Файл: Рассказ, повествование о том, что удалось узнать, исследование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основным недостатком существовавшей в то время системы военного управления являлась чрезмерная централизация. Центральное управление Военного министерства к началу реорганизации включало в себя следующие департаменты:
· инспекторский, ведавший личным составом и внутренним устройством войск, исключая артиллерийские и инженерные части, не подчинявшиеся военному министру;
· Генеральный штаб, занимавшийся вопросами дислокации, размещения войск, разработкой дислокационных карт, маршрутов;
· провиантский, осуществляющий снабжение армии; комиссариатский, в ведении которого было денежное и вещевое снабжение армии, а также устройство госпиталей и их снабжение;
· медицинский департамент ведал вопросами медицинского и ветеринарного обслуживания.
Для более стабильного и быстрого развития были проведены реформы.
Эти реформы заключались в следующем:
- сокращение численности армии на 40 %;
- создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;
- усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 г.), создание Главного штаба;
- создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;
- отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии [1, c. 141];
- введение всеобщей воинской повинности в 1874 г. вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы.
По новому закону призывались все молодые люди, достигшие 21 года. 
Призыву не подлежали: 1) единственный сын у родителей; 2) единственный кормилец в семье; 3) если старший брат призывника отбывает или отбыл службу.
Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках - 15 лет, в том числе 6 лет в строю и 9 лет в запасе; во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.
Для получивших начальное образование срок действительной службы сократился до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
ГЛАВА 6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНЗУРНОЙ РЕФОРМЫ
В 1865 г. была проведена цензурная реформа. 
Разработка цензурной реформы велась комиссией Д.А. Оболенского.
Правительство не решилось полностью отменить предварительную цензуру, но ввело цензуру карательную. Карательная цензура давала возможность динамичного развития газет и журналов, но обрекала их сотрудников на строгую самоцензуру.

Это было новшеством, так как ещё по цензурному уставу 1826 г. за цензурой должен был следить верховный цензурный комитет. Он следил: 1) за науками и воспитанием юношества; 2) за нравами и внутренней безопасностью; 3) за направлением общественного мнения. Цензура того времени запрещала говорить не только прямо, но и косвенно в печати не только о правительстве, но даже о властях, т.е. обо всей администрации, чтобы не пострадало от того должное к ним почтение, чтобы не ослабли чувства преданности, верности и добровольного подчинения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, во второй половине XIX в. В Российской империи были проведены судебная реформа, реформа земского и городского самоуправления, военная реформа, цензурная и финансовая реформы.
Очевидно, что реформы 1860-1870-х гг. стали значительным шагом на пути общественного развития. Вся их совокупность знаменовала переход российского общества в новое качество. Впервые за несколько десятилетий в обществе появилась основа для деятельности, на которой могли объединить усилия все прогрессивные силы.

  • 39. Идейные течения и общественно-политическая жизнь России в пореформенный период (1860–1890-е гг.).

    Идейные течения и общественно-политическое движение в России в 1860 - 1890-е гг
    Пореформенная эпоха характеризовалась небывалым общественным подъемом, пересмотром базисных принципов и прежних общественно- политических и духовно-нравственных ценностей. Реализация реформ Александра II и их дальнейшая судьба оценивались разными слоями русского общества, что вызвало обострение идейно-политической борьбы. Мечты общества нередко или дальше намерений правительства и возможностей страны, что порождало конфликт. 
    История развития общественной мысли и общественного движения в России второй половины XIX – начала ХХ вв. неотделима от истории русской интеллигенции (является историко-политическим феноменом). Применительно к той эпохе под интеллигенцией понималось специфическая общность людей, объединенных своим мировоззрением и психологией. По своему составу интеллигенция не совпадала с образованным классом. Философ Л.А. Тихомиров в 1896 г. так определил ее сущность: «все, что так или иначе примыкает к идее мирного или насильственного переворота общества ... - все это, независимо от степени своих знаний, ума, развитости, нравственного чувства, войдет в понятие «интеллигенция». В интеллигенцию входили представители дворянства, которые стали на путь революции или борьбы за конституцию, а также разночинцы из нижних слоев общества, которые благодаря полученному образованию достигли уровня, когда их политические устремления определялись скорее идеологией, чем социальными потребностями. 

    Истоки формирования интеллигенции и ее мировоззрения:
    1. религиозный: моральное влияние православной христианской традиции, преобразившейся в приверженность атеистически-нигилистической вере. 
    2. идейный: заимствование западных политических и философских идеи, казавшихся социально справедливыми и прогрессивными, но бывших чуждыми русской исторической традиции. Изменения, происходившие в стране после 1861 г. воспринимались интеллигенцией как доказательство ущербности прежнего миропорядка с его православной духовной традицией и монархической государственностью. Поиск новых общественных и личных идеалов, которым была охвачена пореформенная молодежь, желавшая скорейшего перехода России к обществу свободному и социально справедливому, вел к обращению за образцами на Запад.
    3. социальный: ослабление сословных связей; рост числа людей, получивших высшее образование; увеличение представителей «свободных профессий» - журналистов, адвокатов, преподавателей вузов, инженеров. Их социальный статус в традиционном «служилом» государстве был слабо определен, в результате они заняли особое положение, находясь вне сословий, с их закрепленными правами и обязанностями. 
    4. политический: отсутствие общественных институтов, которые давали бы выход избыточной политической энергии социально активным представителям образованного общества. Исключение составляли земские учреждения, но для участия в их работе требовался высокий имущественный ценз, к тому же земства занимались хозяйственными проблемами, тогда как интеллигенция желала решать политические и социальные вопросы. 

