Файл: Тема федеральное собрание, правовой статус, полномочия. Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема федеральное собрание, правовой статус , полномочия.

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и правовой статус

Федерального Собрания Российской Федерации…………………………

    1. Понятие и сущность Федерального Собрания

Российской Федерации………………………………………………

    1. История развития Парламента в Российской Федерации…………

    2. Правовой статус Федерального Собрания

Российской Федерации………………………………………………

Глава 2. Деятельность Федерального Собрания Российской Федерации.

2.1. Законодательная деятельность

Федерального Собрания……………………………………………

2.2. Иные полномочия…………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Федеральное Собрание Российской Федерации играет исключительно важную роль в системе государственной власти России. Функционирование парламента является проявлением демократического устройства общества, в котором представители народа исполняют его волю. В связи с этим, можно утверждать об актуальности темы исследования, которая будет сохраняться еще на протяжении длительного периода в будущей истории России.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства. Анализируя научную литературу можно прийти к выводу, что Федеральное собрание гармонично вписалось в конституционно-правовую систему Российского государства, без него невозможно представить себе образ Российского общества.


Объект исследования - Федеральное Собрание Российской Федерации.

Предмет исследования – Правовой статус, полномочия Федерального Собрания Российской Федерации.

Глава 1. Правовой Статус Федерального Собрания Российской Федерации.
    1. Понятие и сущность Федерального Собрания РФ


Парламент-высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

Парламентом РФ, согласно Конституции РФ, является Федеральное Собрание РФ, которое олицетворяет самостоятельную федеральную законодательную власть. В самом названии парламента-Федеральное Собрание закреплено его положение как органа федеративного государства. В системе органов, осуществляющих государственную власть, Конституция РФ закрепляет место Федерального Собрания непосредственно вслед за Президентом РФ. Главное назначение парламента-законодательная деятельность.

В соответствии со ст.94 Конституции РФ, Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ.

Из определения Федерального Собрания как парламента РФ следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли многонационального народа России, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.

В системе разделения властей на федеральном уровне парламент в России, как и в других государствах, олицетворяет законодательную ветвь власти. Его функции, однако, не ограничиваются законодательной деятельностью, они охватывают также верховное распоряжение государственной казной и контроль за исполнительной властью посредством форм и способов, определенных Конституцией и соответствующими ей федеральными законами.

Характеристика Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ РФ, является его легитимным представителем в силу Конституции.

Конституция РФ определяет Федеральное Собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное Собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное Собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.



Контрольная функция Федерального Собрания обусловлена системой сдержек и противовесов. Сущность данной функции проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Контрольная функция Федерального Собрания осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуацию, изучают проблемы, делают свои оценки о работе тех или иных государственных учреждений. В действующей Конституции РФ закреплены полномочия палат Федерального Собрания, касающиеся нескольких сфер контроля. Прежде всего, это контроль за Правительством РФ, в связи с чем Государственная Дума наделена правом решать вопрос о доверии ему. Далее, это контроль за назначением на высшие государственные посты: дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ. Парламент реализует контрольные полномочия посредством института депутатских запросов, обращения к членам Правительства с устными вопросами и т.д.

В соответствии с федеративной природой российского государства, Конституция РФ устанавливает двухпалатную структуру парламента РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), которые самостоятельны в своей деятельности, их заседания проводятся раздельно и могут собираться совместно только в определенных Конституцией РФ случаях, а именно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации состоит из депутатов, представляющих все субъекты РФ.

Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации- государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не отдельным субъектам РФ, а государству в целом, то есть всей Российской Федерации.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком своих палат. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка деятельности.


Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

1.2. История развития Парламента в Российской Федерации.

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений - от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.

Первой формой непосредственного участия народа в решении государственных дел было Вече - собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании на службу и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров.

Двухпалатная структура современного Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории. В русских землях в качестве постоянных советов при князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники. В новых исторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума. Она просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в Сенат - орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом власти на время отсутствия императора.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков и получили впоследствии название Земских Соборов. Земские Соборы избирали на царство государей, рассматривали вопросы войны и мира, принимали в состав государства новые территории, рассматривали вопросы взыскания налогов.

Следует отметить, что функции и сферы ведения Земских Соборов достаточно точно совпадают с перечнем проблем и вопросов, которые рассматривались сословными парламентами стран Западной и Центральной Европы. Однако по мере укрепления царской бюрократии (к концу XVII в. и далее) Соборы фактически стали исчезать. При Екатерине Великой отголоском деятельности Земских Соборов стала работа Уложенной комиссии - собрания депутатов всех сословий, земель и народностей России для выработки нового законодательного уложения. С 1769 года более или менее регулярно стал действовать Императорский совет, состоявший из ближайших к императрице влиятельных сановников.


Первая попытка создания двухпалатного парламента, аналогичного тем, которые существовали в Западной Европе, приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I трудами выдающегося государственного деятеля М.М. Сперанского были разработаны контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат - Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета. В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана.

В последние годы жизни царя-реформатора Александра II идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Убийство Александра II и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России к его созданию.

В самом начале ХХ века требование создания в России общегосударственного представительного и законодательного органа стало всеобщим. Оно было реализовано царскими манифестами и указами осенью 1905 - зимой 1906 годов. Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную думу и реформируемый Государственный совет, существовавший к тому времени уже почти сто лет. Манифестом 20 февраля 1906 года император Николай II установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы».

27 апреля 1906 года в Санкт-Петербурге начала свою работу Первая Государственная Дума. В её состав избирались представители всех территорий, входивших в обширное Российское государство. Тогда народные представители - люди разных сословий, национальностей, вероисповеданий - впервые собрались вместе, чтобы участвовать в решении важнейших проблем развития государства и общества, создавать новое законодательство. Причём представительность и многонациональность стали характеристиками, которые выгодно отличали Первую Государственную Думу России от многих зарубежных парламентов того времени.

День 27 апреля 1906 года был сразу воспринят российским обществом как определяющий новый путь развития, все понимали, что в России происходят глубокие политические и общественные изменения. И это сразу сказалось на том, как работали первые депутаты: без перерыва, 10 часов каждый день. Стремление почти каждого депутата Государственной Думы высказать свою позицию было вполне понятно, потому что за несколько месяцев до начала работы Государственной Думы в России была провозглашена свобода слова [19].