ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перспективное планирование (подготовительная группа)
№ п\п | Тема занятия | Программное содержание |
1. | Гуляй, да присматривайся. | Пииииььь |
2. | Не печь кормит, а руки. | Закрепить знания детей о русской печке, о кухонной утвари, об овощах на русском столе. Расширять словарный запас. |
3. | Осенины. Оспожинки. | Познакомить детей с народными названиями сентября, с праздником Оспожинки. Рассказать об огромном значении земли для людей, отраженном в фольклоре. Расширять словарный запас. |
4. | Домотканые половики и техника их изготовления. | Знакомство детей с домоткаными половиками и техникой их изготовления. |
5. | Сия прялка изрядна - хозяюшка опрятна. | Познакомить детей с прялкой, прядением пряжи в старые времена. Развивать интерес к ручному труду. Познакомить со сказкой Ш.Перро «Спящая красавица». |
6. | Красному гостю – красный угол. | Уточнить представления детей о традиции русского гостеприимства, рассказать о некоторых связанных с ним старинных обычаях и приметах. Дать представление об отражении темы гостеприимства в фольклоре. |
7. | Полотенце вышивала петухами, утками. | Познакомить детей с искусством вышивки, с элементами узора. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, и мастер отражает то, что нравится, что вызвало интерес, удивление. Вызвать интерес к рукоделию, изделиям народных мастериц. |
8. | Семья вместе – душа на месте. | Сформировать представление о родословной |
9. | Злое истребление. Монголо – татарское нашествие. | Рассказать о монголо-татарском нашествии и предания о граде Китеже. Познакомить со старинным оружием. |
10. | Коса – девичья краса. | Дать детям представление о старинных женских прическах. Расширять словарный запас. |
11. | Женские головные уборы. Традиционные женские головные уборы. | Способствовать формированию интереса детей к русскому женскому головному убору, их разновидностями; обогатить словарный запас детей словами: венец, повой, кичка, кокошник, развивать память, зрительно-моторную координацию воспитывать интерес к национальной культуре. |
12. | Народная игрушка - деревянная игрушка. | Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева; обобщать словарный запас. |
13. | В морозный денек – да за сказочку. | Познакомить детей со сказкой (бытовой, волшебной, о животных) как жанром устного народного творчества. Учить чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (зачин, концовка, сравнение, усиление, многозначность слова, напевность русской речи и т.п.) |
14. | Грамоте учиться – всегда пригодится. | Рассказать детям о необходимости обучения, о создателях славянской письменности Кирилле и Мефодии, о значимости возникновения письменности для всего славянского народа. Познакомить с историей возникновения письменности на Руси, рассказать о первопечатнике И.Федорове, о дне Наума – грамотника. |
15. | Зимушка – зима. | Продолжить знакомить детей с произведениями пейзажной живописи. |
16. | Зима не лето – в шубу одета. | Учить детей устанавливать взаимосвязи в природе, делать умозаключения и выводы. Рассказать о старинной зимней одежде. Продолжать развивать интерес к истории и культуре русского народа. |
17. | Голубая Гжель. | Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа, с традиционными русскими ремеслами. Познакомить с гжельским промыслом. |
18. | Пришла коляда, отворяй ворота. | Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям. |
19. | И сила уму уступает. | Рассказать детям понятие о значении ума, мудрости в жизни человека и окружающих его людей. Продолжать через устное народное творчество знакомить детей с жизнью народа, его прошлым, его обычаям и традициям. |
20. | Волшебная палочка | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. |
21. | Путешествие на златогривой чудо – тройке. Русское народное декоративно – прикладное творчество. Мастера Палеха. | Познакомить детей с образом коня в русском народном декоративно – прикладном творчестве. Рассказать о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку. |
22. | Сретенье. | Познакомить детей с праздником Сретенье, с его традициями, с музыкальным и поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником. |
23. | Зимние узоры. Вологодское кружево. | Познакомить с творчеством вологодских кружевниц. |
24. | Богатыри земли русской. | Рассказать детям о князе Владимире Красное Солнышко – умелом воине и мудром правителе. Познакомить с картиной В.Васнецова «Богатыри». Развивать интерес к былинной живописи, ее героям – русским богатырям. Расширять словарный запас. |
25. | Своя земля и в горести мила. | Продолжать рассказ о защитниках Отечества. Познакомить с картинами: В.Васнецова «Витязь на распутье», Н.Рерих «Илья Муромец». Развивать у детей интерес к былинной живописи. |
26. | Нет милей дружка, чем родная матушка. | Передать детям высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа. Продолжать знакомить с русским фольклором (колыбельными песнями). |
27. | Широкая Масленица. | Рассказать детям о Масленице, о традициях, связанных с этим праздником. |
28. | Весна – красна. | Развивать эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие произведения пейзажной живописи. |
29. | Сороки. | Познакомить детей с праздником Сороки, весенним музыкально-поэтическим творчеством (загадки, заклички, весенние хороводы). |
30. | Шутка греет человека. | Познакомить детей с малыми фольклорными жанрами: молчанками, кричалками, небылицами, частушками. Помочь почувствовать красоту и выразительность русского языка. |
31. | Где песня поется, там весело живется. | Познакомить детей с плясовой, хороводной песней как жанром музыкального народного творчества, учить передавать характер песен при исполнении. |
32. | Декоративно – прикладное искусство. Вернисаж. | Развивать внимание, мышление, речь; определить уровень знаний ребенка старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве. |
33. | Креативное рукоделие. Цепочка из воздушных петель. | Заинтересовать детей с вязанием крючком. |
34. | Русская березка. | Познакомить детей с обрядами, связанными с березой. Познакомить с картинами: И.Левитан «Березовая роща», А.Куинджи «Березовая роща», вызвать желание любоваться красотой русского пейзажа. |
4. Планируемые результаты реализации программы:
-
-
формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа; -
наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов; -
приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами; -
развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Условия реализации программы
-
К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:
- материально-техническое обеспечение – кабинет, костюмы, декорации;
- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет - источники;
- кадровое обеспечение – реализацией программы занимается педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
-
Формы аттестации
Итоговые занятия в форме показа творческих работ с приглашением зрителей проводятся в конце учебных полугодий.
