребцов, считаются не породистыми. Известен случай, когда породистых кобылиц пытались скрещивать с жеребцами зебры. Потомства не получилось. Но когда этих же кобылиц покрыли породистых жеребцы, появились на свет жеребята, сквозь основной окрас которых проглядывали полоски, как у зебр.

  ПОГРЕБЕНИЕ.
 Что может быть не менее значимым, чем свадьба? Конечно похороны умершего человека. В Библии упоминается о том, что человек предавший земле покойника  достойно выглядит перед Богом, но после похорон он должен очиститься. И сегодня существует обычай мыть руки после участия в похоронах.

 Как показывает жизнь, женятся далеко не все люди, а умирают все. Смерть делает обряд погребения  обязательным. Наши предки хоронили умерших в земле, чтобы их не оскверняли звери и птицы. Ведь речь щла об умерших родственниках. Но отношение и к незнакомым умершим было таким же.  Впоследствии были придуманы обряды захоронения в гробах. Гроб символизирует лодку, в которой умерший отправляется в другой мир. Среди верующих людей принято придавать похоронам особый смысл. Ведь это последний путь человека в другой мир. У  православных христиан принято хоронить людей в земле. В Индии, Японии и других странах, мёртвых людей кремируют. Сжигают.  Материалисты следуют  и общим религиозным традициям и кремируют покойников. 

 У христиан принято покойников держать дома от одного, до двух дней. Это делается для того, чтобы с покойным могли попрощаться те, кто находится далеко и не может быстро приехать на похороны. В день похорон умершего  принято отпевать в церкви, или дома.  Из дома гроб принято нести на руках по улице, где жил покойник. На кладбище происходит обряд прощания, когда родственники целуют покойного в лоб. Желающие могут высказаться о покойном вслух, но об умерших принято говорить или хорошо, или ничего. После опускания гроба в могилу, каждый присутствующий бросает в могилу три щепотки земли в знак прощания.  После похорон люди отправляются на поминки. За поминальным столом не принято стукаться бокалами. Застолье бывает недолгим. Поминается похороненный человек, а так же вспоминаются умершие родственники. На похоронах умерших детей спиртное не употребляется.