Файл: Контрольная работа по дисциплине Правоведение Вариант 5 Выполнил (а) студент группы сдмз211 Вольных И. С.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт заочно-вечернего обучения
Кафедра «Теории права, конституционного и административного права»

Контрольная работа по дисциплине

«Правоведение»

Вариант 5

Выполнил (а):

студент группы: СДМз-21-1 ________ Вольных И.С.

(шифр группы) (подпись)
Проверил:

преподаватель: ________________________


Иркутск, 2022

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

  1. Норма права, ее структура

Но́рма пра́ва — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

- Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

- Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:


- управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

- обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

- запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на:

- абсолютно определённые — категорическое значение санкции;

- относительно определённые — орган, применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы);

- альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

  1. Расторжение трудового договора по инициативе работника. Особенности расторжения срочного трудового договора.

Прекращение СТД по желанию работника происходит таким же образом, как и при обычном контракте (ст. 80 ТК РФ). Увольняющийся должен за две недели письменно уведомить о своем решении руководителя, но если руководитель не против, то гражданин может уволиться сразу. Однако если работник требует расторгнуть СТД по ч.2 ст. 77 ТК РФ (это основание необходимо указать в заявлении), то он вправе подать заявление и за день до окончания срока СТД. В этой ситуации работодатель не вправе отказать увольняющемуся. Прекращение срочного трудового договора по инициативе работника, занятого на сезонных или временных работах, происходит после предупреждения работодателя не ранее, чем за три дня. Если увольняется руководитель компании, то ему вменяется обязанность сообщить о своем решении не позже, чем за месяц (ст. 280 ТК РФ). В судах часто проходят разбирательства по жалобам работников, утверждающих, что работодатель вынудил под давлением подать заявление по собственному желанию. В этом случае доказывание этого факта полностью лежит на работнике.

Расторжение срочного трудового договора по инициативе работника, возможен только при желании временного работника, выраженном в письменном заявлении на имя руководителя (ст. 80 ТК РФ). Увольнение возможно как после установленной в ТК РФ двухнедельной отработки, так и по соглашению сотрудника и работодателя в любой день. Если сотрудник передумает увольняться и отзовет свое заявление, уволить его будет нельзя (только если на его место в порядке перевода не приглашен другой сотрудник — ч. 4 ст. 80 ТК РФ, ч. 4 ст. 64 ТК РФ).

ЗАДАЧИ

Задача 1. Конституционное право

Против депутата Государственной Думы Пантелеева было возбуждено уголовное дело по обвинению в убийстве двух человек. Генеральный прокурор РФ ходатайствовал о привлечении депутата Пантелеева к уголовной ответственности. Депутат Пантелеев на заседании Государственной Думы объяснил, что он действовал в пределах необходимой обороны, защищаясь от нападения. В результате за привлечение Пантелеева к уголовной ответственности высказались 235 депутатов Государственной Думы.

  1. Будет ли депутат Пантелеев привлечен к уголовной ответственности?

  2. Каков порядок привлечения депутата Государственной Думы к ответственности?


Статья 1851

В соответствии со статьей 98 Конституции Российской Федерации вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности рассматривается Государственной Думой по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. О внесенном Генеральным прокурором Российской Федерации представлении Председатель Государственной Думы извещает депутатов Государственной Думы.

Статья 185.5 ч. 2.

Согласие Государственной Думы на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, считается полученным, если за дачу согласия проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Таким образом, 235 голосов достаточно для лишения депутата ГД неприкосновенности.

Статья 1854

1. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности рассматривается на заседании Государственной Думы с участием Генерального прокурора Российской Федерации и депутата Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление Генерального прокурора Российской Федерации. Отсутствие на заседании палаты без уважительной причины любого из указанных лиц или их обоих не является препятствием для рассмотрения данного вопроса Государственной Думой.


2. Рассмотрение вопроса о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности начинается с выступления Генерального прокурора Российской Федерации. Затем слово для выступления предоставляется представителю Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и мандатным вопросам, который докладывает о решении комиссии по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, после чего выступает депутат Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление.

3. Депутаты Государственной Думы вправе задавать вопросы Генеральному прокурору Российской Федерации, представителю Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и мандатным вопросам, депутату Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление Генерального прокурора Российской Федерации.

4. По окончании ответов на вопросы депутатов Государственной Думы перед голосованием выступают депутаты Государственной Думы. Процедура рассмотрения вопроса о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности устанавливается Советом Государственной Думы по предложению Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и мандатным вопросам.

Статья 1856

В случае поступления в Государственную Думу сообщения о прекращении уголовного дела или о прекращении производства по делу об административном правонарушении, а также об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении депутата Государственной Думы, на лишение неприкосновенности которого было дано согласие Государственной Думы, Государственная Дума на своем ближайшем заседании принимает постановление о признании постановления Государственной Думы, указанного в части третьей статьи 1855 настоящего Регламента, утратившим силу. Проект соответствующего постановления вносится на рассмотрение Государственной Думы Комиссией Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и мандатным вопросам. Принятое постановление в трехдневный срок направляется Генеральному прокурору Российской Федерации или в соответствующий суд.

Задача 2. Дисциплинарная ответственность

Рабочие Сидоров и Осипов за 2 часа до окончания рабочего дня самовольно оставили работу. Купив в магазине бутылку водки, они распили ее. После этого Сидоров пошел домой, а Осипов вернулся на свое рабочее место. Бригадир Васильев обнаружил отсутствие на рабочем месте Сидорова и нетрезвое состояние Осипова. Через день от рабочих потребовали письменного объяснения, а еще через 3 дня они были уволены по пп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ. Сидоров и Осипов обратились в суд с иском о восстановлении на работе.

  1. Каковы основания увольнения по пп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ?

  2. Правомерны ли действия администрации?

  3. Подлежит ли удовлетворению требования работников?


Согласно п. «б» п.6 ч.1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор расторгается по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а именно, появления работника на работе в состоянии алкогольного или иного опьянения. Отсюда следует, что гражданин Осипов вполне может быть уволен по данному основанию. Стоит отметить, что согласно ст. 76 ТК РФ гражданина Осипова стоило отстранить от работы. Требование объяснения в данном случае является правомерным, так как без него увольнение может быть признано незаконным. Таким образом, исковые требования гражданина Осипова удовлетворению не подлежат.

Что касается гражданина Сидорова, то его увольнение по п. «б» п.6 ч.1 ст. 81 ТК РФ нельзя назвать правомерным, так как факт употребления спиртных напитков в данном случае доказать весьма затруднительно. Однако в связи с тем, что Сидоров отсутствовал на работе в течение двух часов, является дисциплинарным проступком. Согласно ч.1 ст. 192 ТК РФ под дисциплинарным проступком понимают неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей. Как предусмотрено в Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, дисциплинарным проступком считается, кроме прочего, отсутствие работника без уважительных причин на работе либо рабочем месте и нарушение правил внутреннего распорядка. За совершение данного проступка работодателю стоит применить замечание или выговор, так как уволить за прогул в данном случае нельзя. Обусловлено это тем, что прогул – это отсутствие на работе более четырех часов подряд. В данном случае работодателю стоит руководствоваться порядком наложения дисциплинарных взысканий