-
Оценочные материалы
В процессе освоения обучающимися предмета Программы преподаватель осуществляет оперативное управление учебным процессом, контролируя качество полученных знаний, умений и навыков в соответствии с определѐнными критериями и показателями, а также обеспечивает обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции аттестационных мероприятий.
-
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очно
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, игровой и воспитание, убеждение, поощрение, упражнение;
Формы организации образовательного процесса: групповая;
Формы организации учебного занятия - игра, открытое занятие, соревнование.
Педагогические технологии - технология группового обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
9. Список литературы
-
Бойчук И.Т. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским национальным творчеством. Перспективное планирование, конспекты бесед. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013г. -
Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л.А. Кондрыкинской – М.: ТЦ Сфера, 2013 г. -
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. – сост. Л.С.Куприна и др. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010 г. -
Малова В.В. Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры/В.В.Малова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г. -
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2006 г. -
Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 – 7 лет / авт.-сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014 г. -
Познание предметного мира: комплексные занятия. Старшая группа/ авт. – сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2014 г.
Диагностическое исследование знаний и умений на начало __________ учебного года по этнокультурному развитию в _________группе
| | | | | | | | | |
Теоретические знания | Знания о жанрах устного народного творчества | | | | | | | | |
Знание о быте русского народа и традициях народной культуры | | | | | | | | | |
Знание истории русского народного костюма | | | | | | | | | |
Знание народных подвижных игр | | | | | | | | | |
Знание русского народного прикладного искусства | | | | | | | | | |
Знает достопримечательности своего города | | | | | | | | | |
Практические знания | Называет любимые сказки, героев сказок | | | | | | | | |
Умение выразительно, в собственной манере пересказывать отрывок из сказки | | | | | | | | | |
Использует в речи потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, считалки, загадки. | | | | | | | | | |
Умеет играть в подвижные и хороводные игры | | | | | | | | | |
Умение играть на национальных инструментах | | | | | | | | | |
Умение слушать и передавать в процессе практической деятельности эмоций и состояния, характер, движения национальных образов | | | | | | | | | |
Умение рисовать орнамент в различных геометрических формах | | | | | | | | | |
Умеет украшать бумажный силуэт декоративной росписью. | | | | | | | | | |
Умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла | | | | | | | | | |
Умеет лепить игрушки из пластилина | | | | | | | | | |
Результат | | | | | | | | |
Методы оценки результативности программы:
Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
Результаты продуктивной деятельности детей.
Критерии мониторинга
Старшая группа
-
Понимать значение слов: изба, хозяйка, колыбелька. -
Иметь представления:
-
О русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и внутреннем убранстве; -
Устном народном творчестве – заклички, колядки, небылицы, считалки; -
Истории возникновения предметов быта; -
О русской народной игрушке – матрешке, игрушках из глины; -
Предметах старинного быта: самовар, ухват, чугунок, лавка, варежка, пряжа, прялка; -
Характерных особенностях русского костюма; -
Старинной русской обуви – лапти; -
Малых формах фольклора: потешки, песни; -
Народных праздниках Осенины, Масленица;
-
Знать и объяснять значение слов: ремесло, рукоделие, промыслы, значение народных праздников и гуляний: ярмарка, Масленица и др.
Подготовительная группа
-
Иметь представления:
-
О русской печке, ее назначении, приспособлениях: ухват, кочерга, деревянная лопата, полено; -
Народной игрушке («кукле – закрутке», матрешке); игрушке из глины (каргопольской, филимоновской, дымковской); игрушке из дерева; -
Видах женского рукоделия, мужских ремесел, народных промыслов; -
Народных праздниках и их традициях; -
Истории возникновения книги, азбуки и ее предшественниках.
-
Понимать и объяснять значение слов: музей, экспонаты, выставка, экскурсовод.
Приложение 1