ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итоговое контрольное задание
Инструкция по выполнению: необходимо заполнить правую часть таблицы и указать основных представителей (не менее пяти) того или иного этапа в развитии философии (оценка максимум 10 баллов).
№ | ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ | ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
1. | Античная философия (ранняя и высокая классика) | Фалес, Анаксимандр Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский |
1.2. | Античная философия (периода поздней античности) | |
2. | Философия средних веков | Августин Блаженный, Боэций Северин, Св. Фома Аквинский, Уильям Оккамa, Фома Аквинский |
3. | Философия Возрождения | Николай Коперник, Николай Кузанский, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Франческо Петрарка |
4. | Философия Нового времени: XVII век | Фрэнсис Бэкон,Томас Гоббс, Джон Локк,Рене Декарт, Бенедикт Спиноза |
4.1. | Философия XVIII века – Просвещения | Бенджамин Франклин, Леонард Эйлер, Жорж-Луи Леклер, Антуан Лоран Лавуазье, Карл Линней |
4.2. | Немецкая классическая философия | Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля Людвига Фейербаха |
4.3. | Постклассической философия (вторая половина XIX- начало XX века) | Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Сёрен Кьеркегор, Анри Бергсон Карл Маркс |
4.4. | Русская религиозная философия конца XIX- начала XX века | Алексей Фёдорович Лосев, Яков Семёнович Друскин, Сергей Сергеевич Аверинцев, Александр Владимирович Мень, Сергей Сергеевич Хоружий |
5. | Философия XX века | Зигмунд Фрейд, Карл Поппер, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел, Эдмунд Гуссерль |
Итоговое задание
Задание: необходимо заполнить таблицу и указать основные понятия (не менее пяти) и проблемы (не менее трех) в рамках изученных философских дисциплин.
№ | Наименование философской дисциплины | Основные понятия | Основные философские проблемы |
1. | Онтология | Учение о сущем; учение о бытии как таковом; об отношении материи, бытия, природы к мышлению, сознанию, идеям | а) Формы существования Бытия, его разновидности; б) Статус необходимого, случайного и вероятного – онтологический и гносеологический; Вопрос о дискретности/непрерывности Бытия; Имеет ли Бытие организующее начало либо цель, или развивается по случайным законам, хаотически; Действует ли в Сущем четкие установки детерминизма или оно случайно по своему характеру. |
2. | Гносеология | Познания человеком мира; познание человека самого себя; движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются. | а) Причины познания. Означает выяснение предпосылок к поиску объяснений происходящего. Считается, что они состоят в потребности предугадывать грядущие события при высокой сложности системы, без этого ответ на новые задачи будет постоянно запаздывать. б) Условия получения знаний. К ним относят три компонента: природа, человек и форма отображения реальности при узнавании. в) Поиск источника знаний. Гносеология исследует этот момент с помощью ряда задач, которые должны обеспечить представление о начальном носителе информации, об объекте познания. |
3. | Социальная философия | Философское рассмотрение общества, рассмотрение отношений человека и общества во всей их сложности и многозначности. | а) Какова специфика социального (общественного) бытия и общественного сознания; Существуют ли законы общественной жизни; Как сочетаются свобода и творческая устремленность личности с социальными традициями и нормами; б) Каково соотношение власти и повинности, эмпирического и теоретического познания в общественной жизни; В чем смысл социальной истории; Возможно ли воплощение идеальных моделей общества в действительности. |
4. | Аксиология | Философское учение о ценностях, т.е. о принципах, определяющих мотивы человеческих поступков | а) Несовпадение мира ценностей различных групп людей, отдельных людей, отдельных групп и всего общества.; Раздвоенность между разумом, с одной стороны, и чувствами с волей, с другой стороны; б) Несовпадение приятного и полезного; Проблема выбора большей ценности или меньшей антиценности. |
5. | Философия истории | Историческое сознание, историческая память, историческое время, общественная формация, базис, надстройка, производительные силы, производственные отношения, цивилизация. | а) Соотношения социально-исторического, этнического и природного факторов в историческом процессе; Зарождения и развития человеческого общества, которая представлена рядом концепций: креационистской, трудовой, игровой, психоаналитической; б) Проблема носителя исторического процесса, роли личности и народных масс в нем; Проблема смысла, цели и логики исторического процесса, соотношения необходимости и случайности, континуальности и дискретности, революционных и эволюционных фаз в нем; в) Проблема поиска общих оснований истории человечества, а также уникальных, неповторимых черт в истории отдельных народов, культур, цивилизаций; г) Проблема логической структуры объяснения и понимания, предпосылок, методов и принципов исторического исследования, особенностей понятийного языка исторической науки. |