Файл: Рассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • 35. Идейные течения и общественное движение в 30–50-е гг. XIX в.

    В первой половине XIX в. во всем мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба. Россия не была исключением. В России правящая верхушка сумела сохранить существовавший экономический и социально-политический строй.
    В царствование Александра I сложилась обстановка, которая способствовала появлению реформаторских проектов и конституционных настроений у передовой и образованной части русского общества, побуждая их к составлению радикальных планов государственных преобразований. Это способствовало зарождению деятельности декабристов, что стало значительным событием в русской истории. Однако недостаточная подготовленность общества к преобразованиям, несогласованность действий, выжидательная тактика привели к поражению декабристов.
    В общественном движении второй четверти XIX века наметились три идейный направления: консервативное (приверженцы правительственной идеологии), либеральное и радикальное (приверженцы революционной идеологии).
    Консервативная идеология.
    Николаевское правительство пыталось разработать собственную идеологию, внедрить ее в школы, университеты, печать, воспитать преданное самодержавию молодое поколение. Главным идеологом самодержавия стал Уваров. Социальная задача "официальной народности" заключалась в том, чтобы доказать "исконность" и "законность" крепостничества и монархического правления. Крепостное право объявлялось "нормальным" и "естественным" социальным состоянием, одним из важнейших устоев России. Самодержавие и крепостничество назывались "священными и неприкосновенными". Патриархальная, "спокойная", без социальных бурь, революционных потрясений Россия противопоставлялась "мятежному" Западу. Главным "вдохновителем" и "дирижером" теории "официальной народности", несомненно, был сам Николай I, а министр народного просвещения, реакционные профессора и журналисты выступали в роли усердных ее проводников. Основными "толкователями" теории "официальной народности" являлись профессора Московского университета - филолог С.П. Шевыреви историк М.П. Погодин, журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Так, Шевырев ".
    Теоретики "официальной народности" доказывали, что в России господствует наилучший порядок вещей, согласный с требованиями религии и "политической мудрости". Крепостное право хотя и нуждается в улучшении, но сохраняет много патриархального (т. е. положительного).
    Уваровская теория имела все же один крупный изъян. У нее не было перспективы. Если существующие в России порядки так хороши, если налицо полная гармония между правительством и народом, то не надо ничего изменять, или совершенствовать. Кризис этой теории наступил под влиянием военных неудач в годы Крымской войны.


    С конца 30-х гг. либеральное направление приняло форму идейных течений западничества и славянофильства. Они не имели своих печатных органов, и дискуссии проходили в литературных салонах.
    Славянофилы - в основном мыслители и публицисты (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские. И.С. и К.С. Аксаковы, Н.Я. Данилевский) идеализировали допетровскую Русь, настаивали на ее самобытности. 
    Западники - преимущественно историки и литераторы (И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, М.Н. Катков) были сторонниками европейского пути развития и выступали за мирный переход к парламентскому строю.
    Однако в главном позиции славянофилов и западников совпадали: они выступали за проведение политических и социальных реформ сверху, против революций.
    Исходной датой славянофильства как идейного направления в русской общественной мысли следует считать 1839 год, когда два его основоположника, Алексей Хомяков и Иван Киреевский, выступили со статьями: первый - "О старом и новом", второй - "В ответ Хомякову", в которых были сформулированы основные положения славянофильской доктрины. Окончательно же славянофильство сформировалось в 1845 г. ко времени выпуска трех славянофильских книжек журнала "Москвитянин". Журнал не был славянофильским, однако редактором его был М.П. Погодин, который охотно предоставлял славянофилам возможность печатать в нем свои статьи. В 1839 - 1845 гг. сложился и славянофильский кружок. Душой этого кружка был А.С. Хомяков. Большую роль в кружке играли также братья И.В. и П.В. Киреевские. В кружок входили братья К.С. и И.С. Аксаковы, А.И Кошелев, Ю.Ф. Самарин. Позднее в него вошли отец братьев Аксаковых С.Т. Аксаков, известный русский писатель, Ф.В. Чижов и Д.А. Валуев. Славянофилы оставили богатое наследие в философии, литературе, истории, богословии, экономике. 
    Термин "славянофилы", по существу, случаен. Сами славянофилы первоначально открещивались от этого названия, считая себя не славянофилами, а "русолюбами" или "русофилами". Основной тезис славянофилов - доказательство самобытного пути развития России, точнее - требование "идти по этому пути", идеализация "самобытных" учреждений, в первую очередь крестьянской общины и православной церкви.
    Правительство настороженно относилось к славянофилам: им запрещали демонстративное ношение бороды и русского платья, некоторых из славянофилов за резкость высказываний сажали на несколько месяцев в Петропавловскую крепость. Все попытки издания славянофильских газет и журналов немедленно пресекались. Славянофилы подвергались гонениям в условиях усиления реакционного политического курса под влиянием западноевропейских революций 1848 - 1849 гг. Это заставило их на время свернуть свою деятельность. В конце 50-х - начале 60-х годов А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский - активные участники в подготовке и проведении крестьянской реформы.


    Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30 - 40-х годов XIX в. Московский кружок западников оформился в 1841 - 1842 гг. По своему социальному происхождению и положению большинство западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции. В число западников входили известные профессора Московского университета - историки Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, правоведы М.Н. Катков, К.Д. Кавелин, филолог Ф.И. Буслаев, а также видные писатели И.И. Панаев, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, позднее Н.А. Некрасов.
    Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они доказывали, что Россия хотя и "запоздала", но идет по тому же пути исторического развития, что и все западноевропейские страны, ратовали за ее европеизацию.
    Западники возвеличивали Петра I, который, как они говорили, "спас Россию". 
    Свои идеи западники пропагандировали с университетских кафедр, в статьях, печатавшихся в "Московском наблюдателе", "Московских ведомостях", "Отечественных записках", позже в "Русском вестнике", "Атенее". Большой общественный резонанс имели читаемые Т.Н. Грановским в 1843 - 1851 гг. циклы публичных лекций по западноевропейской истории, в которых он доказывал общность закономерностей исторического процесса в России и западноевропейских странах, по словам Герцена, "историей делал пропаганду". 
    Несмотря на различия в воззрениях, славянофилы и западники выросли от одного корня. Почти все они принадлежали к наиболее образованной части дворянской интеллигенции, являясь крупными писателями, учеными, публицистами. Большинство их были воспитанниками Московского университета. Теоретической основой их взглядов была немецкая классическая философия. И тех и других волновали судьбы России, пути ее развития. И те и другие выступали противниками николаевской системы.
    До середины 50-х гг. революция была необходимым условием отмены крепостного права и для А.И. Герцена. Отмежевавшись в конце 40-х гг. от западничества, он пришел к идее "русского социализма ", Самые ближайшие, насущные задачи, стоявшие тогда перед Россией, Белинский сформулировал так: "Уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение, по возможности, строгого исполнения хотя тех законов, которые уже есть". Письмо Белинского распространилось в тысячах списков и вызвало большой общественный резонанс.
    Период, названный Герценом "эпохой возбужденности умственных интересов", продолжался до 1848 г. В России наступила реакция, уехал за границу Герцен, умер Белинский.

    Новое оживление наступило лишь в 1856 г.

  • 36. Внутренняя и внешняя политика России при Николае I.

