Файл: Протокол Ретинский М. В. от Приказ от.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Перспективное планирование (подготовительная группа)

№ п\п

Тема занятия

Программное содержание

1.

Гуляй, да присматривайся.

Пииииььь

2.

Не печь кормит, а руки.

Закрепить знания детей о русской печке, о кухонной утвари, об овощах на русском столе. Расширять словарный запас.

3.

Осенины. Оспожинки.

Познакомить детей с народными названиями сентября, с праздником Оспожинки. Рассказать об огромном значении земли для людей, отраженном в фольклоре. Расширять словарный запас.

4.

Домотканые половики и техника их изготовления.

Знакомство детей с домоткаными половиками и техникой их изготовления.

5.

Сия прялка изрядна - хозяюшка опрятна.

Познакомить детей с прялкой, прядением пряжи в старые времена. Развивать интерес к ручному труду. Познакомить со сказкой Ш.Перро «Спящая красавица».

6.

Красному гостю – красный угол.

Уточнить представления детей о традиции русского гостеприимства, рассказать о некоторых связанных с ним старинных обычаях и приметах. Дать представление об отражении темы гостеприимства в фольклоре.

7.

Полотенце вышивала петухами, утками.

Познакомить детей с искусством вышивки, с элементами узора. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, и мастер отражает то, что нравится, что вызвало интерес, удивление. Вызвать интерес к рукоделию, изделиям народных мастериц.

8.

Семья вместе – душа на месте.

Сформировать представление о родословной

9.

Злое истребление. Монголо – татарское нашествие.

Рассказать о монголо-татарском нашествии и предания о граде Китеже. Познакомить со старинным оружием.

10.

Коса – девичья краса.

Дать детям представление о старинных женских прическах. Расширять словарный запас.

11.

Женские головные уборы. Традиционные женские головные уборы.

Способствовать формированию интереса детей к русскому женскому головному убору, их разновидностями; обогатить словарный запас детей словами: венец, повой, кичка, кокошник, развивать память, зрительно-моторную координацию воспитывать интерес к национальной культуре.

12.

Народная игрушка - деревянная игрушка.

Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева; обобщать словарный запас.

13.

В морозный денек – да за сказочку.

Познакомить детей со сказкой (бытовой, волшебной, о животных) как жанром устного народного творчества. Учить чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (зачин, концовка, сравнение, усиление, многозначность слова, напевность русской речи и т.п.)  

14.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Рассказать детям о необходимости обучения, о создателях славянской письменности Кирилле и Мефодии, о значимости возникновения письменности для всего славянского народа. Познакомить с историей возникновения письменности на Руси, рассказать о первопечатнике И.Федорове, о дне Наума – грамотника.

15.

Зимушка – зима.

Продолжить знакомить детей с произведениями пейзажной живописи.

16.

Зима не лето – в шубу одета.

Учить детей устанавливать взаимосвязи в природе, делать умозаключения и выводы. Рассказать о старинной зимней одежде. Продолжать развивать интерес к истории и культуре русского народа.

17.

Голубая Гжель.

Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа, с традиционными русскими ремеслами. Познакомить с гжельским промыслом.

18.

Пришла коляда, отворяй ворота.

Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям.

19.

И сила уму уступает.

Рассказать детям понятие о значении ума, мудрости в жизни человека и окружающих его людей. Продолжать через устное народное творчество знакомить детей с жизнью народа, его прошлым, его обычаям и традициям.

20.

Волшебная палочка

Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

21.

Путешествие на златогривой чудо – тройке. Русское народное декоративно – прикладное творчество. Мастера Палеха.

Познакомить детей с образом коня в русском народном декоративно – прикладном творчестве. Рассказать о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку.

22.

Сретенье.

Познакомить детей с праздником Сретенье, с его традициями, с музыкальным и поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником.

23.

Зимние узоры. Вологодское кружево.

Познакомить с творчеством вологодских кружевниц.

24.

Богатыри земли русской.

Рассказать детям о князе Владимире Красное Солнышко – умелом воине и мудром правителе. Познакомить с картиной В.Васнецова «Богатыри». Развивать интерес к былинной живописи, ее героям – русским богатырям. Расширять словарный запас.

25.

Своя земля и в горести мила.

Продолжать рассказ о защитниках Отечества. Познакомить с картинами: В.Васнецова «Витязь на распутье», Н.Рерих «Илья Муромец». Развивать у детей интерес к былинной живописи.

26.

Нет милей дружка, чем родная матушка.

Передать детям высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа. Продолжать знакомить с русским фольклором (колыбельными песнями).

27.

Широкая Масленица.

Рассказать детям о Масленице, о традициях, связанных с этим праздником.

28.

Весна – красна.

Развивать эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие произведения пейзажной живописи.

29.

Сороки.

Познакомить детей с праздником Сороки, весенним музыкально-поэтическим творчеством (загадки, заклички, весенние хороводы).  

