Файл: Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения фгос ооо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне со способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе потому, что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.
СЛАЙД17 Основными факторами, влияющие на формирование положительной
стойчивой мотивации являются
Содержание учебного материала;
Организация учебной деятельности;
-
Коллективные формы учебной деятельности; -
Оценка учебной деятельности; -
Стиль педагогической деятельности учителя -
Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности
Слайд Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся к обучению:
-
совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; -
выбор средств, адекватных цели; -
учет возрастных особенностей школьников; -
выбор действия в соответствии с возможностями ученика; -
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; -
нестандартная форма проведения уроков; -
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; -
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности; -
эмоциональная речь учителя; -
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; -
применение поощрения и порицания; -
вера учителя в возможности ученика; -
формирование адекватной самооценки учащихся; -
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения; -
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Какие же методы мотивации обучающихся, необходимо использовать учителю для формирования положительной мотивации
-
эмоциональные
• поощрение;
• порицание;
• учебно-познавательные игры;
• стимулирующее оценивание;
• свободный выбор задания;
• создание ярких наглядно-образных представлений;
• удовлетворение желания быть значимой личностью.
познавательные:
• активизация познавательных интересов;
• создание проблемных ситуаций;
• опора на жизненный опыт обучающегося;
• выполнение творческих заданий;
• побуждение к поиску альтернативных решений;
• использование метода «мозгового штурма»;
• использование сравнений, опытов, парадоксов;
• экскурс в историю;
• использование обучающей интеграции между обучающимися.
волевые:
• предъявление учебных требований;
• информирование об обязательных результатах обучения;
• формирование ответственного отношения к учению;
• рефлексия поведения
• создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;
• прогнозирование будущей деятельности.
социальные:
• развитие желания быть полезным обществу;
• сопереживание;
• создание ситуации взаимопомощи;
• поиск контактов и сотрудничества;
• взаимопроверка и рецензирование;
• заинтересованность результатами коллективной работы.
Если обратиться к этапам урока, то на каждом из них также есть доминирующие мотивы, на которые мы должны обращать внимание
Слайд Доминирующие мотивы деятельности
На этапе организации начала урока доминирует мотив, связанный с созданием обстановки доброжелательности, внимательности учителя к учащимся, доверия, а также включение учащихся в познавательную деятельность.
На этапах подготовки к активной учебно-педагогической деятельности, на этапе усвоения новых знаний доминируют мотивы сотрудничества учителя и учащихся, включения школьников в активную познавательную деятельность и привлечение их к оценочной деятельности. Учитель сохраняет атмосферу доброжелательности, эмоционально излагает материал и раскрывает значимость новых знаний.
На этапах первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала и закрепления знаний доминирующим является мотив доверия, умение дать вовремя совет и оказать помощь ученику. На этапе обобщения и систематизации знаний - атмосфера творчества, сотрудничества, доверия при включении учащихся в активную познавательную деятельность.
На этапе обобщения информации о домашнем задании преобладают мотивы помощи учителя в виде советов.
Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует положительную мотивацию к обучению.
Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Учитель должен ожидать от каждого ученика положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.
При соблюдении всех этих правил и принципов, можно достигнуть значительных успехов в формировании положительной мотивации учащихся к обучению.
СЛАЙД
Выводы: Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать. Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности. Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.
Нет нужды повторять хорошо известную, но далеко не всегда реализуемую истину о том, что одна из главных задач учителя с первого до выпускного класса – упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю последующую жизнь человека.
Проект решения педсовета
1. В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации школьников с целью повышения качества обучения.
2. Изучить и внедрить в практику работы современные педагогические технологии, направленные на формирование мотивационной сферы учащегося.
3. Продолжить мониторинговые исследования по определению уровня мотивации учения учащихся
4. Изучить опыт учителей- предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме.
Закончить доклад хочется словами Л.Н. Толстого: Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Практические рекомендации педагогам по формированию мотивации обучающихся
1.Прежде всего, такая организация обучения, при которой учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, а также разрешает ситуации проблемного характера.
2.Производительный и учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация, использование однообразных методов и приемов при проведении занятий, однообразные способы действий быстро вызывают скуку. Необходима смена видов деятельности и применение разнообразных приемов и методов мотивации, а также форм работы: индивидуальной, парной, групповой и фронтальной.
3.Для появления интереса к учению необходимо понимание ее нужности, важности, целесообразности изучения конкретного материала, конкретных разделов для использования знаний, умений и навыков учащимися в дальнейшей жизни после выпуска.
4.Чем больше новый материал увязан с усвоенными ранее знаниями, приобретенным ранее опытом, тем он интереснее для учащихся, тем больше их мотивация.
5.Слишком легкие, слишком трудные задания не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6.Чем чаще проверяется и оценивается работа учащихся, тем большее желание они испытывают к процессу работы. Здесь важна также и самооценка, взаимооценка как социальный мотив, сравнение изделий с образцами, словесное оценивание учителем, похвала и т.д. Через создание ситуаций успеха повышается статус учащегося в классе.
7.Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя.
8.Практика убеждает что, что результативность выполненной учебной работы ведет не только к удовлетворению учащихся, но и мотивирует их к дальнейшему повышению эффективности своего труда.
9.В общении с учащимися исключите из лексикона фразы- убийцы:
*Так дело не пойдет!
*Об этом нам не нужно говорить вообще!
«Словесные поощрения ученика»
-
Ты на верном пути. Ты делаешь это сегодня значительно лучше! -
Замечательно! Продолжай работать так же, ты добьешься большего. -
Так держать! Это успешное начало! -
Отлично! Фантастика! Поздравляю! -
Ты прав. Превосходно! Умничка! Молодчина! -
Большое тебе спасибо! Твои успехи всё заметнее1 -
Это твоя победа! Красивая мысль! Это интересно! -
Я верю в тебя. Спасибо!