    А. Войны с Турцией и Ираном (1826—1829). Обострение русско-английских противоречий
    1. В 1825 г. иранский шах получил известие о восстании в Петербурге. Оно было воспринято шахским правительством как подходящий момент для развязывания военных действий против России. Шах решил разорвать условия Гюлистанского договора 1813 г. и вернуть утраченные территории в Закавказье. Летом 1826 г. 60-тысячная иранская армия без объявления войны вторглась в Закавказье и двинулась в Восточную Грузию на Тифлис. Но войска генералов А. Г. Ермолова, а потом И. Ф. Паскевича освободили захваченные районы. В апреле 1827 г. военные действия были перенесены на территорию Ирана. На помощь русским войскам поднялось местное армянское население. Русские войска захватили Тавриз, дорога на Тегеран была открыта. Шахское правительство было вынуждено пойти на предложенные условия мира.
    2. В 1828 г. был заключен Туркманчайский договор, по которому к России присоединялась Восточная Армения. Россия могла держать военный флот на Каспии. Шах должен был заплатить 20 млн. рублей контрибуции. Был нанесен сильный удар по позициям Англии в Закавказье. 
    3. В апреле 1828 г. Россия объявила войну Турции. Боевые операции развернулись на Балканах и Кавказе. Война для России была крайне тяжелой. Армия была плохо оснащена технически, руководили ею довольно бездарные генералы, не хватало продовольствия, солдаты голодали. Но ценой больших усилий и потерь русская армия заняла дунайские княжества, блокировала Анапу, перешла Дунай. Генерал И. И. Дибич разгромил турок на Балканах, взял ряд крепостей на территории Болгарии, подошел к Константинополю. Русское правительство не хотело полного разгрома Турции и заставило турецкого султана подписать Ан-дрианопольский договор (сентябрь 1829).
    4. По этому договору Россия получала хотя и небольшие, но очень важные в стратегическом отношении территории: южную часть Бессарабии, Черноморское побережье Кавказа с крепостями Анапа и Поти, а также Ахалцихский пашалык. Проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись открытыми морями для торговых судов всех стран. Позиции России на Балканах укрепились, Турция попала в дипломатическую зависимость от России.
    5. Активная внешняя политика России, с одной стороны, расширяла границы империи, укрепляла ее международное влияние, с другой стороны, вызывала недовольство европейских держав, желание сдержать Россию. Открытое столкновение становилось неизбежным.


    Б. Кавказская война
    1. Военный конфликт на Кавказе имел древнюю историю и свои причины. Главной причиной большой Кавказской войны (1817—1864) стали попытки царского правительства распространить свою власть на народы Дагестана, Чечни, Адыгеи, внедрить среди населения Кавказа российские законы и обычаи. Это было столкновение двух непохожих культур, традиций, образов жизни.
    2. План покорения Кавказа выдвинул генерал, герой Отечественной войны 1812 года, наместник края и главнокомандующий Кавказским округом А. П. Ермолов. Он предложил построить укрепленные линии с опорными крепостями в западной части региона по реке Кубань. Местное население частично сгонялось на постройку укреплений, дорог, мостов, облагалось разного рода денежными и натуральными повинностями, вытеснялось с равнин в горы. Непокорных горцев уничтожали целыми аулами. Покоренные земли отдавались казакам, чиновникам, офицерам. Продажа людей в рабство, выкупы за пленников были запрещены. Все это вызвало ожесточенное сопротивление, многочисленные восстания местного населения.
    3. Это привело к возникновению национально-освободительного движения горцев Кавказа, объявивших «газават» — священную войну с неверными. Движение горцев развивалось под знаменем ислама — мюридизма. Это учение о строгом соблюдении главных правил ислама, подражание пророку Мухаммеду. Согласно мюридизму, мусульманин не может быть подданным иноверного монарха. Главное дело жизни — участие в войне против неверных. Мюриды должны отречься от всего мирского и повиноваться своим наставникам, прежде всего имаму (светский, военный и духовный глава государства, вождь).
    4. В 1834 г. имамом Чечни и Дагестана стал Шамиль. Под его руководством сложилось сильное военно-теократическое государство — имамат с дисциплинированной 20-тысячной армией. Личная храбрость, непримиримость к врагам, красноречие создали ему большую популярность среди горцев. Он ввел строгие мусульманские порядки: запретил вино, табак, танцы, казнил за обман, грабежи. Шамиль отменил крепостное право, привилегии ханов и беков, объединил Чечню и Дагестан.
    5. В 40-х годах Шамиль нанес несколько поражений русским войскам в Чечне. 1 апреля 1859 года штурмом была взята «столица» Шамиля — аул Ведено. Шамиль и 400 преданных ему воинов укрылись в ауле Гуниби и в течение пяти месяцев упорно сопротивлялись, но в конце концов были вынуждены сдаться в плен. Окончательно народы Кавказа были покорены в 1864г.