Файл: Экономики и управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которые подлежат заполнению по единым методикам. В последнем случае можно говорить о статистической отчетности как о результате наблюдения.

Респондентами при проведении федерального статистического наблюдения могут быть созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, российские подразделения иностранных организаций, российские и иностранные граждане, находящиеся на территории нашей страны, а также индивидуальные предприниматели. 

Объектом статистического наблюдения выступает некоторое конечное множество единиц наблюдения — элементарных (неделимых) носителей признаков, подлежащих регистрации. Так, при исследовании наличия и движения основных фондов (средств) объектами наблюдения являются юридические лица — владельцы основных средств, а единицами наблюдения — непосредственно инвентарные объекты.

Руководство статистическим учетом в России возложено на Федеральную службу государственной статистики — Росстат (до 2004 г. — Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России)). Росстат подчиняется непосредственно Правительству РФ и является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению следующих важнейших полномочий:

• предоставление официальной статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному собранию РФ,

иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;

• самостоятельное принятие нормативных правовых актов по вопросам государственной статистики;

• разработка официальной статистической методологии для проведения федеральных статистических наблюдений;

• утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.

Форма федерального статистического наблюдения представляет собой формуляр-образец статистического документа, который предназначен для получения первичных статистических данных и содержит перечень вопросов (показателей), место ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за представление этих данных. В заполненных формах могут содержаться сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, персональные данные физических лиц и другая информация, доступ к которой ограничен федеральными законами.


В то же время официальная статистическая информация является общедоступной. Ее распространение осуществляется путем опубликования в официальных изданиях (статистических сборниках и бюллетенях, журналах Росстата и Банка России), других средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа на официальных сайтах в сети Интернет.

Для подготовки официальной статистической информации используются как результаты федерального статистического наблюдения, так и прочие источники.



Рис. 1 Источники статистической информации [3]

Субъекты официального статистического учета не относятся к пользователям его данных, а выполняют процедуры контроля, корректировки и обработки информации, содержащейся в формах федерального статистического наблюдения. Отсюда следует важнейшее отличие статистической отчетности от бухгалтерской, состоящее в том, что бухгалтерская отчетность адресована непосредственно заинтересованным пользователям, а статистическая, напротив, имеет закрытый характер. Она служит исходным материалом для дальнейших преобразований с целью расчета обобщающих характеристик — элементов государственных статистических информационных систем, необходимых для эффективного управления экономикой. Кроме того, до настоящего времени сохраняются различия в классификации отдельных экономических показателей. Например, в статистической отчетности в оборот розничной торговли включается полная стоимость товаров, проданных по договорам комиссии, а в бухгалтерской — только комиссионное вознаграждение.


    1. .Функции Росстата

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации по контролю в сфере официального статистического учета.

Федеральная служба государственной статистики находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.

Федеральная служба государственной статистики руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации.


Федеральная служба государственной статистики осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основные функции Росстата:

  • представление в установленном порядке официальной статистической информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;

  • разработка проектов нормативных правовых актов в сфере официального статистического учёта;

  • разработка и утверждение официальной статистической методологии для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики;

  • утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами;

  • координация деятельности в сфере официального статистического учета при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации, составлении национальных счетов, а также при утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению;

  • подготовка, проведения и подведения итогов Всероссийской переписи населения, Всероссийской сельскохозяйственной переписи, а также их методологического обеспечения;

  • подготовка, методологическое обеспечение, проведение федеральных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности и обработки данных, полученных в результате этих наблюдений, для формирования официальной статистической информации;

  • разработка и ведение в установленном порядке общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в установленной сфере деятельности;

  • разработка и совершенствование научно-обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;

  • разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;

  • сбор первичных статистических данных и административных данных и формирование на их основе официальной статистической отчетности в соответствии с официальной статистической методологией;

  • развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение её совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;

  • обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;

  • реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.


Росстат в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации.

Росстат координирует деятельность в сфере официального статистического учета. Основным инструментом координации является Федеральный план статистических работ (ФПСР).

ФПСР – это реестр работ по формированию статистической информации, выполняемых более чем 60 органами государственной власти. Сегодня в ФПСР свыше 1,5 тысяч работ, и почти половина из них выполняется Росстатом.

Задача Росстата – систематическая и оперативная актуализация ФПСР с учетом изменения потребностей в официальной статистике. Эта работа проводится на основе принципов рационального выбора источников информации, снижения нагрузки на респондентов, исключения дублирования в статистической деятельности органов власти

6 сентября 2019 года была утверждена стратегия развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации до 2024 года. В рамках этой стратегии основной акцент будет сделан на применение больших данных в статистике и на создание цифровой аналитической платформы (ЦАП) Росстата.

Удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в разнообразной, объективной и полной статистической информации – главная задача Федеральной службы государственной статистики. Для ее решения действует система государственной статистики, в состав которой входят центральный аппарат на федеральном уровне и территориальные органы Росстата, расположенные во всех субъектах Российской Федерации.

Международная экспертиза признала статистические данные Федеральной службы государственной статистики надежными.


    1. Формы статистической отчетности

Отчитываться в Росстат должны все организации и ИП, вне зависимости от режима налогообложения и вида деятельности. Малые предприятия сдают меньше отчетов и более простые формы.

Сдают отчетность в территориальные отделения Росстата те организации и ИП, в отношении которых проводится сплошное или выборочное наблюдение по Федеральному закону от 29.11.2007 № 282-ФЗ. При сплошном наблюдении статотчетность сдают все организации и ИП, работающие в определенной сфере.


При выборочном – только те, кому Росстат сообщил о необходимости сдавать отчетность.

Для малых предприятий на 2022 год сохранились следующие формы отчетов в Росстат:

  • № 2-МП инновация. Сведения о технологических инновациях малого предприятия;

  • № 3-ТОРГ (ПМ). Сведения о продаже и запасах товаров малого предприятия розничной торговли (с отчета за январь-март 2011 года);

  • № ДАП-ПМ. Деловая активность МП добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды № МП (микро). Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия;

  • № МП (микро)-натура. Сведения о производстве продукции микропредприятием № ПМ. Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия № ПМ-пром. Сведения о производстве продукции малым предприятием;

  • № ПМ-торг. Сведения об обороте торговли малого предприятия;

  • № ТЗВ-бюджет. Сведения о расходах бюджетного, автономного и казенного учреждения;

  • № ТЗВ-ИП. Сведения о расходах на производство и продажу и результатах деятельности;

  • ИП № ТЗВ-МП. Сведения о расходах на производство и продажу и результатах деятельности МП.

Формы в Росстат для индивидуальных предпринимателей:

  • № 1-ИП. Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя;

  • № 1–ИП (мес). Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем.

Сдается также статистическая отчетность по кадрам (выборочным количеством организаций).

С 2021 года Росстат приказом от 27.11.2019 № 711 изменил форму № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации».  Формы № П-1 и № П-3 сдают организации, за исключением компаний малого и среднего бизнеса, у которых в течение 2-х предыдущих лет средняя численность работников не превышала 15 человек (включая работающих по совместительству и по ГПД) и годовой оборот не превышал 800 млн руб.)

Формы отчетности в Росстат:

  • № 11 (сделка). Сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду;

  • № 11. Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов;

  • № 4-запасы (срочная). Сведения о запасах топлива;

  • № 5-З. Сведения о затратах на производство и продажу продукции;

  • № П-1. Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг;

  • № П-3. Сведения о финансовом состоянии организации;

  • № П-5(м). Основные сведения о деятельности организации;

  • № П-6. Сведения о финансовых вложениях и обязательствах.