Файл: Экономики и управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статистическая отчетность характеризуется следующими основными свойствами:

  • документальная обоснованность — показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть подтверждены документами бухгалтерского или оперативно-технического учета;

  • обязательность и безвозмездность представления, что предусмотрено п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (с изм. и доп.);

  • всестороннее раскрытие процессов и явлений, присущих объектам наблюдения, таких как выпуск продукции, движение рабочей силы, формирование и использование финансовых ресурсов и т.д.;

  • широкое использование показателей, выражаемых не только в денежном, но также в натуральных и трудовых измерителях;

  • территориальный признак представления. По общему правилу отчетность направляется в районный (городской) орган Росстата по месту государственной регистрации респондента, однако если юридическое лицо, зарегистрированное в каком-либо субъекте Российской Федерации, не ведет деятельность на территории этого субъекта, то отчеты представляются им по месту фактического осуществления деятельности;

  • конфиденциальность индивидуальных данных, обусловленная коммерческой ценностью информации, содержащейся в отчетности. Соблюдение этого условия гарантируется органами статистики, которые несут предусмотренную действующим законодательством ответственность за разглашение переданных им сведений третьим лицам, в том числе налоговым органам.

При подготовке отчетов должна быть также обеспечена сопоставимость информации: данные за соответствующий период прошлого года, приведенные в отчете за текущий период, должны совпадать с данными формы, представленной за этот период в прошлом году, кроме случаев реорганизации хозяйствующего субъекта, изменения методологии определения показателей или необходимости уточнения данных за прошлый год. Причины расхождения данных за одни и те же периоды, содержащихся в периодически представляемых отчетах, подлежат раскрытию в пояснительном письме, прилагаемом к отчету.

Информация, содержащаяся в первичных отчетах, обрабатывается на всех этапах ее продвижения от респондентов до вычислительного центра Росстата. Как отмечалось, непосредственной обработке предшествует проверка данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, с этой целью осуществляется технический, логический и аналитический контроль полноты и согласованности показателей. Выявленные ошибки и пробелы устраняются с помощью повторного обращения к источникам информации.


В целях совершенствования статистической методологии Росстатом ведется работа по комплексной взаимной увязке методик, применяемых в различных отраслях статистики, что обеспечивает однозначную трактовку показателей, их сквозное использование, устранение дублирования информации. Для повышения оперативности статистических данных все более широко применяется цензовый способ сбора информации, при котором крупные организации всех форм собственности охвачены сплошным статистическим учетом, а применительно к малым и средним предприятиям основной упор делается на выборочное наблюдение.

Поскольку формы федерального статистического наблюдения могут содержать конфиденциальную информацию и предназначены для использования только респондентом и субъектами официального статистического учета, финансовый анализ статистической отчетности является внутренним. Кроме стандартных методов анализа, могут применяться специальные приемы:

  • анализ определенных группировок, используемых в статистике, например производства и отгрузки товаров (работ, услуг) собственного производства по их видам;

  • сравнительный анализ показателей деятельности конкретной организации с общими и средними отраслевыми данными;

  • исследование структуры и динамики показателей, выраженных в натуральных и трудовых измерителях.

Наиболее существенные для целей анализа показатели содержатся в унифицированных формах федерального статистического наблюдения, с помощью которых проводится сбор сведений о деятельности субъектов во всех отраслях экономики, независимо от организационно-правовой деятельности.

Данные статистической отчетности используются при проведении анализа экспортно-импортных операций, экономики, развития отраслей и разработки прогноза развития в Правительстве.
2. Анализ динамики реализации различных видов продукции

2.1 Анализ реализации продукции на предприятии

Анализ реализации продукции осуществляется как на микроуровне (уровне предприятия, фирмы), так и на макроуровне (на уровне государства).

На уровне предприятия сбор информации осуществляется в бухгалтерском учете на основании первичных документов реализации, данных счетов учета реализованной продукции, отчетов отдела маркетинга. Анализ осуществляется в экономическом отделе.

Показатели реализации могут быть выражены как в натуральных, так и в стоимостных показателях.

Рассмотрим анализ реализации продукции на предприятии на примере реализации ПАО «Новатэк».


ПАО «Новатэк» является крупнейшим независимым производителем природного газа в России.

Компания занимается разведкой, добычей, переработкой, реализацией природного газа, жидких углеводородов и имеет двадцатипятилетний опыт работы в российской нефтегазовой отрасли.

Рассмотрим пример.

Таблица 1 – Реализация природного газа ПАО «Новатэк» в 2020-2021 гг., млн. куб. м

Направление реализации

2020

2021

абс.прирост

темп роста, %

Реализация на международных рынках

8928

7949

-979

89,03

Реализация в Российской Федерации, включая

66692

67868

1176

101,76

- конечным потребителям

63632

64868

1236

101,94

- трейдерам

3060

3000

-60

98,04

ИТОГО

75620

75817

197

100,26

[Составлено автором на основе данных из обращения к акционерам https://www.novatek.ru/common/upload/doc/NOVATEK_AR_21_RUS.pdf?ysclid=l2t88dj8fe]

Таким образом, можно сделать вывод, что в рассматриваемом периоде наибольший рост показывает реализация на внутреннем рынке, конечным потребителям (на 2%), реализация на международных рынка снизилась на 11%, общий объем реализации практически не изменился и составил 0,26%.

В таблице 2приведена структура реализации в динамике.

Таблица 2 – Структура реализации природного газа ПАО «Новатэк» в 2020-2021 гг., %

Направление реализации

2020

2021

абс.прирост

Реализация на международных рынках

11,81

10,48

-1,32

Реализация в Российской Федерации, включая

88,19

89,52

1,32

- конечным потребителям

84,15

85,56

1,41

- трейдерам

4,05

3,96

-0,09

ИТОГО

100,00

100,00

0,00


[Рассчитано автором на основе данных таблицы 1]

На рисунке 2 приведена структура товарооборота. Графический метод – также один из методов статистического анализа, данные в диаграмме рассчитываются через относительные показатели структуры как отношение величины реализации по виду продукции к общему объему реализации, выраженному в процентах.




Рис. 2 – Динамика структуры товарооборота ПАО «Новатэк» в 2020-2021 гг., % [Составлено автором]

Таким образом, кардинальных изменений в структуре товарооборота за рассматриваемый период не произошло, однако следует отметить, что доля реализации на внутреннем рынке незначительно увеличилась.

Выполним более подробный анализ динамики товарооборота компании.

Рассчитаем прочие показатели динамики товарооборота в сопоставимых ценах (таблица 3).

Таблица 3 - Расширенный анализ динамики товарооборота ПАО «Новатэк» за 2020-2021 гг., млн. куб. м

Наименование показателя

Абсолютный прирост, млн. куб. м

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение 1% прироста, млн. куб. м

Реализация на международных рынках

-979

89,03

-10,97

89,28

Реализация в Российской Федерации, включая

1176

101,76

1,76

666,92

- конечным потребителям

1236

101,94

1,94

636,32

- трейдерам

-60

98,04

-1,96

30,6

ИТОГО

197

100,26

0,26

756,2

[Составлено автором на основании данных таблицы 1]

Таким образом, наибольший рост в абсолютном выражении наблюдался по товарной группе реализация конечным потребителям. предприятия.

Анализ динамики реализации различных видов продукции на уровне предприятия позволяет определить перспективность того или иного вида продукции, динамику спроса на них, и модифицировать портфель реализации, структуру запасов, потребность в материалах, используемых для изготовления продукции