    Отличительные черты интеллигентского мировоззрения:
    1) неприятие существующего государственного строя и основных компонентов русского общества (религии, быта, национальной идеи, исторических традиций); 
    2) присвоение понимания научного знания и прогресса, что позволяло интеллигенции утверждать, что она призвана решать судьбу России; 
    3) присвоение права выражать и защищать интересы крестьян и рабочих; 
    4) самоидеализация: интеллигенция считала себя «лучшей частью общества», «прогрессивно мыслящей» и «политически сознательной».
    Из такого миросозерцания проистекало желание радикальных общественно-политических перемен. Своей исторической миссией интеллигенция считала освобождение народа от самодержавия и поддерживала всякую теорию и любое движение, направленное против монархической государственности. Характерной особенностью революционных интеллигентских течений являлись непреклонность суждений, неприятие компромиссов, острота идейных споров. 

    Основные направления общественно-политической мысли:
    1. Революционно-демократическое.
    В истории развития революционно-демократического направления можно выделить три этапа:
    1) 1860-е – начало 1880-х гг. – складывание народнической идеологии и деятельность революционных народников;
    2) вторая половина 1880 – начало 1890-х гг. – преобладание либеральных народников, занимавшихся мирной культурной деятельностью;
    3) 1890-е гг. – начало распространения марксизма, на основе которого создаются первые социал-демократические группы; возрождение идей революционных народников и попытки создать обновленную программу. 

    Народничество – направление русской общественной мысли и движение интеллигенции. В 1860-х — начале 1880-х гг. народничество было господствующим в русском революционном движении. 
    Основные положения народничества: 
    ♦ признание капитализма упадком, регрессом; 
    ♦ Россия сможет сразу перейти к справедливому обществу – социализму, минуя капитализм, поскольку у нее есть крестьянская община (готовая ячейка социализма); 
    ♦ государство – зло, поскольку составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу и главного политического притеснителя народа, необходимо уничтожить государство и все его институты; 
    ♦ русский народ находится в состоянии полного рабства, экономического и политического, но по своим симпатиям и идеалам является социалистическим;
    ♦ будущее политическое устройство России - федерация вольных рабочих, земледельческих и фабрично-заводских артелей, где нет частной собственности
    По вопросу о времени начала революции и средствах ее приближения в народничестве в 1860-70-е гг. существовало три стратегических плана:
    1. бунтарский (идеолог М.А. Бакунин). Суть – крестьянин от природы бунтарь-революционер, он готов к революции, задача интеллигенция только его подтолкнуть.
    2. пропагандистский (П.Л. Лавров). Суть – для осуществления революции нужна долгая пропагандистская работа, чтобы большинство народа осознало и одобрило принципы будущего строя и необходимость революции. 
    3. заговорщический (П.Н. Ткачев). Суть – тайная боевая организация революционеров должна произвести политический переворот, захватить власть и провести социалистические преобразования в интересах народа. 
    Все эти течения повлияли на практическую деятельность народников, каждое из них преобладало на определенном этапе развития народничества. 

    Ключевые даты:
    4 апреля 1866 г. – покушение революционера Д. Каракозова на Александра II. 
    1876 г. – создание народнической организации «Земля и воля».
    Апрель 1879 г. – покушение народовольца Соловьева на Александра II. 
    Ноябрь 1879 г. – попытка взрыва царского поезда.
    5 Февраля 1880 г. – взрыв в Зимнем дворце (Халтурин).
    1 марта 1881 г. – убийство Александра II.

    Либеральное (практическое) народничество. После идейного краха революционного народничества (революции в России после убийства императора не произошло), и разгрома полицией его организационных структур, началось перерождение революционной идеологии. К середине 1880-х гг. были выработаны идеи практического народничества. Суть: идеалы социализма можно достигнуть эволюционным путем, через постепенное улучшение быта и экономического положения крестьян. Для этого необходимо идти работать в земства (оно ближе других учреждений стоит к народу) в качестве врачей, учителей, статистиков и т.п. Либеральные народники выступали за сохранение общинного землевладения, поддержку кустарных промыслов, широкое просвещения крестьян. Однако и на культурной работе практические народники не расстались полностью с радикальной идеологией. В начале ХХ в., когда сложились благоприятные условия, они выступили в оппозиции к самодержавию и вновь выдвинули радикальные политические (созыв Учредительного собрания, всеобщая подача голосов, создание республики) и социальные (отмена частной собственности, социализация земли) требования. В начале ХХ в. из реформированного народничества вышли две политические партии: социал-революционеры, считавшие террор средством политической борьбы; и народные социалисты, стоявшие за эволюционный путь развития России к социализму и легальную политическую деятельность.