30.

Шутка греет человека.

Познакомить детей с малыми фольклорными жанрами: молчанками, кричалками, небылицами, частушками. Помочь почувствовать красоту и выразительность русского языка.

31.

Где песня поется, там весело живется.

Познакомить детей с плясовой, хороводной песней как жанром музыкального народного творчества, учить передавать характер песен при исполнении.

32.

Декоративно – прикладное искусство. Вернисаж.

Развивать внимание, мышление, речь; определить уровень знаний ребенка старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве.

33.

Креативное рукоделие. Цепочка из воздушных петель.

Заинтересовать детей с вязанием крючком.

34.

Русская березка.

Познакомить детей с обрядами, связанными с березой. Познакомить с картинами: И.Левитан «Березовая роща», А.Куинджи «Березовая роща», вызвать желание любоваться красотой русского пейзажа.



4. Планируемые результаты реализации программы:



    • формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа;

    • наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;

    • приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;

    • развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.



    Условия реализации программы


К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

- материально-техническое обеспечение – кабинет, костюмы, декорации;

- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет - источники;

- кадровое обеспечение – реализацией программы занимается педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.


  1. Формы аттестации


Итоговые занятия в форме показа творческих работ с приглашением зрителей проводятся в конце учебных полугодий.


  1. Оценочные материалы


В процессе освоения обучающимися предмета Программы преподаватель осуществляет оперативное управление учебным процессом, контролируя качество полученных знаний, умений и навыков в соответствии с определѐнными критериями и показателями, а также обеспечивает обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции аттестационных мероприятий.


  1. Методические материалы


Особенности организации образовательного процесса: очно

Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, игровой и воспитание, убеждение, поощрение, упражнение;

Формы организации образовательного процесса: групповая;

Формы организации учебного занятия - игра, открытое занятие, соревнование.

Педагогические технологии - технология группового обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.

9. Список литературы

  1. Бойчук И.Т. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским национальным творчеством. Перспективное планирование, конспекты бесед. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013г.

  2. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л.А. Кондрыкинской – М.: ТЦ Сфера, 2013 г.

  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. – сост. Л.С.Куприна и др. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010 г.

  4. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры/В.В.Малова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.

  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2006 г.

  6. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 – 7 лет / авт.-сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014 г.

  7. Познание предметного мира: комплексные занятия. Старшая группа/ авт. – сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2014 г.



Диагностическое исследование знаний и умений на начало __________ учебного года по этнокультурному развитию в _________группе































Теоретические знания

Знания о жанрах устного народного творчества

























Знание о быте русского народа и традициях народной культуры

























Знание истории русского народного костюма

























Знание  народных подвижных игр

























Знание русского народного прикладного искусства

























Знает достопримечательности своего города

























Практические знания

Называет любимые сказки, героев сказок

























Умение выразительно, в собственной манере пересказывать отрывок из сказки

























Использует в речи потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, считалки, загадки.

























Умеет играть в подвижные и хороводные игры

























Умение играть на национальных инструментах

























Умение слушать и передавать в процессе практической деятельности эмоций и состояния, характер, движения национальных образов

























Умение рисовать орнамент в различных геометрических формах

























Умеет украшать бумажный силуэт декоративной росписью.

























Умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла

























Умеет лепить игрушки из пластилина

























Результат



























Методы оценки результативности программы:
      Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
      Результаты продуктивной деятельности детей.
Критерии мониторинга
Старшая группа

  1. Понимать значение слов: изба, хозяйка, колыбелька.

  2. Иметь представления:

  • О русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и внутреннем убранстве;

  • Устном народном творчестве – заклички, колядки, небылицы, считалки;

  • Истории возникновения предметов быта;

  • О русской народной игрушке – матрешке, игрушках из глины;

  • Предметах старинного быта: самовар, ухват, чугунок, лавка, варежка, пряжа, прялка;

  • Характерных особенностях русского костюма;

  • Старинной русской обуви – лапти;

  • Малых формах фольклора: потешки, песни;

  • Народных праздниках Осенины, Масленица;

  1. Знать и объяснять значение слов: ремесло, рукоделие, промыслы, значение народных праздников и гуляний: ярмарка, Масленица и др.

Подготовительная группа

  1. Иметь представления:

  • О русской печке, ее назначении, приспособлениях: ухват, кочерга, деревянная лопата, полено;

  • Народной игрушке («кукле – закрутке», матрешке); игрушке из глины (каргопольской, филимоновской, дымковской); игрушке из дерева;

  • Видах женского рукоделия, мужских ремесел, народных промыслов;

  • Народных праздниках и их традициях;

  • Истории возникновения книги, азбуки и ее предшественниках.

  1. Понимать и объяснять значение слов: музей, экспонаты, выставка, экскурсовод.


Приложение 1