Файл: Занятие 6 Обучающийся Попелхова Дина Александровна Преподаватель Чепрунова Дарья Владимировна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«У свободного человека нет алиби». Человек свободен, он один. Где был? Кто подтвердит? Никто. Ему не нужно алиби.

Задание 5. Необходимость – это то, что нельзя обойти. В философии есть два подхода к решению этой проблемы. Первый из них получил условное название «каменной стены». Ф.М.Достоевский писал: «Не примиряться ни с одной из … невозможностей и «каменных стен» можно и нужно». В таких же выражениях об этом спустя много лет писал Камю: «Любая стена – это дверь… Так не будем же отыскивать дверь, избегая стены, с которой столкнула нас судьба». Второй подход призывает к познанию: необходимость носит слепой и разрушительный характер до тех пор, пока она не познана. Гегель писал: «Свобода имеет своей предпосылкой необходимость и содержит её в себе как снятую». Например, молния может убить человека и сжечь его дом. Но та же электрическая энергия, будучи познанной, может стать необходимой людям. Сделайте вывод о соотношении и связи необходимости и свободы. Какой подход к решению этой проблемы вы разделяете? Свой выбор обоснуйте.
“Свобода есть познание необходимости”, — краткое определение, основанное на гегелевском тезисе: всемирная история есть “прогресс в сознании свободы — прогресс, который мы должны познать в его необходимости” (Гегель. Философия истории/УСоч. М. , 1935, т. VIII, С. 19). Гегелевское толкование свободы “схватывает” самые -существенные черты данного явления. Однако, как это часто бывает, краткие дефиниции требуют дополнительных уточнений и разъяснений либо дают основания для их разной интерпретации. Действительно, если свобода заключается лишь в адекватном познании (понимании) действительности, то человек оказывается в односторонней зависимости от объекта познания, его свободная воля оказывается ущемленной, подавленной. Требуются оговорки относительно того, что, познав объективную необходимость, человек оказывается способным в различной степени воздействовать на окружающую его природную среду, социальные процессы и собственную природу. Следовательно, если принять данное определение свободы, потребуется включить в него отмеченные моменты; оно станет пространнее, но зато более точным, что в науке крайне важно. В то же время гносеологический подход к свободе может чрезмерно персонифицировать проблему, как у Э. Фромма: “Свобода означает не что иное, как способность следовать голосу разума, здоровья, благополучия и совести против голоса иррациональных страстей” Фромм Э. Душа человека. М. 1992, с. 94).


Соотношение свободы и необходимости в деятельности людей — старая философская проблема (категория) , выражающая взаимоотношения между деятельностью человека и объективными законами природы и общества. Чтобы совместить «свободы» всех людей, сделать из взаимоприемлемыми, необходимо ввести какие-то общие для всех правила, ограничения. Эти ограничения и выступают как необходимости, корректирующие (поправляющие) поведение людей.

Задание 6. Каждый человек планирует свою жизнь, совершает поступки. Ему свойственно всему придавать смысл, вначале хотя бы незначительный, сиюминутный. Чеховский герой видит его в том, чтобы поесть собственного, выращенного своими руками крыжовника. «Маленькие люди» Достоевского находят смысл в том, чтобы поведать друг другу о своих страданиях, гоголевский Акакий Акакиевич – в новой шинели…
Нужно ли человеку вообще заниматься поисками смысла жизни? Можно ли прожить без этих поисков? Правильно ли такую неосмысленную жизнь называть жизнью в подлинном смысле этого слова, или это – прозябание, недостойное высокого звания Человек?
Кажется, что как только мы найдём смысл своей жизни, найдём своё предназначение, мы станем счастливы. У нас появятся ориентиры и, самое главное, цели в жизни. Многие люди приравнивают смысл жизни к целям в жизни.

В глубине души мы лелеем надежду на то, что наше существование имеет смысл, что мы не просто одни из миллиардов таких же живущих на планете людей.

Для многих людей такой настойчивый поиск и ожидание смысла заканчиваются депрессией, тревогой и апатией. Люди не хотят действовать, потому что ещё не нашли своего предназначения. Люди не хотят делать «незначительное», потому что уверены, что созданы для «великого», для чего-то большего.

Проблема в том, что мы переоцениваем необходимость смысла и его «целительную» силу. И недооцениваем те негативные вещи, которые возникают из-за наших поисков и ожиданий.

Это своего рода зависимость. Такое восприятие себя, мира и своего смысла ведёт к депрессии, тревожным и другим эмоциональным расстройствам.
И разумеется, нельзя называть такую "неосмысленную" жизнь - прозябанием, недостойным высокого звания Человек!

"Живое просто функционирует, в нем нет "смысла".

Вильгельм Райх.



Пермь - 2021